Скажу сразу, я не обладаю никакой инсайдерской информацией, и все, что я напишу- это мои выводы из того, что я вижу сейчас вокруг.
Итак, первое: все происходящее в активной фазе закончится быстрее, чем мы можем себе представить.
В принципе, уже прорисовывается общая картина.
Однако экономические последствия необратимы. И мир точно не будет прежним.
Нужно быстро прощупать вектора, куда сдвигается мир, и откорректировать своей курс.
Я не верю в возможную блокировку Инстаграм в РФ.
И даже если это случится, все будут сидеть на VPN как было в Турции с Ютубом в своё время.
Однако все равно пришло время всерьёз задуматься о многоканальности. Аудитория сегодня решает все.
Если вы умеете работать хотя бы в одной соц.сети, вы быстро освоитесь в других. Суть везде одна, разница в деталях.
Сейчас вообще не время бесплатных способов продвижения. Пришло время браться за дело серьезно, если вы все ещё медлили.
Контент + трафик.
Нужно уметь делать качественно и то, и другое.
Физическому бизнесу снова грядёт удар, и снова возрастет спрос на онлайн бизнес, на изучение онлайн инструментов.
Тема заработков будет актуальнее пуще прежнего, что породит ещё больше всяких пирамид, мошеннических комбинаций и тд
📍 Теперь локально. Мы, русскоговорящие предприниматели, проживающие в Турции. Так случилось, что кто-то из нас русский, кто-то украинец. И мы в Турции, вместе на одной земле.
Бизнес многих замешан на туризме, наши клиенты - русскоговорящие со всех стран.
И вот тут начинаются аккуратности. Я бы не рекомендовала бизнесу, ни иностранному, ни турецкому, рассчитанному на работу с русскоговорящими клиентами, высказываться каким угодно образом о сложившейся ситуации.
Любая оценочность может привести к потерям клиентов. Формулировка “Нет войне” - не пригодна для трансляции в ваших соц.сетях. Так как она носит окраску и ясную политическую позицию. Куда более безопасна формулировка того же смысла, но нейтральная: “Мы за мир между народами”. Что является ГЛАВНОЙ истиной.
Обратимся к здравому смыслу: когда мы хотим обучить своих детей, мы отправляем детей в школу и доверяем их учителям. Когда мы хотим вкусно поесть, мы приходим в ресторан и доверяем свою сытость повару. Когда мы хотим вылечить раковое заболевание, мы доверяем свое крайне непростое лечение, которое зачастую включает также оперативное вмешательство, доверяем лечение врачам. Когда речь идет о безопасности страны, мы доверяем свою безопасность армии и ее главнокомандующему. Они выполняют свою работу, и они умеют ее делать.
В это время у нас есть своя работа, которую надо выполнять качественно и за которую мы несем ответственность. В рамках этой ответственности необходимо соблюдать нейтральность. Тем более на территории третьей страны. Мы за мир между народами. Чтобы ни происходило на политической арене, народы остаются братскими, скрепленными многочисленными кровными узами. Это и должно отражаться в вашей позиции как предпринимателя.
Вы готовы с равным качеством оказывать услуги ВСЕМ клиентам, вне зависимости от национальной принадлежности.
Сейчас полным ходом идет раннее бронирование. Как можно продавать сейчас бирюзовое море Турции, отдых, когда такая ситуация в мире? Можно. Если соблюдать верное позиционирование и нейтральность. Конечно, сейчас не время активных и агрессивных продаж. Не стоит выкрикивать лозунги о том, что у нас самые лучшие отели, самые белоснежные яхты, самые шустрые трансферы. Это может быть неуместным раздражителем.
Но если вы на рынке долго, то стоит вспомнить прошлое и опереться на него. Стоит вспомнить, что вы проживали разные времена и всегда оставались верны позиции дружественности наших народов. И дать понять, что так будет и впредь. Уместно написать об этом посты. Уместно рассказать историю своей компании, как вы переживали разные кризисы, как проходили становление.
В сторис можно показывать и рассказывать о своем коллективе, партнерах, как вы выстраиваете с ними отношения, какие командообразующие мероприятия проводятся.
Рассказывайте новости ТОЛЬКО вашей сферы, той, в которой вы эксперт. Если вы продаете недвижимость, то новости могут касаться ипотечных кредитов, банковских переводах и тд. Если вы в туризме, рассказывайте новости только туризма. Можно давать свое экспертное мнение на тему новостей. Но не пересекайте границ своей ниши, не лезьте с анализами и выводами на чужую территорию, в которой вы не экспертны.
Многим потенциальным туристам принципиально слышать слова о безопасности. Турция однажды уже решила вопрос безопасности, организовав в пандемию сертификацию Safe turizm. Также и сейчас Турция обеспечит безопасность своих дорогих гостей, о чем уже сообщил Министр культуры и туризма господин Мехмет Нури Эрсой. Можно транслировать и цитировать заявление господина Эрсоя.
Что на счет контента? Риэлторы, турагенты, аренда яхт, машин, отмолчаться не получится. Лучше обозначить свою нейтральную позицию и сообщить о продолжении работы. В контенте лучше ограничиться нейтральными обзорами, видео, новостями ниши, только такими, которые не затрагивают геополитические моменты. Можно окунаться в историю, это будет максимально безопасно. Расскажите об истории региона, истории туризма, истории вашего продукта.
Как это не банально звучит, но жизнь продолжается. Интернет наполнен сейчас новостями, призывами, болью, и… люди быстро устанут от этого. Захочется увидеть голубое небо, зеленую траву, играющих котиков, цветочки и платьюшки.
Возможно, страшно публиковать свой контент, вы опасаетесь вспышек агрессии. Давайте на примере разберем, как можно продолжить работать со своим контентом. Допустим, вы продаете платья, красивые нарядные платья, в которых женщина выглядит женственной, сексуальной, вдохновленной.
Продавать платья сейчас с таким позиционированием будет странно, согласитесь. Но если изменить контекст?
“Мы за мир во всем мире, сердце разрывается, когда видим, что происходит. И мы также как и все чувствуем растерянность, бессилие, боль. Опускаются руки, и мы задаемся вопросом: зачем мы делаем то, что делаем?! Что мы можем сделать,, чтобы изменить ситуацию к лучшему, как мы можем помочь? И мы понимаем, что лишь только продолжая делать свою работу. Мы следуем завету великого классика Достоевского “Красота спасет мир”, мы будем продолжать создавать красоту для женщин. Красивая женщина несет мир, она излучает мир и любовь. И мы за то, чтобы красивых женщин было больше. И если наши платья могут помочь женщинам стать прекраснее, то мы будем продолжать делать свою работу! ”
И ведь здесь нет ни капли лукавства. Возможно, сейчас как раз тот самый момент, когда каждому бизнесу надо ответить на самый важный вопрос: “Зачем вы делаете то, что делаете”.
И если даже после ответа на данный вопрос себе вы чувствуете смущение, что же постить, то спросите об этом ваших подписчиков: “Друзья, подскажите, что бы вы хотели сейчас видеть в нашем аккаунте? Продолжать постить профессиональный контент или ограничиться нейтральным” В 90 процентов случаев, если у вас собрана качественная лояльная аудитория, она захочет продолжение профессионального контента.
Итак, с контекстом более менее понятно. Теперь технические вопросы. Следите за рекламой, сейчас наблюдаются повышения цен на рекламу. Отслеживайте рекламные показатели, гасите рекламу, если они превышают ваши нормы. Проверьте свои действующие рекламные макеты и тексты на уместность событиям.
Активируйте другие свои социальные сети. Повторюсь, я не верю в отключение России от Инстаграма, однако подстраховаться не помешает.
Я уже 3 года топлю за омниканальность. Количество касаний клиента с брендом до решения о покупки увеличилось. И то, как вы организовываете омниканальность своего бренда, может стать залогом вашего успеха. Да, непросто научиться работать одновременно на нескольких платформах, однако это теперь не просто прихоть, а необходимость. А также мощная экономия бюджета на создание контента. А создание контента в наши дни - занятие недешевое.
Теперь что точно делать не надо:
❌ призывать распространить некоторую информацию. Не становитесь винтиком в информационной войне.
❌ не стоит постить активно контент о том, что ваша компания готова предоставить бесплатно жилье, трансферы, еду или что-то еще украинцам, которые не могут выехать на родину. Тем более не нужно ставить отметки пабликов и блогеров на такой контент. (это то самое “хайпануть на проблеме”. Если у вас есть потребность помогать, обратитесь в сообщества украинцев, русские сообщества, консульства, сообщите о том, что готовы оказывать помощь безвозмездно. Те, кто нуждаются в помощи, в первую очередь обратятся в консульства и сообщества, там смогут получить информацию о вас).
❌ отмалчиваться и замораживать работу. Даже если вы и ваши коллеги наблюдаете спад работы, говорите об этом, озвучивайте все, что происходит. Будьте островком информации и надежности для своих клиентов.
Предлагаю вспомнить, как мы работали, когда стартанула пандемия. Внимание наше было сосредоточено на помощи нашим клиентам, аудитории. Точно также стоит поступать и сейчас. Помогайте, если можете помочь. Информируйте в рамках своей компетенции.
Со стороны Клуба предпринимателей Business Connect Turkiye хочу также оказать поддержку предпринимателям и экспертам. Готова собрать группу мастермайнда со встречами онлайн или оффлайн о том, как работать в это непростое время. Если у вас есть желание присоединиться к группе, дайте знать: https://forms.gle/EUhvrSLo6dKGARBa9