Найти тему
Светлана Россинская

ХОББИ-ТУР "ЛЮДИ В ГОРОДЕ": ГАЛИНА ПОЗДНЯКОВА

Участие библиотеки «Фолиант» в акции «Люди в городе» в рамках Года культурного наследия. Рассказ об авторской коллекции кукол в эксклюзивных нарядах. К 21 марта - Международному дню кукольника

Каких только коллекций не бывает на свете! Все, что становится объектом страсти к собирательству, и перечислить невозможно! Антиквариат, старинные монеты, марки, спичечные этикетки, бабочки, кактусы…

А вот Галина Позднякова, читательница библиотеки «Фолиант», коллекционирует наряды на кукол! И не просто коллекционирует, но и сама их изготавливает!

В преддверии Международного дня кукольника и в рамках Года культурного наследия хочется присоединиться к хобби-туру «Люди в городе» и рассказать о Галине Анатольевне более подробно.

-2

ЛЮДИ И КУКЛЫ

Для Галины Поздняковой мир кукол -это невинность детства, его чистота и непосредственность, а еще - мудрость философа.

- Кукла всегда таит в себе особое очарование, поскольку является уникальным явлением в сфере искусства, - объясняет свое хобби Галина Анатольевна.- По своей удивительной простоте и, одновременно, по своей многозначности кукла – это настоящая Вселенная таинственного и образного, загадочного и фантастического. Существуя в реальном времени и пространстве, куклы возвращают нашим душам истинную сущность…».

А начиналось все так. Родилась Галина Анатольевна в городе Кизеле Пермской области. С детства маленькая Галя любила шить, вязать и, сколько себя помнит, всегда ходила за мамой и выпрашивала какой-нибудь лоскуток для своей куклы. Будучи комсомолкой - старшеклассницей, вела кружок рукоделия для детей 1-3 классов. По окончании школы мечтала стать воспитателем, но не получилось.

-3

В 1978 году Галина устроилась в ОАО «АвтоВАЗ» - главное предприятие города. В 1988 году у них с мужем родилась дочка, в 1979-м сын. Тут то и пригодилось ее умение рисовать и мастерить поделки - дочке шила наряды на кукол, делала мебель для кукольных домиков, сыну мастерила гаражи для машинок.

Сейчас дети у Галины Анатольевны уже взрослые, но она по-прежнему продолжает играть в куклы, шьет мягкие игрушки, охотно участвует в городских и областных праздниках и концертах, а также в показах мод, которые устраивает немецкий культурный Центр «Возрождение». У Галины Поздняковой немецкие корни, и ей нравится бывать в Центре, ставить сценки, петь песни, общаться с единомышленниками.

-4

Увлеченная женщина всерьез интересуется историей, и особенно, периодом правления династии Романовых. После изучения книг об этой эпохе она по фотографиям сделала целую коллекцию костюмов русских императоров и императриц, начиная с Петра Первого и Екатерины Второй и заканчивая Николаем Вторым. Наряды династии Романовых представлены одеждами Екатерины Первой Алексеевны (1684 -1727), Екатерины Второй Алексеевны (1729-1796), Петра Третьего Федоровича (1728-1762), Павла Первого Петровича (1754-1801), Николая Второго Александровича (1868-1918) и других.

-5

В ее коллекции есть куклы в платьях немецких принцесс - Софии-Доротеи-Августы, принцессы Вюртембергской, Алисы - Виктории- Елены- Луизы, принцессы Дармштадской, Софии-Августы-Фредерики, принцессы Ангалльт -Цербсткой. Представлены куклы в национальных костюмах России, Казахстана, Азербайджана, Узбекистана, Татарстана и Литвы. Красота бальных платьев отражается в их волшебных названиях - «Лиловая элегантность», «Бабочка», «Золотой ангел», «Сказочный сон». Некоторые платья имеют символические названия с ярко выраженным краеведческим уклоном - «Просторы Жигулей»,

-6

«Великая Россия», «Любимый город».

-7

Всего коллекция Галины Поздняковой насчитывает более двухсот нарядов для кукол типа Барби и пятьдесят - для больших кукол. Несколько лет назад у мастерицы появилось новое хобби - изготовление кукол из капроновых чулок («чулочная кукла») и кукол из трикотажа.

-8

- Всё, что мы видим, можно выразить в творчестве, - будь то картина, скульптура или кукла. Источником вдохновения для меня является сама жизнь во всём её многообразии - и, конечно, позитивный подход к этой жизни! - объясняет Галина Анатольевна.

-9

ИСТОРИЯ КУКОЛЬНОГО ПРАЗДНИКА

Как известно, в календаре тоже существует специальная дата - Международный день кукольника. Идея отмечать этот день пришла в голову известному деятелю кукольного театра из Ирана - Дживаду Золфагарихо. В 2000 году на XVIII Конгрессе Международного союза деятелей театра в Магдебурге он вынес данное предложение на обсуждение.

Традицию праздника кукольников всего мира открыл день 21 марта 2003 года. Именно с этого времени всеми профессионалами и поклонниками театра кукол празднуется Международный день кукольника. В этот день играются кукольные спектакли, проводятся дискуссии, устраиваются встречи. В этот день объединяются все профессионалы и любители одного из древнейших видов искусства - театра кукол!

Поддерживая традицию, обычно к этому дню в библиотеке организуются выставки декоративно-прикладного творчества. Куклы Галины Поздняковой в царских одеждах Романовых, красочных национальных нарядах и в дорогих бальных платьях неоднократно выставлялись не только у нас, но и в техническом музее ВАЗа, в «Культурном Центре Автоград», в тольяттинском Дворце культуры и творчества, в Центре немецкой культуры «Возрождение».

Выставка в помещении библиотеки «Фолиант» называлась так: «Играть - не устать, не ушло бы дело...». Она состояла из нескольких разделов - «Преданья старины глубокой», «Русские императоры, немецкие принцессы», «По городам и весям», «Ситцевывй край», «Кто в камке, кто в парче, а мы в холсту по тому ж мосту».

В них были представлены не только куклы в эксклюзивных авторских нарядах, но и книги по истории костюма и изготовлению одежды для кукол из фонда библиотеки «Фолиант»,

-10

а также издания, взятые на время действия выставки в зале отраслевой литературы Центральной библиотеки им. Татищева и в отделе корпоративного использования фонда «Библиотек Тольятти».

-11

КАЖДОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО ДОЛЖНО ЧТО-НИБУДЬ ЛЮБИТЬ…

Чрезвычайно украшали выставку цитаты из романов «Джен Эйр» Шарлотты Бронте, «Игрушечного дела людишки» Михаила Салтыкова, «Принципы рационализма» Дмитрия Соло, «Мужчина и женщина. Секреты семейного счастья» Олега Роя, «Кукольных дел мастер» Генри Лайона Олди, «Маленькая принцесса» Френсиса Бернетта…

-12

Например:

«Сидишь посреди этой немоты и думаешь: «Господи! да куда же настоящие-то люди попрятались?» Взглянешь кругом: все-то куклы! везде-то куклы! не есть конца этим куклам!» (Михаил Салтыков. «Игрушечного дела людишки»)

«После спектакля кукловоды уходят, а сломанные куклы выкидываются».
(Дмитрий Соло. «Принципы рационализма»)

«Вместо мозгов - стразы, вместо блеска в глазах - намазанные жиром губища, вместо лица - неудачная карикатура, вместо роскошных волос - залакированные слипшиеся пряди, вместо кожи - коричневая пленка, вместо естественной красоты - модный гламур, вместо девушки - куколка».
(Олег Рой. «Мужчина и женщина. Секреты семейного счастья»)

-13

«Дед Фелиции рассказывал внучке, что кукла не принадлежит к миру живых, но и к миру мертвых – тоже. Промежуток, грань, обоюдоострый нож. Поэтому кукле разрешено делать то, что запретно и для людей, и для вещей. Выходить за пределы ограничений, положенных материи. Объединять возможное с невозможным. Каким образом? – зависит от мастерства кукольника».
(Генри Лайон Олди. «Кукольных дел мастер»)

«Я всегда клала с собой куклу: каждое человеческое существо должно что-нибудь любить, и, за неимением более достойных предметов для этого чувства, я находила радость в привязанности к облезлой, дешёвой кукле, скорее похожей на маленькое огородное пугало.
Теперь мне уже непонятна та нелепая нежность, которую я питала к этой игрушке, видя в ней чуть ли не живое существо, способное на человеческие чувства.
Я не могла уснуть, не завернув её в широкие складки моей ночной сорочки; и когда она лежала рядом со мной, в тепле и под моей защитой, я была почти счастлива, считая, что должна быть счастлива и она». (Шарлотта Бронте. «Джен Эйр»)

-14

«Куклы много чего умеют, только мы об этом не догадываемся. Я это твердо знаю. Может быть, Эмили и правда умеет читать, говорить и ходить, но делает это только тогда, когда в комнате никого нет. Это ее тайна. Ведь если бы люди узнали, что куклы многое умеют, они бы заставили их работать. Может быть, поэтому куклы и дали друг другу клятву хранить тайну».
(Френсис Бернетт. «Маленькая принцесса»)

-15

27.02.22. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти», e-mail: rossinskiye@gmail.com, 30-78-00