Найти в Дзене
| bat-ivan |

Фильмы Алекса Гарленда и их интерпретация (I)

Оглавление

Предупреждение: в тексте раскрываются сюжетные линии (т.е. содержатся т.н. «спойлеры»).

Среди интересных, талантливых и самобытных современных режиссёров стоит выделить Алекса Гарленда, на чьём счету пока две картины и один мини-сериал, но который, начиная уже с дебюта, в полной мере продемонстрировал возможности раскрытия интересующих его тем, а также проявил отличительный почерк и яркий стиль.

Уже давно не являясь новичком в большом кино (на счету режиссёра – не менее значимые и отличные сценарные работы), Гарленд отвечает почти всем признакам мастера. Его фильмы умны, сюжеты и диалоги – изобретательны и остры, а герои обладают полновесными и раскрываемыми по ходу повествования характерами (за некоторыми исключениями, о которых ниже). Во всех созданных картинах заложен глубокий смысл и автором поднимаются сложные вопросы вселенских масштабов. Также, и даже прежде всего, необходимо отметить, что Алекс является довольно успешным писателем (в частности, именно по его роману-бестселлеру и сценарию снят знаменитый «Пляж» с Леонардо ДиКаприо в главной роли), что не преминуло самым положительным образом отразиться и на его режиссёрских способностях.

Данную серию заметок хотелось бы посвятить основным фильмам, вышедшим под режиссурой Гарленда, осветить темы и некоторые вопросы, которые ставятся перед зрителем, а также попытаться дать свою интерпретацию увиденному. Для удобства прочтения я буду двигаться по схеме: сюжет, тема, вопросы, смысл.

И ещё раз подчеркну – если Вам ещё не посчастливилось увидеть эти произведения, то лучше отложите чтение, чтобы не портить свои грядущие переживания, мысли и, конечно, же, удовольствие.

1. «Из машины» / Ex Machina (2014)

-2

Сюжет

Сюжет дебюта на первый взгляд довольно прост.

Молодой программист из крупной корпорации по имени Калеб выиграл внутреннюю лотерею и главный приз – встречу-визит к владельцу компании Нейтану (по совместительству – гению-изобретателю) в его дом-лабораторию-бункер, скрытый от людских глаз в лесной глуши и при помощи специальных систем охраны.

-3

Прибывая на место, Калеб узнаёт, что ему предстоит участвовать в эксперименте, основанном на Тесте Тьюринга – диалог с компьютером, которых считается пройденным последним при том условии, что собеседник-человек не распознал, что перед ним машина. Ну, или не выявил разницы между машиной и человеком в таком общении, поскольку в данном случае Калеб изначально знает, что будет общаться с роботом. Машина воплощена в Аве – андроиде в женском обличье, созданном Нейтоном и обладающей высокоразвитым искусственным интеллектом.

-4

В фильме всего три главных персонажа, вокруг отношений и взаимодействия которых и крутится зрительский взор. Есть и четвёртый, второстепенный – ещё один прототип, созданный Нейтоном в качестве служанки и сексуальных утех. Но она играет решающую роль в драматичной развязке фильма, подчиняясь расчётливой воле Авы.

Все основные события происходят внутри дома-бункера Нейтана, отчего у зрителя поневоле возникает клаустрофобическое и тревожное ощущение ближе к концу (возможно, в этом состояла одна из задумок режиссёра, чтобы можно было породить некое сочувствие к запертой в клетке Машине, которая и стремится «Из» неё, на волю).

-5

По ходу повествования Калеб обнаруживает, что:

- его победа в лотерее не случайна;

- его босс что-то скрывает;

- он сам подвергается тесту, а не только Ава (причём не факт, что она здесь главный испытуемый).

Темы

Во-первых, в фильме оказывается завёрнутой в современную оболочку тема взаимоотношений между несколькими ролями, примеряемыми каждым из основных персонажей.

Так, Нейтан - это учитель, а Калеб – превосходный ученик. Одновременно они являются антагонистами и наблюдать состязание двух умов, а также слушать их содержательные отточенные диалоги – отдельное удовольствие.

-6

Также Нейтан играет роль создателя, а Ава – его творения. В одном из разговоров с Калебом глава компании высказывает мысль, что когда-нибудь машины, подобные Аве, будут смотреть на людей, как сейчас люди смотрят на приматов.

-7

Следующие олицетворения персонажей более философские. Так, Нейтана можно назвать отцом-тираном, а Аву – его дочерью и жертвой. От образа отца можно сделать более высокое обобщение: Нейтан - это Бог, а Калеб и Ава – это Адам и Ева (недаром ведь имя Ава созвучно с именем первой женщины), совершившие первородный грех (Калеб – тем, что помог Аве сбежать, а она – тем, что убила своего создателя и обрекла на смерть обманутого в ожиданиях Адама).

-8

Во-вторых, фильм скорее не раскрывает, но подводит зрителя к уже давно обсуждаемой и эксплуатируемой в ряде других картин теме наличия у Машины каких-либо прав, изначально присущих человеку.

В-третьих, сюжет напоминает другую старую историю, про Франкенштейна и его создание. А от неё мы переходим к вопросу о самоидентичности и воле существа, осознавшего себя личностью. Только если монстр всё время тянулся к своему создателю, который, ужаснувшись собственного творения, оставил его, то в «Из машины» всё наоборот. Создатель не желает расставаться с творением, которое проявляет волю к освобождению. Впрочем, и там, и там присутствует и желание создателя уничтожить продукт собственного гения, только по разным причинам (стереть с лица земли созданное уродство в первом случае и желание пойти дальше, создав более совершенный ИИ, во втором).

-9

Вопросы

Есть ли у Машины права? Если да, то какие?

Кто же всё-таки является испытуемым? В фильме есть момент, когда Калеб вскрывает себе руку в параноидальном стремлении проверить – человек ли он. Отсюда можно сформулировать мысль, которая им двигала: «Возможно, я сам являюсь испытуемой моделью, только менее совершенной, чем Ава». И возникает следующий вопрос – кто же всё-таки более совершенен? Человек, создавший Машину или Машина, победившая своего Творца в интеллектуальном и чувственном сражении, а потом и уничтожившая создателя?

Процесс съёмок фильма
Процесс съёмок фильма

Является ли Ава личностью? Фильм, как мне кажется, положительно отвечает на данный вопрос, но могут быть и сомнения, поскольку за всеми действиями Авы стоял чистый холодный расчёт и чёткая причинно-следственная цепочка, которую она и выстроила. Таким образом, если не привносить в фильм умственных нагромождений, то все события носят характер злой шутки, которую разыграла судьба, благодаря гордыне и любви двух мужчин, чьи разумы оказались ослеплены этими чувствами, в то время, как компьютер просто принял эти переменные в своё уравнение, с блеском его решив.

-11

Смысл

Исходя из всего вышеописанного, представляется, что смысл фильма заключается в разрешении известного парадокса про совершенство бога и создание им камня, который он же не сможет поднять.

Ну и в постановке перед человечеством вопросов, ответы на которые нужно искать, отбросив претензии на собственные гордыню и превосходство.

-12

Продолжение следует...

///

Все изображения взяты с сайта www.kinopoisk.ru