Казаки – определенная каста свободолюбивых людей, которая проживает на территории восточных Европейских государств, включая Россию и Украину. Слово казак тюркского происхождения, означает «вольный человек». История казачества насчитывает более 5 веков существования. В.И. Даль в своем словаре описывает казаков как «войсковых обывателей», «скитающихся воинов», которых не связывали никакие обязательства. Во все времена они отличались хорошей военной подготовкой и взрывным характером, были готовы свободно, или по найму, перемещаться с одного места на другое. Многие государства вербовали казаков на службу в ряды регулярной армии, как за деньги, так и добровольно.
Запорожские казаки
Запорожские казаки занимали территории близ реки Днепр. Они смуглые и, в большинстве случаев, брюнеты. Они брились наголо, сохраняя пучок волос в центре головы, отращивали усы. У них не было униформы. Традиционно, носили кафтаны, шаровары, чоботы из сафьяна. На кухне отдавали предпочтение супам из муки, клецкам и вареникам.
Жили запорожские казаки за счет военной добычи. Могли воевать за ту сторону, которая предложит наибольшую цену. Когда долго сидели без дела с легкостью нападали и на ближайших соседей. Отважные и воинственные вооруженные мужчины полностью отвергали власть извне. Сельским хозяйством и животноводством не занимались, ремесло не осваивали. Жизнеобеспечение строилось на договорной основе со сторонними организациями, за наличную оплату. Запорожская Сечь являла собой военную республику с гетманом во главе, которого выбирали добровольно. Православная религия была не в приоритете, среди казаков была распространена католическая и даже мусульманская вера. Женщины в Сечь не допускались под страхом смерти.
Наиболее колоритной фигурой казаков с Днепра считается запорожский гетман Богдан Хмельницкий. Который записал себя в историю как организатор восстания против господства шляхты в Украине, которое переросло в народную войну против Речи Посполитой.
Донские казаки
Донцы базировались у реки Дон. Они светлолицы и русоволосы. Усов не носили, а вот бороду считали обязательным. Своеобразной особенностью внешнего вида казаков Дона был чуб. Носили рубаху с воротом, отделанную красной полосой, по нижнему краю, поверх надевали темно-синий бешмет. Широкие шаровары, похожие на запорожские. Подвязывались поясом из ткани. На ногах – сапоги татарского вида, с сильно загнутыми носками. На голове шапка с околышком из меха.
Традиционные блюда – уха, щи и каши.
Казаки Дона пахали земли, выращивали скот, занимались ремеслом и торговлей. Никаких лихих набегов на соседей. Исключительно православной религии казаки заводили многодетные семьи, счастливо и безбедно жили в станицах. Добровольно поступали на службу российской империи, были дисциплинированы и честны, знали свое место в строю. Вопросы внутренней стратегии развития, политического курса решались на общем голосовании. Самыми знаменитыми представителями донского казачества были атаманы Ермак Тимофеевич и Степан Разин. Ермак стал покорителем Сибири, присоединив далекие территории к России, а Степан в 1667-1671 годах возглавил всенародное крестьянское восстание против боярского гнета.
Такие одинаковые, но такие разные
Несмотря на одинаковые названия и любовь к рекам, донские и запорожские казаки испытывали неприязнь друг к другу. Исторически, у этой антипатии есть причины, относящиеся к коренным отличиям в образе жизни и убеждениях. Большие различия в менталитете запорожцев и донцов заставляли держаться между собой с большой опаской и осторожностью, хотя явно не без уважения.
Если оценивать объективно, то казаки с Днепра значительно превосходили донцов в военном мастерстве и силе. В случае открытого противостояния, запорожцы легко смогли бы выбить казаков с низовий Дона. Поэтому союз с Запорожьем для донских был очень важен. Но история знает и кровавые столкновения среди казаков.
В 1962 году, при штурме турецкого города Трабзон, в результате несогласованных действий и ошибки командования донских казаков погибло много людей, в том числе и запорожцев. После удачного взятия крепости запорожский казаки спровоцировали вооруженную стычку с донцами, в которой погиб знаменитый атаман Исай Мартемьянов. Конфликт был быстро улажен и не перерос в крупномасштабную войну между казаками.
Позднее, в 1775 году, при правлении Екатерины II, по приказу императрицы было прекращено существование Запорожской вольницы. Казаки пытались эвакуировать свою казну через Дон и Каспий в Персию. Предполагалось, что донцы пропустят запорожские обозы с людьми и золотом. Но, оставшиеся верными царице Екатерине, донские казаки не дали дорогу запорожцам, уничтожили дозоры, людей взяли в плен, а казну разграбили.
Несмотря на определенную неприязнь друг к другу, запорожские и донские казаки сыграли немаловажную роль в становлении Российской империи, навеки записав себя в летописи героических событий истории.