Найти тему
Олег Подузов

22. Советские гоночные мотоциклы: Коляски семидесятых.

В начале 70х в гонках мотоциклов с коляской в классах 350 и 500 куб.см. мотоциклы были представлены в большом разнообразии. В классе до 750 куб.см. царили четырехтактные оппозиты из Ирбита, но времена их гегемонии заканчивались. Мотоциклы с двухтактными двигателями все выше поднимались в итоговых протоколах гонок тех лет.

Рассмотрим некоторые мотоциклы 70х. Конкуренцию Стреле -1 в самом большом классе составляли мотоциклы с моторами КМЗ - вот один из них.

ШК-2 конструкции Александра и Фёдора Серопова. КБ спортивных машин КМЗ. 1974-1975г.

К сожалению, нет технической информации по этому мотоциклу.

Так же нужно упомянуть экспериментальные модели завода КМЗ конца семидесятых. Например, сохранились фото мотоцикла с коляской, трудно идентифицировать эту модель и найти его технические характеристики, но приписывается этот мотоцикл именно к КМЗ. Хотя двигатель, очевидно, является двухтактным, водяного охлаждения и позаимствован у гоночной лодки.

-2

Выдавал такой четырехцилиндровый 500 кубовый двигатель 120 л.с.

-3

Упомянем и еще один гоночный мотоцикл КМЗ. По сути, он представлял собой стенд для испытаний четырехцилиндрового оппозитного двигателя. Достоверно известно о его участии в гонках, но о результатах мы не знаем.

-4

К концу семидесятых четырехтактные оппозиты были полностью вытеснены с трасс мотоциклами с двухтактными двигателями. В классе "до 750 куб.см" встречались экзотические конструкции, например, с двигателями от Trabant и Vartburg.

-5
1971 год, на мотоцикле с двигателем Вартбург экипаж Edgar Kalmu - Ulrich Kiir.
1971 год, на мотоцикле с двигателем Вартбург экипаж Edgar Kalmu - Ulrich Kiir.

Так же большое распространение получили мотоциклы с двигателями "спарка" - так называли сдвоенные моторы CZ, такие мотоциклы выступали в классах "до 500" (два цилиндра модели "980") и "до 750" (два цилиндра модели 981). Двигатель "спарка" -

-7

Мотоцикл с двигателем "спарка" -

-8

Те, кто имел дело с кроссовыми мотоциклами CZ, могут представить, какую отдачу имели эти сдвоенные моторы.

В семидесятых заявляет о себе как о производителе гоночных мотоциклов Таллинский завод металлоконструкций "Teras" ("Сталь"). Директором завода был знаменитый колясочник Алвар Хиртентреу, он организовал мелкосерийное производство мотоциклов с коляской, начало этой славной истории датируется 1974 годом. Использовали эти мотоциклы такие гонщики, как Хэнно Палм, Вамбола Хелм, Тыну Карнер. Пятикратный чемпион СССР Тармо Тэмпел после основной работы по вечерам в 1975- 1976году на этом заводе строил свой мотоцикл. Продукция завода Терас оказалась очень удачной и широко применялись  в чемпионатах СССР и международных гонках. Как сказал наш друг Ивар Ваадерпасс, "Это было единственный завод, который делал мотоциклы, на которых можно было стать чемпионом союза без переделки."

Заметка из февлальского номера За рулем 1975 года.
Заметка из февлальского номера За рулем 1975 года.

Teras так же использовали сдвоенные моторы CZ. Мотоцикл Teras -

-10

Teras на трассе -

-11
На трассе Mati Jaago-Tiit Kontus.
На трассе Mati Jaago-Tiit Kontus.
"Раздетый" Teras со спаренным двигателем ЧЗ.
"Раздетый" Teras со спаренным двигателем ЧЗ.
-14
Братья Тайво и Арви Сапас, мотоцикл Терас.
Братья Тайво и Арви Сапас, мотоцикл Терас.

В классе "до 500" чемпионами СССР в 1975 году стали спортсмены команды ЦСКА А.Мельников и В.Серов на мотоцикле из Серпухова ВНИИ - 575. А. Мельников и В. Серов на трассе, ВНИИ 575-

-16

Мощность 492 кубового двигателя ВНИИ - 575 составляла 72,6 л.с. при 7200 об/мин и степени сжатия 11 ед. Развивал мотоцикл скорость 210 км/ч.

-17

Так же известно, что в пятисот кубовом классе выступали мотоциклы с двигателями Jawa DT 500. Это был очень мощный и надежный двигатель по тем временам, кроме ледовых и гаревых мотоциклов, в социалистической Европе их устанавливали на шоссейники и даже на дрегстеры.

В самом массовом классе "до 350 куб.см"  спортсмены выступали на самодельных (как это не удивительно, нет никаких свидетельств того, что мотозаводы выпускали гоночные мотоциклы для шоссейно кольцевых гонок в этом классе) мотоциклах, оснащенных двигателями "ИЖ", "Ява".

Мотоцикл класса "до 350 куб.см." -

Pāārn Kaar - Raivo Osanik
Pāārn Kaar - Raivo Osanik

Были и более экзотические мотоциклы, например, мотоцикл с трехцилиндровым двухтактным двигателем с объемом 350 куб.см. Двигатель представляет собой мотор Ямаха - ТЗ 250 с добавленным одним цилиндром.

-19

Так же можно упомянуть мотоциклы с самодельными двигателями, например, мотоцикл двукратного чемпиона СССР Л. К. Самсонова. На фото : экипаж Л. Самсонова и Ю. Чеснокова (за рулем).

-20

Чемпионы СССР 1973 года в классе "до 350 куб.см", главный конструктор ВНИИ " Мотопром", А.Мельников  и В. Токарев, команда ЦСКА-

-21

Еще один мотоцикл - шасси ВНИИ, но оппозитный двигатель. Гонщики Паулс Зюисенс и Валдис Лапинс-

-22
Гонки мотоциклов с коляской 70х : мотоциклы Терас (12) и Вихур (6).
Гонки мотоциклов с коляской 70х : мотоциклы Терас (12) и Вихур (6).

Пока это в общих чертах все, что можно сказать о гоночных мотоциклах с коляской семидесятых. До наших дней их сохранилось очень мало, порой в плачевном состоянии, как этот Teras из Грузии -

-24

Так же мотоцикл Терас восстановил наш друг Эдгарс из Риги-

-25

Шасси ВНИИ, тоже у Эдгарса.

-26

В наших следующих публикациях мы расскажем о гонках на мотоциклах с колясками восьмидесятых - последних чемпионатах по ШКМГ СССР.