Книги Пауло Коэльо периодически возникают в моей жизни. Как странный, назойливый тип в очках, который пытается привлечь внимание заумными фразами. Внешность этого типа обманчива, как обманчивы обложки и аннотации к произведениям. И знаете что? Когда он решил рассказать мне о мире гламура, роскоши и бредовой любви, я послала его к черту. Надеюсь, больше не объявится.
Сначала был «Алхимик», потом «Вероника решает умереть», «Мактуб», «Одиннадцать минут», «Ведьма из Портобелло», «На берегу Рио-Пьедра села я и заплакала» и, наконец, «Победитель остается один» (далее буду называть «Победителем»). Впрочем, в последний раз Коэльо оказался незваным гостем - пришел в качестве подарка на день рождения. Собственно поэтому я дочитала его до конца (в первый и последний раз) и решила как-то осмыслить. Впервые в жизни услышала, как от зевоты и книжной вакханалии трещит мой череп.
Если говорить об «Алхимике», то книга хотя бы оставила слабое впечатление. Несмотря на то, что тогда мне было лет пятнадцать, и адекватно оценить достоинства и недостатки произведения я не могла.
Ощущения от «Победителя» напоминают посиделки с плохой компанией. Деться некуда, тебя развлекают пресными шуточками, разговорами «за жизнь», бессмысленно и беспощадно вплетая туда темы из разряда «а они все козлы, жизнь несправедлива, и куда смотрит господь бог?». При этом как-то незаметно заливают все алкоголем, дабы твой мозг окончательно сдался и принял «месседж». Только какой, спрашивается?
Посыла в произведении просто никакого. Истории персонажей больше похожи на разбитое стекло, чем на мозаику, ибо склеивать их и искать в этом смысл – пустое дело. Да, они как бы пересекаются, иногда даже взаимодействуют, но все это на таком уровне, как если бы совершенно случайные люди столкнулись несколько раз на одной и той же улице или мероприятии. Мотивации героев до боли примитивны, ни в одном из них не чувствуется изменчивой человеческой натуры, многогранности характеров. Все они как камни – холодные, неотесанные, такие безэмоциональные и карикатурные – в прямом и переносном смысле. Признаюсь, пару раз зацепили некоторые факты вроде тетрагидроканнабинола, самбо, лягушек в кипящей воде и конверта с ядом. А дальше было мучительно больно от фраз вроде:
«Даже Господу Богу нашему Иисусу Христу пришлось некогда выдержать испытание, которое сейчас предстоит Игорю. Искушение дьявола. И он должен будет зубами и ногтями цепляться за свою веру, чтобы не дрогнуть, не ослабеть в том, что предназначено ему свыше.… Нет, все не так. Грех ради добра – добродетель, доброе деяние ради зла – греховно».
Наверное, я слишком придирчива, но, пожалуйста, не говорите мне об Иисусах наших, о Господах и всякой нечисти. Если какая бы то ни было вера не влияет на характер героя, то зачем она? Для лирического отступления? Тогда это не лучший прием.
История о русском маньяке с витающим над ним духом девушки-португалки, который «уничтожает вселенные и миры» ради любимой, – это нелепейшая история любви на фоне неубедительно расписанного мира роскоши и гламура, где действующие лица вполне сойдут за безжизненные манекены, по воле жизни разбросанные по разным местам. Повествование оставило неприятное жжение ниже спины, и отходить было так же тяжко, как от самого ужасного похмелья.
«Людей удовлетворить невозможно, - говорится в «Победителе». – Те, у кого мало, хотят, чтобы стало много. А у кого много, хотят еще больше. А получив больше, желают быть счастливы малым, однако неспособны сделать для этого усилие». Не знаю как вам, но меня такой литературой удовлетворить точно невозможно. Пусть почитатели его творчества закидают меня чем-нибудь, но думаю, большинство придерживается того же мнения. А Кличко, похоже, зачитал Коэльо до дыр…