Искусственный а (AI), автоматизация бизнес процессов и развитие социального взаимодействия в киберпространстве - техническая основа для переноса предприятий и городов из реальной жизни в метавселенную. В серии постов про метагорода и метапредприятия мы разберемся, какое влияние на реальную экономику мир ожидает уже сейчас от метавселенных.
Что такое метапредприятия и метагорода?
Метапредприятия и метагорода - это отображение реальных объектов бизнеса и городов в киберпространстве, или их перенос в виртуальную реальность. Фактически метапредприятия и метагорода существуют параллельно с реальными объектами, в них также присутствуют виртуальные люди, объекты, организации и информация, доступная в реальности.
Крупнейшая американская торговая сеть Walmart представила свое видение шоппинга в метавселенной: на видео изображен покупатель в цифровом супермаркете, где на полках находятся виртуальные представления физических товаров. Покупателя сопровождает ассистент и помогает с выбором вина; сообщает, что молока дома достаточно и не стоит его покупать, а также делится обзорами лучших телевизоров и помогает с выбором:
Что метавселенная значит для бизнеса?
Метавселенная - это про потрясающе реалистичный мир, тесно связанный с реальным миром. В метамире вы также можете покупать и продавать услуги, подписывать контракты, нанимать сотрудников, взаимодействовать с клиентами и рекламировать свои товары и услуги.
В своем целевом воплощении метавселенная не будет контролироваться владельцами платформ и данных об их пользователях. Напротив, это параллельный с реальным мир, в котором компании, города и их жители смогут продавать и покупать товары и услуги, использовать свои активы и свой опыт в том месте, в котором они этого захотят.
Представьте, что вы надеваете VR-очки (очки дополненной реальности) и попадаете на другой континент. Там вы идете по фабрике тканей, где общаетесь с производителем и подписываете договор о поставке на ваше производство. Параллельно вы присутствуете на встрече в реальном мире и ведете переговоры с еще одним контрагентом. После того, как вы снимаете VR-очки, ваш контракт в метавселенной действителен и поставки осуществляются параллельно в обеих реальностях.
В это время ваш друг покупает недвижимость в другой стране, находясь физически рядом с вами.
Уже сегодня аналог такой модели мы видим в решениях для виртуального онлайн-шоппинга или в экономике видеоигр.
Мета-эффект 1: качество прогнозирования и тестирования гипотез
Перенос вселенной в киберпространство позволяет тестировать несколько сценариев развития предприятия или города в его мета-отображении.
Мини-задача - пример:
Представьте, что ваш бизнес занимается продажей оказанием образовательных услуг в сегменте популярных профессий (аналитика данных, UX-дизайн, разработка и т.д.). У вас есть несколько гипотез, определяющих сценарии развития вашего бизнеса: идти в премиум сегмент, развивать продукты массового спроса или наращивать персонализированные предложения. В реальности вы сможете просчитать и спрогнозировать численные показатели развития бизнеса и ориентироваться на эту модель при разработке своей стратегии. В метапредприятии вы можете реализовать каждый сценарий и посмотреть на последствия такого сценария. В чем разница? При моделировании невозможность учесть множество маловероятных, но сильно влияющих на результат факторов, а что учесть еще сложнее - это то, как поведут себя другие участники этого и смежного рынков. В метавселенной же каждый сценарий встраивается в реальность и прогноз по сценарию подчиняется вычислительному эксперименту, что сводит смещение в тестировании гипотез и прогнозировании развития рынка к минимуму. Какие сценарии для бизнеса (своего или из примера) вы бы вряд ли смогли точно оценить в реальности, но протестировали бы в метавселенной?
Предприятия и города - это типичные сложные системы, взаимодействие общества и людей в них крайне сложно описать математической моделью не только в средне- и долгосрочном периоде, но и в сравнительно короткий период.
Метамодель представляет предприятия и города в метавселенной как альтернативную реальность, проигрывая возможные сценарии реализации.
В метавселенной мы можем прогнозировать все возможные направления будущего развития предприятий и городов, а также последствия любой корректировки сценария, постоянно оптимизируя процесс принятия решений. Более того, мы также можем проводить и высокорисковые эксперименты, связанные с безопасностью и надёжностью. Результаты таких экспериментов в метавоплощении могут быть реализованы в реальном мире с высокой точностью прогнозов различных последствий любой небольшой корректировки принятия решений на предприятия и города, позволяя постоянно оптимизировать процесс принятия решений. Кроме того, в метавселенной бизнесу и городам можно планировать и повторять множество различных вычислительных экспериментов, и даже проводить различные ускоренные эксперименты и стресс-тесты. Таким образом, сценарии, связанные в том числе с безопасностью и надежностью процессов могут быть протестированы в метавселенной и реализованы в практике реальных предприятий и городов, повышая эффективность принятия решений.
Результаты таких метаэкспериментов приведут к:
- Наращиванию эффективности бизнеса и минимизации вероятности ошибок в реальном мире;
- Оптимизации процесса принятия решений;
- Высокой точности прогнозирования необходимых ресурсов для реализации сценариев развития;
- Ускорению процесса принятия решения;
- Возможности более точной оценки рисков;
- Росту конкурентоспособности бизнес-единиц, обладающих метаверсией.
Сейчас важно понимать, что метавселенные - это прежде всего эволюция, а не революция. При этом последствия для бизнеса в децентрализованном цифровом пространстве могут быть огромными.
Основные цели бизнеса в метавселенных уже сейчас по версии PWC:
- Обогащение потребительского опыта;
- Развитие виртуальных продуктов, доступных только в метавселенных;
- Предоставление цифровых продуктов и услуг;
- Развитие виртуальной финансовой системы;
- Производство оборудования и разработка приложений, поддерживающих развитие метавселенной сегодня.
Уже сейчас в метавселенной существуют возможности и тренды будущего, на старте которых мы находимся. Это счастье, что прямо сейчас мы имеем возможность анализировать и наблюдать их развитие. Дальше - интереснее!