Василий Иванович Чапаев или просто Чапай, так называемый герой-самородок, непрофессиональный военный, сумевший своей храбростью пробиться от рядового солдата до командира дивизии.
Из плотника в героя блокбастера
Родился Василий Иванович в деревне Будайке Чебоксарского уезда, в районе города Чебоксары, в простой крестьянской семье.
Образования не имел, обучение в церковно-приходской школе было завершено после попытки побега из-за жестокого обращения. Дальнейшие попытки получить образование также не увенчались успехом, в совокупности с доброй наивностью, вероятнее всего и стало причиной шуток. При этом особый поджанр анекдотов с Чапаевым связан с его прозорливостью.
Гласность - это когда можешь говорить, что хочешь - и про меня и про Фурманова [политрук 25-ой стрелковой дивизии, автор романа «Чапаев»] и ничего за это не будет: ни седла, ни бурки новой, ни отпуска...
В подростковом возрасте начал обучаться плотницкому ремеслу. Небольшой период был в услужении у купца, но после навязывания обязанности обвешивать, обманывать покупателей вернулся к плотничеству.
Далее его призвали в армию, однако спустя полгода по неизвестным причинам был уволен в запас армии.
По возвращении со службы вопреки воле родителей женился на дочери священника Пелагеи Метлиной. Брак подарил ему трех детей.
С началом Первой мировой войны жизнь плотника Чапаева сильно переменилась, он был призван в армию, где сумел раскрыть свой потенциал. Участник легендарного Брусиловского прорыва. За проявленную отвагу, находчивость был награжден Георгиевскими крестами второй и третьей степени и Георгиевской медалью. Служба на полях Первой мировой была прервана в результате получения тяжёлого ранения в ногу.
Образ Чапаева на коне, по указаниям историков – вероятнее все художественный вымысел, ранение не позволяло Василию Ивановичу скакать на коне.
А вот и «классический» пример анекдота
Прогуливается Петька и видит, что Василий Иванович яму копает.
– Василий Иванович, зачем яму копаешь?
– Да понимаешь, Петька, велели мне на документ фотографию по пояс сделать.
– А зачем такую глубокую?
– Так я ж на коне сфотографироваться хочу!
Рождение легенды
Летом 1917 года Василий Иванович вступил в партию большевиков, после чего был назначен командиром полка.
После Октябрьской революции воевал с выступившими против Советской власти уральскими казаками и белочехами. Тот период также известен головокружительными победами над белыми, участием Чапаева в подавлении восстаний, борьбой с мародерством в рядах Красной армии.
В злополучный 1919 год Василий Иванович был назначен командиром
25-й стрелковой дивизии. За организованное контрнаступление против армии Колчака был награжден орденом Красного Знамени.
Погиб 5 сентября 1919 года в результате диверсии на штаб 25-й дивизии в городе Лбищенске.
По мнению историков, личность Василий Иванович была мифологизирована, реального влияния на победу красных над белыми оказано не было. Причиной всему стала локальная известность, необходимость выстраивания в народе образа непобедимого положительного героя.
Великолепный пример большевика
Посудите сами, Чапаев, сын бедного крестьянина, достигший небывалых высот за счет своего усердного труда и веры в правильность пути. Чем не история «успешного успеха». Будь живом он сегодня, был бы автором книг да тренингов «Как стать командиром за 24 часа».
Я ни в коем случае не умаляю заслуги Чапаева. Все же, Чапаев – самородок, исключение из правил.
Василий Иванович по описанию современников был человеком незаурядным, так о нем говорили:
«Он, разумеется, сознает и свою невоспитанность и необразованность, свою малую развитость и невежественность. Все хорошо видит, скорбит душой и стремится страстно перевоспитаться и скорее, как можно скорее научиться всяким наукам. Ему хочется ознакомиться с русским языком, ознакомиться с математикой и т. д. Мы договорились, что в свободное время я буду с ним заниматься, буду направлять по возможности его самообразовательную работу…»
Михаил Фрунзе - военачальник Красной армии во время Гражданской войны.
С. А. Сиротинский, адъютант (секретарь) Фрунзе после знакомства с Василием Ивановичем:
«О Чапаеве у нас были самые разноречивые сведения… Наряду с сообщением, что одно имя Чапаева наводило панику на врага, наряду с рассказами о его безоговорочном авторитете в подчиненных красноармейских частях, о чудесах беспримерной храбрости, — были сообщения и о самодурстве. Но, в общем, было несомненно, что, во всяком случае, дело иметь придется с человеком незаурядным...».
Закончим анекдотом на злобу дня:
«Василий Иванович, американцы на Луне высадились!!!
– Вот это да! Ишь, куда мы их загнали!»