Итальянский историк Паскуале Виллари писал в 1869 году: «Потрясающие пейзажи, окружающие Неаполь, а также множество иностранцев, у которых всегда есть спрос на какой-нибудь нарисованный сувенир, породили определенное число художников, которых академики, как бы из презрения, называли художниками школы Позиллипо».
То есть, термин изначально имел негативное значение и был придуман для обозначения уличных художников, которые за небольшие деньги продавали свои работы иностранцам, приезжавшим в Неаполь. Путешественники, таким образом, увозили на родину свои впечатления, картина была для них больше воспоминанием, чем произведением искусства.
Позилиппо – холмистая местность, идеальная для художников, которые писали свои картины не в мастерской, а на открытом воздухе.
Основателями школы Позилиппо считаются голландец Антон Сминк Ван Питлоо (1790-1837) и неаполитанец Джачинто Джиганте (1806-1876). Оба они были очарованы красотой видов Неаполя. Работая на пленэре, они использовали для эскизов карандаш, тушь, акварель и темперу, чтобы писать не задумываясь, чтобы успеть уловить меняющиеся в течение дня очертания деревьев, земли, моря.
Они переняли у ремесленников от живописи идею, но смогли придать своим картинам новизну, которая заключалась в собственной интерпретации увиденного, способности объединить лирический, идеализированный пейзаж с реальным, в полной мере уловить магию средиземноморского света.
Время шло, молодые неаполитанцы уезжали в Париж, чтобы изучать технику импрессионизма. Что отличало этих художников от французских импрессионистов, так это то, что они никогда не умаляли опыт академического образования (хотя и поругивали), не теряли своей национальной идентичности, никогда не забывали родину и Неаполь. Можно сказать, что их живопись никогда не теряла связи с живописью школы Позилиппо, этим предощущением импрессионизма.
Одним из первых таких художников был Джузеппе Гаэтано Де Ниттис.
Джузеппе де Ниттис родился в Барлетте в 1846 году. Он был четвертым ребенком в семье богатых землевладельцев, рано осиротел. Растили его бабушка и дедушка по отцовской линии.
С согласия деда, который был архитектором, в 1861 году Джузеппе де Ниттис поступил в Академию изящных искусств в Неаполе, но вскоре был исключен за критику преподавателей и методов их обучения. Но его любимыми темами навсегда стали море и сельская местность Италии.
Впервые он выставил свои работы во Флоренции. Их сразу заметили участники художественного движения Маккиайоли, выступавшие против романтизма и академизма в живописи, считавшие, что образ реальности складывается из контраста цветовых пятен и игры света и тени. Уроки художников этой группы дали Джузеппе Де Ниттису тот бесценный опыт, который позволил ему расти в творческом плане.
На картине «Переход через Апеннины» мы видим свинцовое небо, остатки снега на обочинах, зимнее солнце, которое просачивается сквозь прорехи в облаках. Кажется, что можно наяву услышать, как колеса скользят по заснеженной дороге.
А небо всегда было главным для художника. Он написал в дневнике: «Иногда, счастливый, я замирал под внезапным ливнем. Поверьте мне, я хорошо познал небо, и я рисовал его много раз. Я знаю природу всех цветов, все тайны воздуха. Я люблю жизнь, я люблю рисовать».
В 1867 году Джузеппе Де Ниттис переехал в Париж, город, где добился наибольшего своего успеха. Художник полюбил его, изображал его нюансы и красоты настолько точно, что в местном художественном сообществе его называли «художником парижан», подразумевая, что он был более парижанином, чем сами парижане.
Работы Джузеппе Де Ниттиса присутствовали на выставке импрессионистов в ателье фотографа Надара в 1874 году. Именно в Париже он познакомился с Леонтиной Люсиль Грювель, своей будущей женой. Де Ниттис часто изображал женщин, они были воплощением окружающей его действительности: скачек, вечеров в гостиных и салонах, прогулок в парках. Но Леонтина всегда была его любимой моделью.
На картине «Завтрак в саду» мы видим семью Джузеппе Де Ниттиса – жену Леонтину и сына Жака. Это одна из последних работ художника. Пустой стул ждет самого главу семейства. Стол, освещенный утренним солнцем, изящно сервирован хрусталем и фарфором.
«Какой холод!» - одна из самых значимых его картин. Вся она - движение и эмоция.
Каждую субботу в доме художника устраивались приемы, на которых бывали Эдуард Мане, с которым Де Ниттис был дружен, Эдгар Дега, Эдмон де Гонкур. Дом его был также местом встреч итальянцев, которые часто посещали Париж. Но и связь с Неаполем, куда он часто возвращался, никогда не прерывалась.
Жизнь Джузеппе Де Ниттиса была яркой, но короткой. Он умер в возрасте тридцати восьми лет. Его карьера, тем не менее, была крайне успешна, он считался одним из самых известных итальянских художников за рубежом.
Посмотрите также работы и других неаполитанских художников рубежа веков:
Дженнаро Виллани
Итальянский писатель Роберто Бракко о Дженнаро Виллани: «Основа его картин была осязаемым импрессионизмом, питаемым непосредственными переживаниями. В его пейзажах солнце играет на деревьях, на домах, на холмах, на море, под перголами и на скатертях, на стаканах. Это игра на радости лета и меланхолии осени».
Джузеппе Кашаро (1861 - 1941) жил и работал в основном в Неаполе. Учился в Неаполитанской академии изящных искусств. В Париже был дружен с Джузеппе де Ниттисом и его окружением.
Обложка: Дженнаро Виллани. «Лодки в лунном свете». Масло, картон.Источник: https://www.lot-art.com/auction-lots/Gennaro-Villani-Napoli-1885-1948-Barche-al-chiaro-di-luna/42557311-gennaro_villani_1885-18.11.20-catawiki
Благодарю за то, что дочитали! Делитесь своим мнением, ставьте лайк, если понравилась статья. А чтобы не потерять меня в своей ленте, подписывайтесь на канал.