Типичная ситуация: бабушка где-то раздобыла месячного котенка по желанию любимой внученьки. Внученька весь день гладила и тискала такую милую и мягкую игрушку, а на следующий день подарок ей как-то приелся. Что же с ней делать в таком случае? Правильно, выкинуть! Так же, как выкидывают прочие старые или неугодные плюшевые и пластиковые игрушки.
В то утро я проснулась оттого, что меня звала мама. Мелкая, четырехлетняя, в длинной ночной рубашке со звездочками, я побежала на крик мамы: «Посмотри, кто к нам пришел!». Она стояла у полуоткрытой входной двери, за которой на лестничной клетке сидел маленький серый котенок. Это был наш первый Кузя. Только потом, когда я уже стала более взрослой и могла понять, мама рассказала, что это был кот из квартиры напротив, где проживала бабушка с внучкой – моей ровесницей, очень избалованной девочкой.
Обнаружив утром котенка на лестничной площадке, мама взяла его и позвонила в соседскую квартиру. Из-за двери показалась недовольная бабулькина моська с немым вопросом «Че надо?».
Мама спросила: «Антонина Петровна, это не Ваш котенок?»
На что Антонина Петровна сделала моську еще более недовольной и отрубила: «Нет».
– Но ведь я же вчера видела, как Ваша Настя несла этого котенка домой!
– Ну и что! Она вчера наигралась! Не нужен он нам! – и дверь захлопнулась.
Меня всегда поражало, что многие родители покупают животных в качестве новой, еще неизведанной, забавы для своих детей. У них не возникает мыслей об уходе за этими животными и какой-то моральной ответственности за них. Ребенок попросил, ребенку надо, а то, что очередной хомячок издох от голода – это фигня, купим нового. Зато приучим ребенка к ответственности! Этот самый ребенок не может убрать бардак в своей комнате, день и ночь ходит по квартире на голове, истерически орет и катается по полу, когда у него пытаются отобрать любимый гаджет или отказываются купить очередную хотелку, но именно хомяк, попугайчик, котеночек, щеночек приучат его к ответственности. Хорошая логика.
К тому же, о какой ответственности может идти речь, если этот самый ребенок не научен никакому сочувствию. Он никогда не будет серьезно относиться к подаренному животному, потому что не понимает, что этому самому животному может быть больно, грустно, страшно, обидно – для него существуют только собственные желания и обиды, он так воспитан теми же родителями.
Можете со мной не согласиться, но я считаю, что от природы все дети жестоки – примитивность мышления и отсутствие определенного опыта не позволяют им ставить себя на место другого, они и себя самих-то не в силах осознать. Сочувствие же рождается под воздействием впечатлений от поступков окружающих, от их отношения к животным и при осознании собственной личности и собственной конечности.
Если же позитивного примера со стороны родителей нет, то из ребенка вырастает обыкновенный бездушный человек, который точно так же воспитывает и своих детей.
Это как с литературой в школе. Родители жалуются: «Наш ребенок совсем не хочет читать книжки». Их в свою очередь спрашивают: «А вы сами-то много читаете?». В ответ или типичное «нет» или тишина. Так с чего, спрашивается, ваш ребенок будет корпеть над книгами, если вы сами чтению предпочитаете висение в социальных сетях или в телеке?
Так же и с животными.
Как-то раз мама увидела, как чужой десятилетний пацан таскал по детской площадке за хвост кошку, а потом швырнул ее в кусты. Она сразу кинулась с криком «Ты что делаешь?». На что пацан посмотрел на нее взглядом, не отягченным признаками интеллекта, и пожал плечами. Тогда она обратилась к сидящей на лавочке бабке этого аморального существа: «Вы хоть смотрите, что делает Ваш внук!» А бабка точно так же пожала плечами: «Да это всего лишь кошка. Ей не больно».
Мама еще какое-то время пыталась сделать бабке внушение, но, не установив никакой обратной связи, плюнула и ушла, предупредив, что в следующий раз отлупит внучка не взирая на престарелую опекуншу.
Полагаю, что когда этот дитятко вырастет и придет выбивать из бабки ее пенсию, он по привычке будет считать, что это всего лишь бабка, ей не больно, а на мольбы и уговоры будет только пожимать плечами.
Многие, не осознавая того, сами создают из собственных детей монстров.
Безразличие к поступкам детей – еще полбеды. Почему-то многие взрослые при конфликте ребенка и животного встают на сторону ребенка. Их чадо может таскать, тискать животное, выкручивать ему уши и дергать за усы, но животное не имеет права ответить тем же – оно вообще не имеет никакой защиты в подобных семьях. Некоторые издевательства и вовсе воспринимаются как невинная шалость. Пример – видео, где ребенок сделал кошке макияж красками или декоративной косметикой, и зритель почему-то должен над этим смеяться. Да за такое ребенку надо по рукам надавать. Эта косметика может попасть животному в глаза и в нос и как, минимум, вызвать неприятные ощущения, как максимум, аллергическую реакцию, да и сама процедура у бедных кошек никакой радости не вызывает.
Такая позиция тоже заставляет ребенка чувствовать себя царем горы и впоследствии ничего хорошего из этого не выходит.
При этом всем я не отрицаю, что животное может помочь ребенку выработать ответственность и сострадание.
Только, чтобы это произошло, питомца нужно не покупать, а подобрать с улицы. Случаев подобрать бездомных котенка или щенка и в городе, и в селе бессчетное количество. Только вот, чтобы подобрать такое несчастное существо, нужно побороть в себе чувство гадливости и тогда все пойдет на лад. Когда вы вместе с ребенком принесете этого маленькое чудище домой, отмоете, накормите, избавите от разного рода паразитов и обласкаете как нового члена семьи, вот тогда ваш ребенок и начнет понимать, что такое сострадание и ответственность за прирученное существо, которое свалилось не с неба в красивой обертке, а попалось под ноги у ближайшей городской помойки. И тогда он поймет, как из некрасивого может родиться что-то прекрасное. Поймет, что каждая жизнь важна.
А Кузя прожил с нами долгих одиннадцать лет: пережил переезд, был очень нами любим, умел открывать двери и сгинул где-то в очередном походе по соседским кошкам.