Последняя царица Древнего Египта, Клеопатра VII Филопатор, во все эпохи привлекала внимание отнюдь не только профессиональных историков. Образ роковой красавицы, в которую влюблялись Юлий Цезарь и Марк Антоний, на протяжении тысячелетий вдохновлял писателей и художников. В XX веке к ним присоединились кинорежиссёры. Клеопатру играли самые красивые актрисы, из-за чего в общественном сознании закрепился образ этой женщины как прекраснейшей из смертных.
Однако подлинных изображений её внешности сохранилось мало. Самым известным из них является так называемый бюст из Шершел — города в Алжире, где жила её дочь от Марка Антония, Клеопатра Селена II, выданная замуж за Гая Юлия Юбу II, царя Мавретании и Нумидии. Она заказала скульптурный портрет своей матери. Неизвестно, видел ли скульптор оригинал своими глазами.
Ещё один предполагаемый бюст Клеопатры, хранящийся в Британском музее, изображает женщину с крючковатым носом. Такой же нос виден на профиле Клеопатры, изображённом на монетах, отчеканенных в её честь. На этом профиле также обращает на себя внимание торчащий вперёд подбородок. Историки предположили, что художники, изображавшие профиль царицы для монет, намеренно утрировали мужские черты в её внешности.
Восстановить подлинную внешность знаменитой египтянки пытались многие любители истории. Чаще всего эти реконструкции создаются на основе бюста из Шершел. Вот некоторые из них:
Вопросом о подлинной внешности Клеопатры задавались и серьёзные учёные. Египтолог из Кембриджа Салли Энн Эштон использовала для своей реконструкции все подлинные изображения легендарной египетской правительницы. В результате получилась следующая трёхмерная модель головы:
По словам учёной, Клеопатра имела смешанные греко-египетские гены. Её рост должен был быть невысоким, около 152 см. Она имела тёмную от природы кожу (которую, согласно античным авторам, она осветляла молочными ваннами) и коренастое телосложение.
Может ли быть, чтобы ослепительная красавица, которую представляли на киноэкранах Софи Лорен, Вивьен Ли, Элизабет Тейлор и Моника Белуччи, в самом деле имела такую, не слишком идеальную по современным меркам, внешность?
Дион Кассий, больше всех прочих античных историков сделавший для того, чтобы представить Клеопатру в образе сногсшибательной красавицы (ему было нужно объяснить, почему из-за неё Юлий Цезарь с Марком Антонием забыли о своём долге и были готовы на всё ради исполнения капризов коварной египтянки), писал, что она очаровывала мужчин голосом и обхождением, а не только внешностью.
Плутарх и вовсе не считал Клеопатру красавицей: «Говорят, внешняя красота ее была вовсе не бесподобной... однако беседовала она с неотразимым очарованием. С одной стороны, ее внешность в сочетании с обольстительной речью, а с другой — ее характер, необъяснимым образом проявлявшийся во всех поступках, в высшей степени покоряли окружающих».
Октавиан Август объяснял очарование Клеопатры не её интеллектом и обходительностью, а только лишь внешностью и распутством. В политических целях ему требовалось показать, что его предшественников обольстила красивая и не слишком умная особа. Но сам он её чарам не поддался. Чтобы не оказаться на триумфальной процессии Октавиана в жалком положении пленницы, Клеопатра покончила с собой. А легенда о её несравненной красоте осталась жить в веках и тысячелетиях.
Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе . Также если вам нравятся наши статьи вы можете поддержать нас, став нашим патроном на Patreon.
© Булат Мамлиев