Найти тему
Новости Тольятти

Левитан: Интересные факты, неизвестные широкой публике

Осенний день. Сокольники. Картина И. И. Левитана, 1879 год
Осенний день. Сокольники. Картина И. И. Левитана, 1879 год

Долгое время считалось, что в России нет природы, способной вызвать восхищение и стать темой для серьезного произведения.

Вместо природы была лишь серая, безликая масса, тоскливая и бесконечная, как горе людское. И только Исаак Левитан (30 августа 1860 — 4 августа 1900) — великий гений русского пейзажа XIX века, открыл для современников скромную красоту русской природы.

Словно в насмешку над всеми националистами, тайна русской природы открылась бедному еврейскому юноше, на котором до конца жизни стояло клеймо его происхождения. Начиная работать под руководством Саврасова и Поленова, Левитан вскоре оставил далеко позади своих учителей, навсегда вписав свое имя в пантеон отечественной культуры. И за 20 лет своего творчества он создал и сделал для России столько, сколько не удалось сделать всем ее прежним пейзажистам, вместе взятым.

Левитан наполнил наш бедный пейзаж чувствами, и теперь уже никто не мог отвернуться от средней полосы России — у нее появилось свое неповторимое лицо и неотразимое очарование, перед которым меркли красоты заморских стран

Давайте вместе с читателями узнаем чуть больше о нем самом.

-2

Типичная биография русского художника

Что мы знаем о художнике? Энциклопедии дают довольно сухие сведения.

Родился Исаак Левитан в еврейской семье в Литве. Его отец — Илья Абрамович Левитан преподавал иностранные языки в школе. Специальное образование Исаак получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, учился у В.Г. Перова, А.К. Саврасова и В.Д. Поленова.

Рано лишившись родителей, молодой человек испытывал большие материальные трудности, часто оставаясь без жилья и пропитания. Только с середины 1880-х годов его материальное положение улучшилось, но результатом лишений юности стала болезнь сердца.

В конце 1880-х годов. Левитан ездил для лечения в Крым, привезя оттуда около шестидесяти пейзажей. Многолетней мечтой художника стало путешествие по Волге. Мечта осуществилась: около трех лет Левитан писал волжские пейзажи.

В 1891 году он вступил в Товарищество Передвижников, в 1898 году стал академиком. Выставлялся на выставках «Мир искусства», участвовал в Парижских выставках, преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. И постоянно писал многочисленные лирические пейзажи России — Подмосковья, Поволжья, Крыма.

Работы русских пейзажистов того времени больше походили на копии итальянских и французcких картин, в которых прежде всего ценилась ясность и эффектность художественного языка. Левитан же избегал изображать внешне эффектные места. Ему это было не нужно. В самом простом деревенском мотиве он, как никто другой, умел найти то родное и бесконечно близкое, что так неотразимо действует на душу русского человека, заставляя его снова и снова возвращаться к картине.

Из-за закона, не позволяющего евреям постоянно жить в Москве, художник неоднократно подвергался высылке. Левитана дважды высылали за черту оседлости. Первый раз — когда он еще учился. Второй раз — когда уже был известным на всю Россию живописцем. Только вмешательство друзей, их постоянные просьбы и обращения к властям, позволяли Левитану вернуться.

Большую роль в жизни художника сыграла семья богатых купцов Морозовых. В 1889 году Мария Морозова предоставила Левитану помещение в своем имении. Остальное взял на себя ее сын Сергей Морозов. Левитан провел здесь самые плодотворные годы своей жизни, создав свои лучшие произведения. Здесь же бывали его многочисленные друзья-художники.

В 1900 году Левитан умер в этом доме от тяжелой сердечной болезни. Провожали Левитана его друзья и ученики — В.А. Серов, А.М. Васнецов, К.А. Коровин, И.С. Остроухов, Н.А. Касаткин, Л.О. Пастернак, К.Ф. Юон и другие.

Сначала художник был погребен на еврейском кладбище, позднее его прах был перенесен на Новодевичье кладбище.

Вот и все. Типичная биография русского художника 19 века. А тем временем в биографии Левитана есть очень интересные и эксклюзивные факты.

-3

Интересные факты, неизвестные широкой публике

Левитан скрывал имя своей матери. По данным некоторых исследований, причина кроется в том, что на самом деле семья, в которой жил Левитан — была приемной.

Пребывая на обучении, у молодого художника не было даже места для ночлега. В таких случаях, после завершения вечерних уроков, он проводил время на последнем этаже здания училища. А после долгой ночи опять мечтал о жизни на природе, которую бесконечно любил.

Когда Исааку было всего 19 лет, он получил своё первое признание, как художник. На одной из выставок, к нему подошёл Третьяков и предложил 100 рублей за работу «Осенний день. Сокольники». Смущённый парень просто не мог отказать.

Уже во время обучения в училище Левитан столкнулся с ярким проявлением шовинизма и национализма. Некоторые преподаватели были возмущены самим фактом того, что художник еврейского происхождения «смеет касаться» русской природы.

Левитан не получил диплом художника из-за Саврасова. Будучи преподавателем художественного училища, Саврасов грешил тем, что, приняв на грудь, весьма нелестно отзывался о творческих способностях своих коллег. На выпускном экзамене «бездарные коллеги» воспользовались возможностью отыграться на любимом ученике Саврасова. Картину Левитана, которой прочили Большую серебряную медаль, экзаменаторы сочли недостойной ничего. В результате из училища Левитан вышел с позорным дипломом учителя чистописания.

В пейзажах Левитана нет людей. Это связано с его религиозными воззрениями. Иудаизм запрещает изображение людей, ибо они непроизвольно воспроизводят образ Всевышнего, который создал их по образу и подобию своему. Именно поэтому, — считают искусствоведы, — силуэт женщины на картине «Осенний день. Сокольники» написан не Левитаном, а Николаем Чеховым.

«Левитанистый» — такое словечко придумал Антон Павлович Чехов, когда увидел картины Левитана. По мнению Чехова, разные картины художника обладали разной степенью «левитанистости».

-4

Женат художник не был. Несмотря на это, судя по его личной любовной переписке, с женщинами он обращался довольно таки ловко. Известно его увлечение женой доктора Дмитрия Кувшинникова — Софьей Петровной, урожденной Сафоновой. С ней Левитан совершил путешествие по Волге.

Золотая осень
Золотая осень

На Левитана часто находили приступы меланхолии. Он дважды пытался покончить жизнь самоубийством. Один раз к такому шагу художника привел сложившийся вокруг него любовный треугольник. Варенька Туранинова и ее мать, одновременно влюбившиеся в него, оспаривали Левитана друг у друга. Между ними шла глухая борьба, отравившая все последние годы жизни художника.

Тихая обитель
Тихая обитель

Левитан подружился с А.П. Чеховым задолго до того, как оба приобрели славу. После посещения усадьбы Горка, где впоследствии Левитан пытался покончить с собой, Чехов написал рассказ «Дом с мезонином» и пьесу «Чайка». Несмотря на то, что писатель постарался замаскировать события так, чтобы прототипы героев не угадывались, Левитан все равно узнал себя и здорово обиделся на Чехова.

Март
Март

Кроме того, до конца жизни он не мог простить другу его рассказа «Попрыгунья». Дело в том, что писатель весьма нелестно изобразил в рассказе возлюбленную Левитана, его замужнюю ученицу Софью Кувшинникову (прототип «попрыгуньи»), да и самого Левитана тоже.

«Можете себе представить, — писал кому-то Чехов в 1892 году, — одна знакомая моя, 42-летняя дама, узнала себя в двадцатилетней героине моей «Попрыгуньи»…, и меня вся Москва обвиняет в пасквиле. Главная улика — внешнее сходство: дама пишет красками, муж у нее доктор, и живет она с художником».

Из-за того, что Чехов осуждал этот роман Левитана, их отношения испортились навсегда.

Художник постоянно жил в нужде и даже вынужден был платить квартирной хозяйке своими пейзажами. Хозяйка надевала пенсне, рассматривала «картинки», чтобы выбрать самую красивую и непрерывно ворчала, почему на лугах, которые рисует Левитан, нет ни коров, ни гусей, ни хотя бы курочек. Самое удивительное, что критики в своих статьях требовали от Левитана того же самого: гусей, коз, кур и возлюбленных под деревом.

За несколько месяцев до своей смерти Исаак Левитан снова впал в меланхолию.

Он сильно болел, и зимой 1899 врачи послали его в Ялту. В Ялте тогда жил и Чехов. Старые друзья встретились отчуждённо. Левитан ходил, тяжело опираясь на палку, задыхался, говорил о своей близкой смерти. Сердце его болело уже почти непрерывно.

…Ялта не помогла. Левитан вернулся в Москву и почти не выходил из своего дома в Трехсвятительском переулке. 17 мая 1900 года Чехов навестил тяжело больного друга. Сообщил хорошую новость о том, что с июня в русском отделе Всемирной выставки в Париже экспонируются картины художника. А 3 августа 1900 года Исаак Левитан умер…

В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов. Последняя работа — «Озеро. Русь» — так и не была закончена…

Подготовила Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти», e-mail: rossinskiye@gmail.com