Найти в Дзене
Артфавиль

Самые популярные символы в искусстве: их смыслы и значения

Во-первых, что же такое символ? Символ - это определённый знак или же образ, имеющий дополнительный смысл, отличный от своего собственного, поверхностного. Символ представляет собой определённый распознаваемый элемент, передающий какое-либо конкретное значение. Особенно ярко символы проявляют себя в живописи и скульптуре. Символика развивается вместе человеческим обществом и отражает его изменения. Неудивительно, что один и тот же знак в разные времена может приобретать абсолютно разные значения. Смыслы символов почти невозможно случайно "расшифровать", их нужно знать. Без подобного понимания не получится в полной мере проникнуться произведениями искусства определённого места, стиля и времени, полноценно воспринять и понять их. Знаки эти, придающие работам глубины, таинственности и многослойности, существуют не только в области разума, но и в области чувств. Символы славятся своим многообразием. Их существует огромнейшее количество видов и типов. Они обозначаются числами, предметами
Оглавление

Во-первых, что же такое символ?

Символ - это определённый знак или же образ, имеющий дополнительный смысл, отличный от своего собственного, поверхностного. Символ представляет собой определённый распознаваемый элемент, передающий какое-либо конкретное значение. Особенно ярко символы проявляют себя в живописи и скульптуре.

"Натюрморт с серебром" Александр-Франсуа Депорт
"Натюрморт с серебром" Александр-Франсуа Депорт

Символика развивается вместе человеческим обществом и отражает его изменения. Неудивительно, что один и тот же знак в разные времена может приобретать абсолютно разные значения.

Смыслы символов почти невозможно случайно "расшифровать", их нужно знать. Без подобного понимания не получится в полной мере проникнуться произведениями искусства определённого места, стиля и времени, полноценно воспринять и понять их.

Знаки эти, придающие работам глубины, таинственности и многослойности, существуют не только в области разума, но и в области чувств.

Символы славятся своим многообразием. Их существует огромнейшее количество видов и типов. Они обозначаются числами, предметами и явлениями, формами и образами, цветом и светом, действиями, свойствами и так далее. Как пример, "круг" исконно обозначает завершённость, солнце и постоянство; а "число семь" сейчас принято соотносить с благоволением высших сил и проявлением удачи.

"Скерцо (Соната пирамид)" Микалоюс Чюрлёнис
"Скерцо (Соната пирамид)" Микалоюс Чюрлёнис

Из-за обозначенных ранее факторов, символы, проявившиеся в разные времена и разных местах, могут содержать часто диаметрально противоположные смыслы и значения.

Например, образ "золота" в искусстве в эпоху классической древности служил символом статуса, богатства и святости. После же, уже во времена расцвета романтизма он стал восприниматься в качестве олицетворения низменных потребностей, пошлости и превосходства телесной природы над духовной.

Одним из идейных вдохновителей указанного выше тезиса является известный голландский художник Виллем Клас Хеда с его знаменитейшим образом "лимона", символизирующим "псевдо-благополучие" и наличие внешней притягательности при абсолютно едкой внутренней составляющей.

"Натюрморт" ("Still Life") из серии "Завтраки". Виллем Клас Хеда
"Натюрморт" ("Still Life") из серии "Завтраки". Виллем Клас Хеда

Таким образом, для точного понимания символа, в один и тот же момент включающего в себя множество различных значений, следует смотреть на факторы, при которых создавалась содержащая символы картина, на контекст.

Перейду непосредственно к наиболее известным и значимым символам, существующим в мировом искусстве.

1) Зеркала или глаза как отражение души;

"Портрет Жанны Эбютерн (1919)" Амадео Модильяни
"Портрет Жанны Эбютерн (1919)" Амадео Модильяни
"Натюрморт с зеркалом" Рой Лихтенштейн
"Натюрморт с зеркалом" Рой Лихтенштейн

Как известно, глаза могут многое рассказать о внутреннем состоянии человека: его эмоциях, характере и даже мыслях. Также они могут символизировать собой тайну. О зеркалах и говорить не стоит, их роль в отображении внешних характеристик.

Работы, представленные выше, так сказать, "идут от обратного". Они обезличенны и чувственно пусты.

Особенно чутко проблему утраты персонального начала смог уловить знаменитейший представитель стиля поп-арт Рой Лихтенштейн, изображавший в своих зеркалах облик ни много, ни мало - общества, прославившего конвейерность, однотипность и поверхностность.

2) Цветы, фрукты и овощи;

"Корзина с фруктами" Караваджо
"Корзина с фруктами" Караваджо

Вам знакома фраза: "Вот что ты за фрукт? Не могу тебя понять!"

(*Как вообще можно сравнивать человека с частью цветкового растения?..))

Возможно, однако, она не так уж и бессмысленна и вообще глубже, чем кажется на первый взгляд!

Ведь в символизме любой образ цветка или же фрукта является олицетворением ментального состояния, действий, переживаний и чувств человека. К примеру, пышный букет свежих и прекрасных цветов символизирует тягу к жизни, рост над собой и уверенность. С другой стороны - увядающие цветы служат мрачным напоминанием о том, что жизнь, материальные блага и красота хрупки. Они представляют собой символ энтропии и разочарования.

Говоря же более конкретно: паслен символизирует собой опасность или обман; ромашки воплощают своим образом "невинность"; маки олицетворяют сон или смерть, а вот красные розы - любовь и страсть, присущие каждому из нас.

"Розы, бархатцы, гиацинты и другие цветы на мраморном выступе" Рашель Рюйш
"Розы, бархатцы, гиацинты и другие цветы на мраморном выступе" Рашель Рюйш

К "фруктам", что ни удивительно, применимы те же самые слова.

Художник стиля барокко, Караваджо, обожал изображать очень реалистичные натюрморты, содержащие в своей композиции на первый взгляд полные свежести и соков фрукты, которые при детальном рассмотрении оказывались гнилыми и поражёнными насекомыми. Так он выражал свою позицию по поводу Протестантской Реформации и Католической Контрреформации, происходивших когда-то в Италии.

3) Черепа и горящие свечи как символы скоротечности жизни и уверенности в грядущей смерти;

"Ради любви Господа" или "Бриллиантовый череп"  Дэмиен Херст
"Ради любви Господа" или "Бриллиантовый череп" Дэмиен Херст

"Memento mori"/ "Не забывай о смерти", - издревле изображения черепов считаются проводниками этой идеи. Они в деспотичной манере принуждают к отрицанию материализма и смирению с покоем.

Говоря же о свечах, нетрудно заметить, что чем дольше они горят, тем более незначительными они становятся. Также зажжённая свеча вполне может символизировать собой прозрение.

Кадр из мультфильма "Потец" (1992) за авторством Александра Федулова и по мотивам одноимённого текста Александра Введенского
Кадр из мультфильма "Потец" (1992) за авторством Александра Федулова и по мотивам одноимённого текста Александра Введенского

4) Животные (птицы, рыбы, звери и насекомые);

"Бизон", Пещера Альтамира, наскальная живопись первобытных людей
"Бизон", Пещера Альтамира, наскальная живопись первобытных людей

В большинстве случаев мёртвые звери символизируют собой борьбу, удачную охоту и властность, с которой человек подчиняет природу.

Удивительно, но изображение мёртвых животных было почти что самым популярным поджанром натюрморта в семнадцатом веке. Этот факт, как правило, ставит современных зрителей в тупик. Что ж, всё-таки люди прошлого не могли не обладать противоречивой тягой к пугающему и одновременно прекрасному. Такое любопытство в разных пропорциях свойственно также любому из нас. Иначе зачем мы смотрим фильмы ужасов?..

Стоит отметить, что, вероятно, все насекомые, изображённые на полотнах классических художников, символизируют собой трансформацию и распад.

Рыбы же олицетворяют собой чистоту, естественность и плодородие. Также образ рыбы является одним из древнейших символов в принципе. Представленный знак широко распространялся в момент начала становления христианства для обозначения мест встречи христианских общин. Дело тут в том, что "рыба", с греческого "ихтис", в том числе является аббревиатурой греческой же фразы: «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель».

"Селёдка" Петров-Водкин
"Селёдка" Петров-Водкин

С птицами же всё совершенно неоднозначно. Расскажу про тех, чьи смыслы и образы трактуются максимально безальтернативно.

Так, "голубь", к примеру, в искусстве служит знаменитейшим символом мира и гармонии; "ворон" воплощает собой дурное знамение и надвигающуюся катастрофу; "сова" - колдовское зло, но при этом урок и мудрость; "павлин" же во многих культурах служит символом бессмертия и способности возвыситься над мирскими вещами.

«Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» Виктор Васнецов
«Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» Виктор Васнецов

Подводя итоги вышесказанному, замечу, что символы буквально окружают нас. И часто достаточно лишь обратить на них внимание, чтобы ваша жизнь заиграла новыми красками!

-------------------------------------------------------------------------------------------------

#искусство #творчество #картины #символы #артфавиль

Спасибо за внимание!