Найти в Дзене

Что "парадокс счастья" может рассказать нам о наших чувствах

Уделение слишком большого внимания своему эмоциональному состоянию может сделать вас несчастным

Если вы хотите чувствовать себя менее счастливым прямо сейчас, есть простой способ сделать это: спросите себя, насколько вы счастливы

«В тот момент, когда вы задумываетесь — насколько я счастлив сейчас? — меньше чувствуешь счастья», — говорит Айрис Мосс, доктор философии, профессор психологии Калифорнийского университета в Беркли. «Сам вопрос "мешает" счастью».

Мосс потратил годы на изучение феномена, который некоторые называют «парадоксом счастья». Парадокс заключается в том, что, когда люди изо всех сил стараются быть счастливыми — когда они делают чувство счастья целью — их благополучие, как правило, страдает от этого.

Для этого есть много причин. Некоторые из них связаны с тем, как мы определяем счастье и стремимся к нему.

Но важнейший урок исследования счастья заключается в том, что чем больше вы зацикливаетесь на своем эмоциональном состоянии — чем большее значение вы придаете своим чувствам и чем больше вы пытаетесь управлять ими — тем больше вероятность того, что вы столкнетесь с эмоциональными и психологическими проблемами.

Недавно Мосс и ее коллеги-исследователи попросили людей дать определение счастью.

«Мы обнаружили огромное разнообразие ответов людей, — говорит она. «Некоторые люди говорили, что счастье означает иметь хорошие чувства, что, возможно, является наиболее интуитивным ответом». Но когда их спросили, о каких хороших чувствах они говорят, одни упомянули «волнение» или «радость», а другие сказали «спокойствие».

Некоторые люди вообще не говорили о чувствах. «Они определяли счастье с точки зрения знания — знания о том, что их жизнь имеет смысл, или знания о том, что они стали лучше, чем пять лет назад», — говорит она. Другие признали, что их представление о счастье заключается в приобретении большего количества материальных благ.

Тот факт, что мы даже не можем прийти к единому мнению о том, что такое счастье, может частично объяснить, почему взращивание большего его количества является проблемой.

Однако Мосс и ее коллеги обнаружили, что определение счастья человеком, каким бы оно ни было, имело тенденцию коррелировать с улучшенными показателями благополучия. Волнение, умиротворение и осознание того, что ваша жизнь имеет смысл — все это хорошо.

Было одно большое исключение. «Когда люди определяли счастье с точки зрения материальных благ, это ассоциировалось с худшим благополучием», — говорит она.

Один из неприятных побочных эффектов приоритизации счастья — который легко упустить из виду — заключается в том, что вы в конечном итоге тратите много времени на наблюдение и оценку своих чувств.

Какой я? Тревожный? Сердитый? Какой бы ответ вы ни придумали, Мосс говорит, что такого рода эмоциональный самоанализ может иметь печальные последствия.

Если ваши эмоции приятны, то пауза для их изучения может снизить их позитивность, отвлекая вас от настоящего момента. Опыт «потока» — полного погружения во что-то — является отличительной чертой многих видов деятельности, которые люди ценят или которым они нравятся. Проверка вашего эмоционального состояния нарушает этот поток; это отрывает часть вашего внимания от приятного опыта.

  • Оценка вашего эмоционального состояния нарушает этот поток; это отрывает часть вашего внимания от приятного опыта.

С другой стороны, если ваша эмоциональная проверка показывает, что вы недовольны, вы, вероятно, сочтете это проблемой, которую нужно решить.

«Обратная сторона ценности счастья заключается в том, что мы можем отдавать приоритет избеганию или подавлению негативных эмоций, и это связано с множеством негативных последствий, включая депрессию и ухудшение самочувствия», — говорит Мосс.

Она указывает на то, что должно быть очевидным: чувства по своей сути не бывают хорошими или плохими.

Некоторые могут быть более приятными, чем другие, но все они служат определенной цели. Они существуют для того, чтобы информировать нас о нашем поведении. Превратить их в нечто большее — превратить в высокие цели, за которыми нужно гнаться, или в страшилища, которых нужно бояться, — дает им огромный контроль над нашей жизнью.

«В конце концов, я думаю, что один из уроков состоит в том, чтобы иметь сбалансированный взгляд на наши эмоции, когда мы не отвергаем их, но мы также не погрязаем в них, чтобы они захватили нашу жизнь», —говорит она.

Подписывайтесь на канал , а также ознакомтесь с другими интересными статьями!