Закрытие авиапространства над Европой
Если вы успели купить евро хоть по какому-нибудь курсу и планировали посетить Европу, то российскими авиакомпаниями у вас не получится улететь дальше Калининграда и Беларуси. В любую страну Евросоюза, или в Великобританию вы не попадёте. Все эти страны закрыли своё воздушное пространство для судов российского авиапарка.
Небо над Россией
В ответ Евросоюзу Россия наложила зеркальный запрет на полеты европейских авиакомпаний над своей территорией. Что из этого всего выйдет?
В выигрыше окажутся авиакомпании азиатских и арабских стран, которым не запрещено летать ни над территорией РФ, ни ЕС. Из-за вынужденных облетов маршруты в Азию для западных авиакомпаний станут длиннее, в среднем на 60 минут, и как следствие, разумеется, дороже.
Серп и молот
Тут с наибольшим пониманием придётся отнестись Аэрофлоту, который не дополучит существенной суммы денег. Секрет полишинеля в том, что система платежей за пролеты над территорией Сибири сохранилась после распада СССР в неизменном виде, и единственным получателем всех денег за амортизацию этого воздушного пространства всегда являлся, и до сих пор является Аэрофлот. Хотя официально размер этих выплат нигде не раскрывается, а его оценки сильно разнятся, можно предположить, что копилка в виде крыльев на серпе и молоте несколько опустеет.
Например, в 2015 году источники «Ведомостей» оценивали эту сумму в 300-500 млн долларов в год. Оценку в 420 млн долларов приводила Еврокомиссия. По оценке «Коммерсанта», речь идёт о 600-800 млн долларов в год.
Крылья
26 февраля Евросоюз запретил продавать российским авиакомпаниям европейские самолёты, запчасти и оборудование к ним. По тем контрактам, которые были заключены до 26 февраля 2022 года, поставки смогут продолжаться всего лишь до 28 марта. Санкции коснутся также судов, взятых Россией в лизинг. Самолеты придётся вернуть лизингодателю в течение месяца. А это, для понимания, половина всего российского авиапарка.
Под запрет попал производитель гражданской авиации Airbus. Из 20 главных российских компаний, которые перевозят, ну или до недавнего времени перевозили, 97% пассажиропотока в стране, половина использует Airbus.
Парк Airbus у Аэрофлота насчитывает 117 судов, у S7 — 66, у Уральских авиалиний — 54, что, кстати говоря, составляет, весь их парк. То есть Уральским авиалиниям придётся вернуть все 54 самолета в течение месяца.
Кроме того Евросоюз запретил оказывать РФ любые страховые/перестраховочные услуги и услуги по ремонту и модификации, что на человеческом языке означает, что скоро мы, если и будем летать, то только на отечественных самолетах. Однако и тут есть нюанс – львиная доля комплектующих для российских самолетов поставляется, ну или поставлялась, всё теми же европейскими компаниями.
Последствия для гражданской авиации
С момента озвучивания санкций едва ли прошли сутки, а предсказать последствия уже несложно. Для самих авиакомпаний всё это будет большим ударом. Возрастут расходы на обслуживание полетов по новым удлинённым маршрутам. Для примера, время полёта Москва-Калининград уже увеличилось с 2-х часов до 3-х. Сокращение авиапарков неизбежно приведёт к сокращению сотрудников. Тысячи людей потеряют работу. Если санкции останутся на долгое время, то у многих российских авиакомпаний возникнет прямой риск прекратить свое существование полностью.
Ценообразование
Как ситуация отразится на нас с вами, обычных потребителях?
Для начала разберемся, из чего складывается цена на билет. Она состоит из двух частей — это тариф и таксы.
Тариф — это стоимость перелёта, которую устанавливает авиакомпания. Он зависит от политики перевозчика, протяжённости маршрута, класса бронирования и сезона. Чем длиннее маршрут, чем выше спрос и выше класс, тем цена выше.
Таксы — это сборы за обслуживание самолёта: топливные, страховые, сервисные. Сюда входят государственные налоги и плата за само топливо.
С долей вероятности в примерно 99,99%, нас ждет резкий рост стоимости авиабилетов, поскольку удорожание затронет и тарифы и таксы.
Бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов Александр Романов прокомментировал ситуацию так: «Билеты подорожают. У нас и так спрос на билеты в жаркие страны высокий, и цены очень серьезные. Но если летать на Камчатку, на Север — там люди просто не могут выехать, потому что даже с государственными дотациями все равно цены огромные. А сейчас они еще в два раза вырастут, как минимум».
Сейчас кто-то скажет: да и ладно, никуда не летали, и ещё не полетим. Но и тут есть нюанс, и существенный. Нас, потребителей, тех, кого напрямую не коснётся повышение цен на пассажирские перевозки, нас заденет по-другому. Ведь точно так же поднимутся и тарифы на перевозку грузов. Цены, толком не оправившиеся от последствий пандемии, в буквальном смысле слова снова взлетят. А вслед за этим подорожают абсолютно все товары, доставляемые не только авиатранспортом но и железными дорогами.
Почему до сих пор можно было даже на региональную зарплату, но доехать хоть куда-нибудь на поезде? Потому что единственным конкурентом РЖД, единственным сдерживающим фактором была авиация. Как только авиабилеты и тарифы на авиаперевозки возрастут, это автоматически повлечёт за собой рост цен на билеты на поезда и точно так же на грузовые ЖД перевозки. Если в двух словах: подорожает всё.