Найти тему

Оборотное кольцо трамваев в Перекупном переулке

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Всем привет! Сегодня поговорим о небольшой трамвайной петле за площадью Александра Невского по Херсонской и Исполкомской улицам, проспекту Бакунина и Перекупному переулку.

Ранее это был большой узел соединяющий центр города с окраинами на Правом берегу реки Нева и левобережной частью Невского района.

Первым маршрутом в этом районе (если верить сайту "Питертранспорт") был десятый маршрут, который пошел в 1925 году по Калашниковской набережной (Синопской), проспекту Бакунина к площади Восстания.

С 1932 по 1934 год маршрут был изменен из-за перекладки магистрали и вновь пошел от Большеохтинского моста по Новгородской улице - Исполкомской улице - проспекту 25го Октября (Невскому).

Во время начала Великой Отечественной войны маршрут был отменен, восстановлен в 1942 году, но в район Перекупного переулка вернулся в середине 1940х по Новгородской улице - проспекту Бакунина и далее к Карбюраторному заводу.

В 1933 году также по Новгородской улице - проспекту Бакунина стал ходить маршрут №27, он соединил Финляндский, Московский и Балтийский вокзалы.

После Великой Отечественной войны маршрут вернулся в район Херсонской улицы соединив завод Большевик (позже продлен Село "Рыбацкое") до Варшавского вокзала. В 1982 году маршрут стал ходить через мост Александра Невского.

Большое количество маршрутов появилось в начале 1950х годов, когда стали менять трамвайную сеть города. После демонтажа рельс с Невского проспекта по Херсонской улице и проспекту Бакунина пошел маршрут №7 до Конюшенной площади. Маршрут изменил трассу в 1967 году и стал переправляться на Правый берег реки Нева через мост Александра Невского.

Маршрут №17 соединяя Петроградскую сторону и завод имени Ленина (Невский завод). Изменил трассу в 1966 году.

Маршрут №38 соединяя завод "Большевик" и площадь Ленина (Финляндский вокзал). Закрыт в 1994 году.

Маршрут №24 Соединил Васильевский остров с заводом имени Ленина (Невский завод). Маршрут менял несколько раз трассу но ходил по Херсонской до 1988 году. С 2011 года маршрут стал ходить по нынешней трассе "Рыбацкое" - Перекупной переулок.

После открытия станции метро "площадь Александра Невского" на Невско-Василеостровской линии (линия 3) и одноименного моста были внесены изменения в маршруты трамваев:

В 1965 году изменили трассу маршрута №13 который соединил площадь Стачек и Малую Охту (позже с проспектом Солидарности). Просуществовал до 1992 года (открыт на Юго-Западе). В 2002 году маршрут стал ходить от Перекупного переулка до 10й Красноармейской улице, но просуществовал менее года.

Новый маршрут №44 открыли в 1965 году, который соединил Веселый поселок и Карбюраторный завод. Закрыт в 2007 году.

В 1969 году по Исполкомской улице прошел новый маршрут 49. Трасса менялась не один раз, в том числе Перекупной переулок был оборотным кольцом для маршрута до 1992 года.

В 1979 году от Дегтярного переулка по Новгороской улице был продлен маршрут №5, который закрыли в 1998 году.

Трамвай маршрута 39 на Херсонской улице, 1990-е. Фото из открытых источноков.
Трамвай маршрута 39 на Херсонской улице, 1990-е. Фото из открытых источноков.

Конец 1980-х начало 1990-х также внесло коррективы в трамвайную сеть.

В 1986 году маршрут №49 разделили на 49 и 65. Маршрут №65 с 1986 по 1988 год соединял Перекупной переулок и проспект Солидарности, был продлен до завода имени Ленина (Невский завод). В 1999 году маршрут снова вернули до Перекупного переулка, а в 2001 году продлили по Исполкомской и Новгородской улицам - через Большеохтинский мост.

В 1993 году изменили трассу маршрута №39, который соединил завод Большевик и Перекупной переулок (через Володарский и Александра Невского мосты). Закрыт в 2000 году.

В 1994 году до Перекупного переулка сократили трассу маршрута №28, но в 2000 году трамвай снова пошел до больницы Мечникова. После закрытия линии в 2003 году по Новгородской улице, двадцать восьмой снова вернулся в Перекупной переулок.

В 2000 году из-за демонтажа линии по улице Жуковского, Восстания и Кирочной маршрут №25 стал оборачиваться через Херсонскую - Исполкомскую и проспект Бакунина, в 2007 году сокращен до Кузнечного переулка.

Демонтаж трамвайной линии по проспекту Бакунина. Фото из открытых источноков.
Демонтаж трамвайной линии по проспекту Бакунина. Фото из открытых источноков.

С 2000 по 2007 год - время погрома. Многие линии были демонтированы, связи потеряны. Проехать трамваю от московсковского вокзала до площади Александра Невского не представляется возможным.

Остановка "Перекупной переулок" сегодня.
Остановка "Перекупной переулок" сегодня.

После демонтажа линий в Перекупной переулок стал ходить только маршрут №65.

В 2011 году до Перекупного переулка продлили маршрут 24, а 65й наоборот направили к Невскому заводу.

С 2014 по 2017 год из-за строительства развязки на Синопской набережной и Херсонской улицы маршруты 24 и 65 временно вернулись на предыдущие конечные станции.

С 2019 по 2020 год в Перекупном переулке оборачивался маршрут 7.

Сегодня на время ремонта Кондратьевского проспекта Перекупной переулок стал оборотным кольцом и для маршрута №23.

Превратившись из крупного узла в небольшое оборотное кольцо сегодня заставляет жителей района совершать пешие прогулки по проспекту Бакунина и 2й Советской улице из-за отсутствия транспорта, хотя дойти до места назначения в центре будет быстрее, чем стоять в пробке на машине.

Спасибо за внимание!