Отношение к земле в Белоруссии после прихода к власти в 1994 году Александра Лукашенко стало одним из основных вопросов государственной политики. С ним увязывается не только состояние сельского хозяйства, развитие сел и городов, но и общее благосостояние белорусов и даже национальная безопасность страны. Именно поэтому за три десятка лет независимости земля в республике так и не стала свободно продаваемым товаром, а по-прежнему в той или иной степени находится под государственным контролем.
В Белоруссии уже предпринимались попытки пересмотреть либо скорректировать земельное законодательство, однако все они редко затрагивали основу, заложенную Лукашенко, – контроль над землей, в первую очередь сельхозназначения, сосредоточен в руках государства, а большинство вопросов в данной сфере решается непосредственно президентом. Одной из последних была попытка внести корректировки в 2019-2020 годах, когда даже предлагалось снять ряд ограничений для иностранных граждан, которые ранее не могли приобрести землю в собственность по договорам купли-продажи. Однако в конечном счете изменения так и не были приняты, а страна продолжает жить по принятому еще в 2008 году Земельному кодексу, а также отдельным указам президента. Например, именно глава государства еще в 2014 году ввел пятилетний запрет на отчуждение земельных участков в пригородной зоне Минска и областных центров с целью стимулировать белорусов приобретать землю в регионах.
Стоит заметить, что президент Белоруссии в сфере земельных отношений всегда был осторожен и консервативен. По его мнению, запрет на продажу земли в частную собственность является правильным решением, а государство должно само заниматься разработкой земельных ресурсов прежде, чем отдать их в пользование частнику. Кроме того, белорусский лидер долгие годы сомневался в том, что на местах, если получат свободу действий, смогут грамотно распоряжаться замлей, которая является достоянием народа. Еще в 2020 году он отмечал, что уже как-то пробовал передать полномочия по распределению земельных ресурсов губернаторам, но в итоге были примеры, когда самые плодородные земли отдавались под строительство складов. «Словом, земельные, лесные вопросы передавать кому-то запрещается. Это запрещенная тема. Бывают исключения, но тогда придите, докажите президенту – он примет решение. Думаю, наши дети и внуки спасибо за это скажут», – заявлял он тогда и подчеркивал, что «просто такие вещи должны быть железно в одних руках».
Земельный вопрос не раз приобретал и политическую окраску. Например, Лукашенко критиковал открытие рынка земли на Украине, отмечая, что никогда не пойдет на приватизацию земель сельхозназначения, повторяя чужие ошибки и «порождая нелегальный рынок земли и криминал». О земельных отношениях он часто вспоминает и в процессе критики местной оппозиции. По мнению Лукашенко, его противники в угоду Западу продвигают программу «приватизации крупных и средних предприятий» и «продажи сельхозземель», чтобы поставить республику в зависимое положение от иностранных государств.
Личное отношение к земле А. Лукашенко всегда накладывало отпечаток на попытки реформирования существующих земельных отношений, которые сводились, как правило, лишь к корректировке мелких вопросов, а также упрощению некоторых административных процедур. Белорусские власти в разрешенных им рамках честно старались создать привлекательные условия для тех земель, которые находятся в отдалении от Минска и на освоение которых у государства просто нет средств. Так, например, в сентябре прошлого года было принято решение об отчуждении жилых домов в сельской местности и совершенствовании работы с пустующими домами, которые теперь могут продаваться на аукционах по рыночной стоимости с возможностью поэтапного снижения цены до одной базовой величины (около 11 евро).
Однако всего этого, как показывают последние события, все еще недостаточно для решения насущных проблем в землепользовании, а рынок земли по-прежнему забюрократизирован и не позволяет использовать его потенциальные возможности.
Поэтому неслучайно в Белоруссии было решено снова взяться за данную проблему, о чем свидетельствует прошедшее 15 февраля у А. Лукашенко совещание по вопросам совершенствования земельных отношений. Хотя и в этот раз белорусский лидер был непреклонен. По его словам, земельные ресурсы являются национальным достоянием, поэтому выделение участков земли должно не просто приносить доход государству, но и отвечать ожиданиям самих белорусов. Глава государства в очередной раз подчеркнул, что «земли сельхозназначения и лесного назначения находятся и будут находиться только в собственности государства», хотя сегодня и назрела необходимость внесения серьезных изменений в земельные отношения в стране.
Предлагаемые правительством Белоруссии реформы предполагают ряд нововведений, среди которых основными являются передача решений многих вопросов землепользования на местный уровень, упрощение административных процедур и корректировка ряда положений нынешнего Кодекса о земле. При этом известно, что все это, скорее всего, не коснется столицы республики, областных центров и их районов из-за сложившейся в последние годы демографической ситуации. В частности, на совещании было отмечено, что из 128 административно-территориальных единиц рост численности населения наблюдается сегодня только в 16, что указывает на тяготение белорусов к Минску и его окрестностям. В условиях продолжающихся попыток простимулировать интерес к земельным ресурсам за пределами столичного региона предлагаемые изменения должны пройти мимо него. Правда, А. Лукашенко уже выразил сомнение по данному поводу, попросив правительство хорошо подумать над вопросом.
В целом новые нормы возможного указа президента Белоруссии не нарушат базовые принципы системы управления земельными ресурсами и сложившуюся систему госсобственности на землю. Они должны распространяться только на территорию райцентров и сельских населенных пунктов, охватив площадь в 1,2 млн гектаров, или всего 5,8% всех земель страны.
Во-первых, предлагается создать условия для более свободного распоряжения гражданами земельными участками, за исключением льготных. Так, могут быть сняты ограничения по использованию земель, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, и разрешено изменять их целевое назначение. При этом важным станет и возможность узаконить «несоблюдения границ выделенного земельного участка». Правда, пока не решено, какой размер можно будет узаконить, так как Лукашенко предложил не ограничиваться 10% «захваченной» территории, а исходить из ситуации и оставить этот вопрос на усмотрение местных органов власти.
Во-вторых, предполагается предоставление земельных участков для строительства и обслуживания жилого дома площадью до 1 га. При этом А. Лукашенко предложил не ограничиваться одним гектаром, а при необходимости выделять больше.
В-третьих, предполагается организация личных подсобных хозяйств на площади до 4 га независимо от регистрации на территории сельского совета. Сегодня эта регистрация обязательна, что является серьезным тормозом для создания подобных хозяйств из-за бюрократических проволочек и сложностей оформления.
В-четвертых, планируется вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых производственных площадок, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих территориях. Так, местные органы власти получат право определять место и цели предоставления участков без аукциона, а также предоставлять дополнительные участки, примыкающие к существующему. Кроме того, они смогут создавать хутора на непригодных для иного использования землях и сносить неиспользуемые промышленные объекты, включая их в земли населенных пунктов.
В-пятых, предлагается ввести льготный 5-летний период выкупа предоставленных земельных участков по кадастровой стоимости, уменьшенной на 50%. Предполагается, что это простимулирует экономический оборот земли. Кроме того, предусматривается возможность дробления участков и разрешение размещения нестационарных объектов (например, ларьков, временных сооружений и пр.) без оформления отвода земли.
Согласно общей концепции, все эти, а также ряд иных предполагаемых изменений должны позволить упростить порядок предоставления земельных участков, снизить затраты, уменьшить процедурные действия для физических лиц, а для юридических – получить четкий регламент изъятия земли для государственных нужд при минимальном количестве согласований. В свою очередь, это сократит возможности для спекуляции землей, а также позволит эффективнее использовать земельные ресурсы республики за пределами Минска и развивать сельские территории в регионах. Проще говоря, это все то, о чем ранее неоднократно говорил А. Лукашенко, поручая создать стимулирующие механизмы, чтобы «рассредоточить людей по стране», так как пустующих земель в республике более чем достаточно.
Таким образом, предлагаемые правительством изменения, которые будут и дальше прорабатываться до принятия окончательного решения и издания указа Лукашенко, направлены в первую очередь на упрощение и сокращение некоторых административных процедур. Они не меняют в корне существующие земельные отношения в Белоруссии и затрагивают мизерную часть территории республики, но призваны решить ряд вопросов на низовом уровне, которые интересуют простых белорусов. Кроме того, видна попытка простимулировать интерес инвесторов, в том числе и зарубежных, к пустующим землям, на обработку которых у государства сегодня нет достаточных ресурсов.
Если белорусским властям в этот раз удастся довести задуманное до своего логического завершения, это вполне может стать первым шагом на пути серьезных изменений в области землепользования в стране.