Найти тему
Православный

Иеровоам: отделение Севера

Пока сын Соломона Ровоам царствует в Иерусалиме, Иеровоам, который был у Соломона начальником оброчных работ, поднимает мятеж и приобретает симпатии народа. При поддержке пророка Ахии, обещающего ему династию, как Давиду, но при условии, что он останется верным Богу и Его заповедям, Иеровоам учиняет раскол, основывая на севере царство, которое будет сопер­ничать с Иерусалимом.

Иеровоам знает, что там, где отсутствует династический принцип, наиболее распространенный способ стать наследником царя — это убить его (3 Цар 12. 27). Для консолидации он решает сделать ход в религиозной сфере, воспользовавшись ог­ромным престижем одного места: Вефиля. Именно там Иаков видел восходящих и нисходящих ан­гелов и дал обет возвести когда-нибудь на этом месте "дом Божий" (Быт 28. 22). Выбрать Вефиль в качестве "царского святилища" — удачная идея. Другая идея — добавить к этому еще святилище Дана на границе с Ливаном — менее удачна. Хуже всего то, что в обоих храмах поклоняются "золо­тому тельцу". Представить Бога не просто золотым тельцом, а целыми двумя — это уже чересчур!

Нам известно мало о фигуре Иеровоама, больше — о пророках, появлявшихся в его царст­вование. История начинается скорее хорошо, чем плохо. Пророк Самей убеждает Ровоама не начи­нать войны со "своими братьями" с Севера, войны ради восстановления единства. Разделение, го­ворит он, "происходит от Бога". За этим следуют два рассказа, каждый из которых при ближайшем рассмотрении касается судьбы династий, соответст­венно, Давида (Иерусалимский царь) и Иеровоама (незаконный царь).

Первому рассказу, который представляет собой народную легенду, можно дать различные названия: "Почему живые лев и осел оказались около мертвого пророка", или же: "Как один про­рок, обманув другого, доказал, что весть того была подлинной". Современные люди по-разному будут толковать эту историю (3 Цар 12. 26 - 13. 32)... Может быть, следовало бы отсоветовать некото­рым читать ее. Зато другие распробуют ее вкус. Вот ее персонажи: "человек Божий" (так в древ­ние времена называли пророков), царь Иеровоам, "старый пророк", его сыновья, осел, лев, прохожие.

Человек Божий торжественно послан про­рочествовать против Вефильского жертвенника — того жертвенника, который должен конкури­ровать с Иерусалимским. Сын дома Давидова, го­ворит он, сын единственного законного царя, раз­рушит этот жертвенник. В подтверждение пред­сказания, а также миссии этого пророка Бог иссу­шает руку Иеровоама, а затем исцеляет ее сразу же после того, как Его посланник помолился об этом. Когда царь, которого знамение убедило, приглашает посланника к столу, тот вынужден отклонить приглашение: Бог, отвечает он, повелел ему ничего не вкушать, пока он не вернется к себе.

Тем временем один старый пророк узнаёт от своих сыновей о происшедшем событии, не упустив и последней детали: человек Божий дол­жен вернуться натощак. Старый пророк встречает человека Божия, когда тот идет к себе домой, и, пригласив его отужинать, получает тот же ответ, что и царь: нет. Знай, говорит тогда старец, что ангел велел мне пригласить тебя. Старец "солгал ему" (3 Цар 13. 18). Человек Божий поверил; они вместе "едят хлеб и пьют воду". Это испытание приемом пищи оказывается решающим: "Ты не повиновался Богу, ты умрешь и не будешь погре­бен с отцами твоими", — говорит старец. Сказав это, он седлает осла для горемыки, который отправ­ляется дальше в путь.

Осел будет играть здесь незаменимую роль — не столько как ездовое животное, сколько как знак Появляется лев, который, умертвив непослушного человека Божия, тем не менее, не съедает ни его самого, ни его осла, но остается на месте до тех пор, пока прохожие не сообщат старому пророку о таком небывалом событии. Это происходит как свидетельство того, что, во-первых, не кто иной, как Господь, покарал человека Божия; во-вторых, если Он его наказал, значит, тот был действительно Им послан; и, в-третьих, стало быть, его проро­чество о Вефиле было подлинным. А на основании этого можно с уверенностью ожидать, что какой- то потомок Давида в один прекрасный день придет упразднить Вефильское идолопоклонство! Не ос­тается ничего другого, как положить тело человека Божия на чудесным образом оставшегося в живых осла, похоронить горемыку, оплакав его и совершив в его память особенно трогательный знак почтения, приличествующий ему: "Когда я умру, положите мои кости рядом с его костями", — велит старый пророк своим сыновьям.

Какой из нескольких уроков выбрать? — "Повинуйся больше Богу, чем ангелу"... — "Ошибоч­ный шаг пророка может стать причиной его гибели, но его память не будет от этого менее дорога"... — Этот рассказ не берется судить, а тем более — наставлять. Его основная линия, несомненно, та же, которая появится вновь в Евангелии: когда на вас от Бога возложена какая-то миссия, "никого на дороге не приветствуйте" (Лк 10. 4). Истолкуем это повеление так: всё объединится, чтобы миссия, исходящая от Бога, стала мирской.

А вот вторая история. Она иллюстрирует крайнюю ненадежность рода Иеровоама. Его сын при смерти. Напрасно мать, переодевшись, идет к пророку, чтобы тот исцелил ребенка. Однако ведь этот пророк — не кто иной, как Ахия Силомлянин, который поощрял раскол, учиненный самим Иеровоамом, и, более того, пообещал царю Севера наследников, но при условии, что тот останется верен Богу. История Иеровоама закончится на этом напоминании о ее начале. Ахия слеп, но он про­рок. Он узнаёт царицу, хотя она и скрыла свою внешность, и тотчас же отнимает у нее надежду, которую когда-то дал: спасение остается привя­занным к роду Давидову. Царь Иеровоам — идоло­поклонник. Его сын умрет. И, тем не менее, этот сын был единственным из дома Иеровоамова, в ком "нашлось нечто доброе" (3 Цар 14. 13).

[Пророк-старец] нашел тело [того человека Божия], брошенное на дороге; осел же и лев стояли подле тела. [. . .Он сказал] : Сбудет­ся слово, которое он по повелению Господню произнес о жертвеннике.

3 Цар 13. 28, 32

Любви и Мира, братья и сестры!

Храни Вас Господь!

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы увидеть больше!