Размышления о жизни долгосрочного инвестора.
Часть 1. Вводная.
На прошлой неделе прежний мир и образ жизни в очередной раз изменился. Изменился глобально. В первую очередь применительно к нашей стране и нашим соседям. Но и остальному миру не удастся остаться в рамках их зоны комфорта. Не получится. Поздно.
И не так, чтобы это просто раз, и все поменялось. К этому все шло давно. Многие начинают отсчет с давней Мюнхенской речи Путина в 2007 году. Уже тогда он открыто и публично заявлял, что мир идет не туда.
Теперь же никто не знает, к чему приведет сегодняшний расклад: возможных вариантов масса. Самый плохой из них - Третья мировая с понятным для всех итогом. Хочется верить, что не дойдет. Что победит хотя бы чувство самосохранения. В разум, по факту событий последних лет, - верить не приходится.
Статья будет непростая... скорее даже тяжелая... Впечатлительным может и не стоит читать. Но итог ее должен, на мой взгляд, стать оптимистичным.
Мыслей много, букв будет не просто много, а ОЧЕНЬ МНОГО...
Скорее всего мысли будут прыгать с одной темы на другую. Но в этот раз как-то ограничивать себя я вообще не планирую. Мне есть, что сказать и чем поделиться. Вы же вольны или читать, или не читать)
Кто читает блог относительно недавно и плохо понимает кто я такой, чего тут пишу, почему так категоричен - тем будет неплохо сначала прочитать статью обо мне, которую я написал в свой день рождения 08.06.2021. В ней многое обо мне рассказано. Какие-то события будут пересекаться.
Тогда у меня еще не было моего первого миллиона в инвестициях, а теперь он есть даже с учетом всех обвалов.
В конце вводной части скажу, что я - тот человек, который с 1999 года всегда отвечал за СВОЮ жизнь. Лично, сам.
В фундаменте моей жизни нет Путина, Байдена, Обамы, Меркель, Медведева, Абрамовича, руководителей ЕС. Они не принимают решений в МОЕЙ жизни, лишь косвенно на нее влияют своими. Но НЕ они несут ответственность мою жизнь и то, как она складывается. Только я.
Да, они принимают глобальные решения, которые как-то влияют на мою жизнь. Иногда сильно. Иногда не очень. Иногда никак. Европа среди прочего вчера запретила России участвовать в Евровидении. Да мне плевать. Европа закрыла пролет российским самолетам - вроде как неприятно. Но по факту я с февраля 2020 все равно никуда в Европу не летал, у меня и визы-то все истекли. А сейчас уже не особо собираюсь, с такой их политикой по отношению к нам. Уж лучше в Крым. Крымнаш.
Для большего понимания приведу аналогию. Вот взять океан с его размерами, штормами, течениями, аномалиями. В нем может быть всякое, и корабль, вышедший в океан может затонуть.
Но современный корабль способен пересекать океан. Более того, он для этого и предназначен. Причем есть как надводные корабли разного класса, так и подводные, которые ту же качку на поверхности могут вообще не ощутить.
Хотя безусловно кораблю гораздо комфортнее и безопаснее стоять в порту и никуда не двигаться. Но тогда в нем теряется сама суть корабля. Он становится бесполезным. И со временем просто развалится, так и не выполнив свое предназначение, не достигнув ни одной цели.
Это не мой вариант.
Я за то, чтобы выдвигаться в открытый океан. И двигаться к моим целям.
С преамбулой на этом закончим.
Часть 2. Санкции и угрозы: фондовому рынку и РФ.
Против Российской Федерации уже ввели ряд ощутимых санкций. В том числе и против ее банковской системы, где банки являются еще и брокерами, через которых мы осуществляем свои инвестиции.
Если верить новостям про SWIFT, а также про ограничения для ЦБ - то завтра ситуация станет еще менее приятной. Это уже прямой удар по нашей экономике. Причем туда же относятся и запреты на поставку электроники, чипов, компьютеров и много другого.
Однако, санкции действуют давно, с 2014 года. Да, те - более щадящие. Да, в этот раз они будут серьезнее. НО, вспомните, как воспринимались ТЕ санкции в самом начале. Причем не только на западе, но и у нас. Помните панику? Рост курса валют? Рост цен. Замедление экономики. Кризис.
Я в то время уже год работал на Мерседесе, где собирали грузовики. Цена Мерседеса из-за роста курса валют, с учетом, что 99,9% деталей в формате CKD поставлялись из Германии, выросла в 2 раза, с 4 до 8 миллионов рублей. С учетом общего роста цен и замедления экономики грузовики перестали брать совсем, и они копились на площадках готовой техники.
На пике было порядка 1.000 автомобилей. Для понимания, до кризиса Мерседес работал в 2 смены, и за месяц собиралось порядка 200-220 автомобилей. А потом вторую смену сократили, стали работать в одну и собирать 100-110 автомобилей в месяц, а потом и того меньше, т.к. работать на склад смысла не было.
Кроме того, это замораживало и так ограниченные денежные средства, потому что за уже поставленные комплекты нужно было ПРОДОЛЖАТЬ ПЛАТИТЬ в Германию, платить реальные деньги и по текущему растущему курсу, ибо в Евро. А вот собранные из этих комплектов машины - не продавались, причем не продавались за рубли.
Но санкции от ЕС были и до Мерседеса, когда я еще работал на КАМАЗе, в закупках ВЭД. Могу немного напутать с датами, но смысл гарантированно смогу передать.
У большинства КАМАЗов в составе силового агрегата есть сцепление. Сцепление, по сути - это расходник, как масляный фильтр. А КАМАЗ -
это коммерческая техника, работающая, как правило, в непростых эксплуатационных условиях, особенно на наших дорогах и бездорожье. И сцепление по умолчанию подвержено износу, его периодически необходимо заменять, иначе машина встанет. В том числе и в пути. Или в поле, если говорить про технику сельскохозяйственного назначения.
Современные сцепления в России практически не делают. Хотя при этом их делают и импортируют даже с той же Турции, например.
С давних пор основной поставщик сцеплений на КАМАЗ - это немецкая компания ZF. Причем ранее она состояла из нескольких самостоятельных направлений: за сцепления отвечала структура ZF SACHS, в городе Швайнфурте. Я был там лично, как специалист, отвечающий за поставку сцеплений на вторичку (сервисные центры, дилеры и крупные покупатели автотехники КАМАЗ).
В поставке сцеплений на конвейер доля ZF составляла 95%, кроме особых комплектаций военных КАМАЗов, куда в принципе запрещена установка любых иностранных компонентов.
Так вот, в 2012 году компания ZF под давлением властей Германии и ЕС ввела санкции и запрет на поставку сцеплений на КАМАЗ. Еще раз: 2012 год, до Крыма еще 2 года. Причин я не помню, но точно было связано с тем, что КАМАЗ производит и поставляет технику для нужд армии. Причем понятно, что на практике фактически любое шасси КАМАЗа может использоваться для военных нужд даже в качестве буксира тех же пушек или переброски военных подразделений и военных грузов.
В то время на КАМАЗе для ГСК (главный сборочный конвейер) было 3хмесячное планирование поставок. Т.е. часть грузов была уже на конвейере под сборку, часть на складах (как правило следующий месяц), часть отгружена из Германии и находилась в пути, и часть уже размещена и в производстве на заводе ZF. И этого объема хватало на 3 месяца работы ГСК. Своего рода концепция Just in Time, если кто знаком с автопромом.
Понятно, что те заказы, что уже в производстве и пути, ZF не мог отменить - финансово это ударило бы и по ним, в том числе в виде штрафов. А вот не принимать любые следующие заказы - это запросто. Тем более, что доля КАМАЗа, производящего 35-45 тысяч автомобилей в доле производства ZF, которые клепает сцепления миллионами - это малая капля в том самом океане. И от таких скромных заказов в доли процента легко можно отказаться. Вспоминаем все тот же принцип Парето.
Еще раз скажу: я лично там был и вживую, своими глазами видел производство сцеплений и объемы - это впечатляет.
У КАМАЗа было 3 месяца до полной остановки производства всех типов грузовиков на ГСК. Причем это автоматически вело бы уже для КАМАЗа к срыву сроков поставки техники и огромным штрафам, в том числе и по госконтрактам и военным заказам. А это уже фатально.
Наша дочерняя компания в то время приказом ГД ПАО "КАМАЗ" отвечала за китайское направление. И все поставки из Китая как на ГСК, так и в сервисную сеть шли через нас.
У меня для нужд сервисной сети ПАО "КАМАЗ" по сцеплениям был китайский поставщик с забавным названием "ЧаньЧунь Идун". Их сцепления, являвшиеся аналогом ZF были одобрены НТЦ ПАО "КАМАЗ" для вторички. Но для ГСК одобрения не было, туда ставился только ZF.
Не буду тут писать всю историю, связанное с одобрением сцеплений, большой китайской делегацией на завод для участия в опытно-промышленной сборке - слишком долго. Но опыт тоже уникальный.
В итоге сцепления Идун были одобрены на ГСК в самые короткие сроки, а т.к. у нас уже были свои заказанные объемы на вторичку, то просто их перенаправили на основное производство + разместили китайцам новый заказа, сразу на трехмесячный объем. Для них это был ощутимый прорыв и рост прибыли. А ZF конкретно получил по носу.
В итоге то ли они сами поняли, что натворили, то ли ситуация с санкциями как-то разрешилась (как мы видим, на время), но через несколько недель санкции с КАМАЗа со стороны ZF и сцеплений сняли. Правда, доля ZF в поставках после этого снизилась до 60%.
А сейчас (вот в декабре был, заходил в гости на ту свою работу), у ПАО "КАМАЗ" и компании "ЧаньЧунь Идун"... тадам! Свое СП в Набережных Челнах! Современное производство, со сборочными роботами. Причем у КАМАЗа доля в СП выше, чем китайская. Часть компонентов поставляется из Китая, часть локализована в России. Кстати, стальная основа сцеплений производится из стали компании... Северсталь. На ваш взгляд, в конечном итоге кто в выигрыше? Вопрос риторический.
Ловите, жуйте, немчура.
Часть 3. Что будет после адаптации к санкциям.
Первое время, пока будут искаться обходные варианты и решения, альтернативные тем, что сложились за долгие годы - всем будет тяжело. Это факт. Но может кто-то вспомнить времена, когда нам, жителям России, Российской Федерации и ее предшествующим формам, было жить чтоб прям благодать и райские кущи? Я вот не могу.
Давайте вот прям кратко пробежимся сквозь века, по известным эпохам:
- Междоусобицы Киевской Руси и русских княжеств;
- Татаро-монгольское нашествие, поставившее нашу страну на грань существования на 200 с лишним лет;
- Становление Московского княжества и освобождения от татаро-монгольского ига с постоянным набегами с разных сторон;
- Опричнина Ивана Грозного и всякого рода войны как на западе, так на востоке и юге страны;
- Смутное время - одно название чего стоит..
- Семибоярщина и фактический захват страны на несколько лет польскими ставленниками;
- Времена Петра 1, сложнейшие реформы страны и многочисленные войны со Швецией (кстати, не путаю ли, что хохлы там нас предали?);
- Эпоха дворцовых переворотов;
- 1812 год и война с Наполеоном и объединенной Европой;
- Освобождение от крепостного права с последующими событиями;
- Русско-японская война с тяжелым поражением и революция 1905 года;
- Первая Мировая война и поражение нашей страны в ней;
- Революция и последующая гражданская война уже Советской России;
- НЭП, коллективизация, восстановление экономики из последних сил, причем это все при явном противодействии Запада;
- Вторая Мировая и Вторая Великая Отечественная война против фашизма, в которой наша страна победила, заплатив огромнейшую цену, но при этом несколько лет находилась на грани существования, причем не только сама страна, но и весь славянский народ;
- Восстановление после войны из руин и начало Холодной войны;
- всевозможные подавления восстаний и ввод войск в Афганистан;
- Эпоха застоя, дефицита, перестройки.
- Развал СССР, националистические войны по всему периметру РФ, рост цен, дефицит, разгул бандитизма и воровства в 90е;
- Чеченские войны;
- Кризис 1998 года;
- Кризис 2008 года;
- Кризис и санкции 2014 года;
- Сегодняшние дни...
Когда же мы в основной своей массе, жили хотя бы стабильно и просто "хорошо"?.. Иногда были времена, когда было "стабильно плохо".
А вспомните 2014 год и продовольственную "блокаду". Всего 8 лет назад. Цены пошли вверх вообще на все, в том числе и из-за роста курсов валют. Многие привычные продукты пропали из магазинов. Многие цепочки поставок и производств были разрушены, в том числе и в военной сфере.
Что тогда было сделано у нас, в нашей стране? Импортозамещение.
Реальный пример из личного опыта я уже привел выше. Да, оно потребовало времени, концентрации усилий, ресурсов.
Но в итоге многие области нашей страны получили развитие , были защищены от внешних внеконкурентных воздействий (типа санкций, лишения финансирования или ценового демпинга). И стали не только самодостаточными, но и конкурентоспособными. Конкретные примеры при желании можно найти в интернете.
А что бы было, если бы мы в ответ каждый раз просто складывали лапки и сдавали свои позиции, лишь бы получить назад хамон и пармезан? Могу точно сказать, чего бы не было: страны нашей и нашей свободы, как это уже произошло в 90х.
Какова отводимая нашей стране роль для западников - четко показал 1941 год. И не получилось у них только путем неимоверного напряжения всех ресурсов и массового героизма всей нашей страны. Эта катастрофа не должна повториться никоим образом.
Сейчас, к примеру, нам запретили европейские самолеты: покупать, владеть, летать тоже запрещают. Но заметьте, у нас на уже на подходе MC-21, как бы к нему не относились. Современный гражданский самолет, который вполне способен СО ВРЕМЕНЕМ, заменить иностранные самолеты на внутреннем рынке. А в перспективе и составить им конкуренцию на внешнем. И в случае успеха никакие Аэробусы или падающие Боинги уже не смогут на нас никак давить и что-то запрещать или отбирать. Они к нам в очередь встанут.
Приведу просто реальный пример. Легковые Мерседесы. Год я не помню, но в один момент Правительство РФ ввело запрет для участия в программах госзакупок автомобилей, не собранных на территории РФ.
На тот момент допустима была даже отверточная сборка, как упомянутый грузовой Мерседес в Челнах, где я работал с лета 2013 по конец 2014 года. Но легковушек Мерс в России не производил. Но как раз отверточной сборкой занимался Автотор в Калининграде, и там собирались БВМ.
Если прям покопаться в видеоархивах съемок у Госдумы Российской Федерации тех лет, то прям четко видна разница: в один год стояли и бэхи, и мерсы. А вот все следующие годы - практически одни бэхи. И 0 Мерсов. И это только Госдума, а еще сколько у нас всяких Министерств?
Я, как бывший сотрудник Мерседеса могу назвать конкретные цифры. Их я прям помню: в 2012 году на территорию РФ через таможню официально было ввезено 1.074 автомобиля S-класса, люксовый сегмент. Я не говорю про то, сколько продано, но ввезено именно 1.074 штуки.
На тот момент мерседес S-класса стоил порядка 8-9 млн рублей. Вот грубо берем, получается, что стоимость автомобилей, произведенных в Европе из европейских запчастей европейскими работниками, но ввезенных в РФ - грубо 9 млрд рублей. За год. И это без учета последующих потребностей в ремонте, ТО, запчастях, комплектущих, которые, понятно, тоже пойдут преимущественно из ЕС. Вряд ли купивший автомобиль S-класса будет искать китайские аналоги.
Отмечу, что известная программа по созданию с нуля (со времен 90х и разваленного автопрома) отечественного люксового бренда AURUS потребовала на начальном этапе 9 млрд рублей за период с 2014 по 2018 год (до момента появления инаугурационного автомобиля для президента). Та же сумма за 4 года, при этом создавались производства на территории РФ, велась разработка и создание нашего автомобиля.
Еще один пример: до появления AURUS президенты РФ перемещались тоже на мерседесах ограниченной серии "Пульман" - бронированные эксклюзивные модели. Цена одной модели по данным 2012 же года составляла 60 млн рублей. Можете прикинуть, сколько этот автомобиль мог бы стоить сейчас, и это без учета допзатрат на его содержание. И всех потенциальных рисков, включая санкционные.
После многолетнего запрета просто на участие в Госторгах (т.е. частникам-то не запрещали или ввоз никак не запрещали) для нелокализованных автомобилей произошло ЧТО?
Правильно, в июне 2017 года Мерседес начал и в течение короткого времени построил сборочный завод в Солнечногорске. Официальные причины постройки завода указаны вот так:
"Mercedes уже пять лет не может участвовать в государственных тендерах — это одна из причин, по которой концерн решил построить завод в России. Дело в том, что в 2014 г. вступило в силу постановление правительства об ограничении госзакупок автомобилей иностранных марок: принимать участие в государственных тендерах на поставку автомобилей для госнужд разрешили только предприятиям, успевшим подписать соглашение о промсборке."
Я мало кому это говорил, даже лично. Но напишу тут. На других ресурсах, где я иногда комментирую статьи по другой тематике и высказываю эту позицию, мне периодически прилетают вопросы: мол, а сам-то ты, блоХер интернетный, чего сделал для страны, какие у тебя успехи?
Я уже упомянул выше про решенную задачу с локализацией китайского сцепления, где я был непосредственный прямой исполнитель, в том числе я организовывал и стыковывал подразделения ПАО "КАМАЗ" для проведения пробной сборки, есть и другой реальный случай. Да, решение было не мое, но именно я его реализовал. Мог на моем месте быть кто-то другой. Но оказался и сделал это я.
Но есть и другой случай. Думаю, что на военном параде 9го мая, да и по репортажам из Сирии все видели бронетехнику семейства "Тайфун", производства ПАО "КАМАЗ". Она уже не раз спасала жизни наших солдат в горячих точках планеты.
Так вот я - тот человек, который лично и в единственном лице обеспечил закупку и поставку первых образцов брони для НТЦ ПАО "КАМАЗ", предназначенную для Тайфунов, когда этот автомобиль был только на стадии проектирования и создания первых опытных образцов.
Одним из испытаний был отстрел брони из гранатометов на испытаниях МО РФ. И как вы видите, испытания прошли успешно. Это - часть моей работы по закрытию потребности ПАО "КАМАЗ" в том, чего не было.
Это мой ответ на западные санкции. И это - не единственный случай. Просто не обо всем я могу тут рассказывать.
Мы - огромная и действительно великая страна. Это всякие там Индонезии, Монголии, страны Прибалтики могут не иметь ни своего автопрома, ни самолетостроения, ни кораблестроения. И покупать их за чужую валюту у кого-то, с кем они дружат или кто их заставит силой.
Мы, с нашими расстояниями, с нашим географическим положением и нашей особой миссией на этой планете (как Задорнов говорил, и я его мнение во многом разделяю) - не можем себе позволить не производить СВОИ грузовики, легковые автомобили, самолеты, корабли, и прочие важные для существования независимой страны вещи.
К сожалению, в 90е мы многое про0срали. Многое забыли. Многое разучились делать. Много где отстали. И нам надо наверстывать просто чтобы догнать ушедший вперед мир. Ушедший за счет наших дешевых и доступных сырьевых ресурсов.
А где-то нам придется все создавать С НУЛЯ. Политическая воля есть, и теперь, на мой взгляд, нужно и нам, каждому, что-то делать в этом направлении. Развиваться, хотя бы в своей области.
Часть 4. Путь развития через боль и испытания.
Кто ходит в спортзал или просто занимается хоть каким-то видом спорта, тот легко подтвердит, что мышцы растут и прибавляют силу только через боль и микроразрывы в процессе тренировки.
Если вы год за годом будете, например, работать с гантелей весом в 1 кг, то вы быстро привыкнете и ваш прогресс остановится. Мышцы не будут болеть. Но не будут ни расти, ни развиваться.
Изучение тех же языков - это огромный труд мозга. Особенно во взрослой жизни с ее повседневными заботами, когда совсем не до языков. Это и лексика, и грамматика, и работа на память, на слух, на произношение. Это занимает время и требует усилий.
Лично у меня документально подтвержденный уровень upper-intermediate по английскому языку, плюсом к тому, что я закончил гимназию с английским уклоном. Неподтвержденный документально уровень advanced (там группа обучения распалась, а потом я уехал в Москву).
При этом, столь высокий уровень владения английским никак не помог мне в освоении китайского языка, куда я ходил на курсы в 2012 году. У меня даже есть номинальный сертификат о прохождении базового уровня, где проходят тоны, иероглифы, базовый набор простых слов типа счет, местоимения, глаголы, порядок слов в предложениях. Но реального знания и понимая китайского языка у меня нет.
Хотя его хватило, чтобы во время аудита китайского производства в 2012 году произвести фурор, когда я определил на табличке лаборатории по анализу жидкостей иероглиф shui (вода) и указал на него.
Но для общения этого недостаточно. И нам приходилось использовать
для переговоров английский. Вообще, это странно, когда китаец и русский общаются на чуждом им обоим английском...
Все новое, ранее неизведанное мы начинаем с нуля. И нам тяжело.
Допустим, есть обязательное школьное среднее образование. Без него невозможно ничего добиться в этой жизни (законным путем), если ты не сын олигарха. Но даже сына олигарха заставят ходить в школу, пусть и элитную, и учиться, приобретать знания.
А вспомните все эти походы в школу. Новый этап жизни после детского садика, когда у тебя в твоей развеселой и беззаботной жизни неожиданно появляются обязанности, правила, ограничения,заботы. Ответственность.
Тебя выбрасывает из зоны комфорта: вставать в несусветную рань. Особенно зимой, когда еще темно. Каждую неделю 5, а то и 6 дней (даже в субботу!!!) топать куда-то, там какие-то уроки с непонятными, зачастую скучными предметами. Незнакомые взрослые тетки и дядьки, которые что-то тебе вдалбливают и требуют, а ты им обязан подчиняться. А еще домашка, каждый день, по каждому предмету, 2/3 из которых тебе никогда в жизни и не пригодятся, не говоря уж про интерес. Но все учат всё. Кстати, каждый при этом выбирает себе "любимые" предметы, по которым он учится лучше и с меньшими усилиями.
А еще ты получаешь двойки, тройки, за которые наказывают, ходишь в утвержденной школьной форме, сидишь на уроке по 45 минут. И даже в туалет надо отпрашиваться.
Дома ругают за плохие оценки. Еще как минимум учить уроки. Самому. Не, кому-то, возможно и помогали, проверяли. Но всю жизнь помогать не будут, за работу на тебя не пойдут. Есть, конечно, вариант, быть нахлебником, бесполезной безвольной немощной амебой, сидящей на шее у родителей. Ну так и они не вечны ведь. А что потом-то?..
Отмечу, что даже школьные годы и их возможности/трудности у всех разные. В 1й класс я пошел в обычную школу в соседнем дворе, до нее от дома было ну минут 7-8. Школа преимущественно дворовых дебилов с соседних дворов. В 90е абсолютное большинство из них превратились в бандитов и входили в состав группировок, многие отсидели, многие погибли. Слышали про тагирьяновских, которые по факту в 90е захватили и контролировали весь КАМАЗ, включая финансовые потоки?
У моего одноклассника, с которым я учился уже в гимназии с английским уклоном, мама была заместителем на одном из заводов, входящих в ПАО "КАМАЗ". Гендиректором завода был Фабер. Их тагирьяновские похитили с целью требования выкупа, после чего убили.
В той старой школе, где я учился в 1 "О" (представьте, сколько это детей, если у нас было 34 человека в классе), я реально был одним из умнейших детей. Мне принадлежал рекорд школы по технике чтения, за минуту я осилил 72 слова. Вторая девочка читала 38 слов в минуту. Самый слабый мальчик с трудом читал по слогам, его результат 7 слов в минуту.
Первый класс я закончил на одни пятерки по всем предметам, вообще не напрягаясь. Но и перспектив умнеть и развиваться для меня там не было.
Во втором классе меня перевели в Гимназию №3, с английским уклоном. Там уже я был в "А" классе, учился до самого выпуска в 1999 году. Правда, сама гимназия находилась в 2,5 км от дома, Так что на учебу вместо 8 минут, мне нужно было ехать на автобусе около получаса. В итоге со дворовой шпаной я общаться практически перестал, и был там белой вороной и изгоем все оставшиеся годы до переезда в Казань в 1999. Но мне до их "любви" и внимания уже дела не было.
Уровень обучения и самих учеников был на порядки выше. Достаточно сказать, что за первый класс у меня фактически не было даже текущих четверок. А в первой четверти 2го класса у меня даже появилась первая двойка, по русскому языку за четвертной диктант. В оправдание могу сказать, что у нас в классе было 23 девочки и 10 парней, вот у парней у всех были двойки, разница была лишь в количестве ошибок в тексте.
Учиться в гимназии было гораздо сложнее, чем в обычной школе. Не говоря уж на то, что даже на дорогу теперь надо было тратить не менее получаса в одну сторону, в любую погоду. Но и окружение из талантливых, умных детей, лучших со всего города - оно мотивировало и тянуло меня наверх. Хотя могу сказать, что объективно лично я не был лучшим ни в одном предмете, середнячком. А были парни и девчонки, которые выигрывали Всероссийские олимпиады и были достаточно известны в этих профильных кругах по тому предмету, в котором нашли свои интересы и применили таланты.
Именно эти трудности и сделали меня умнее, чем просто "среднее". Не говоря уж про уровень английского языка. И именно высокий уровень владения английским позволил мне в 2008 году попасть на КАМАЗ, в отдел импорта. Опыта в закупках, договорах, ВЭД, логистике на тот момент у меня было ровно ноль. Но на собеседовании я сходу, без подготовки перевел с английского официальное письмо на формате А4, кстати, в адрес китайцев оно было по поводу образцов.
Плюс я сразу открыто сказал, что я готов обучаться новому, с нуля. И освоить новое для себя направление. В итоге меня взяли на испытательный срок с 1 октября 2008 года. А 4 октября 2008 года КАМАЗ официально закрыл прием новых сотрудников во все подразделения. Бабахнул тот самый экономический кризис 2008 года.
Кстати, тут сразу укажу, что по памяти, уже в августе 2009 экономическая ситуация в автопроме точно была нормальная, рабочая. Мы привыкли и адаптировались к новым курсам валют, к новым условиям жизни.
Да, сыр в масле не катался, шоколад с неба не лился. Но ситуация была не хуже, а в чем-то даже проще, чем до начала кризиса, когда была неопределенность. Ведь до 2008 года наша экономика с такими вызовами не сталкивалась.
Дефолт 1998 года - это все-таки совершенное другое как по причинам, и по сути кризиса и происходившим в стране явлениям.
Адаптировались мы и после 2014 года. В 2015 году я переехал в Москву. И тут начал все с нуля. В упомянутой выше истории моего становления четко видно, что я рос и развивался ощутимо быстрее, чем передо мной вставали какие-то вызовы. И до начала п@нде-мии в моей жизни все было стабильно. Причем, я бы оценил, что стабильно-хорошо.
В жизни страны, возможно, что стабильно-плохо, но оно не ухудшалось. А вот п@нде-мия точно все поменяло, сломав всем привычный уклад. И к такому мы снова были вообще не готовы. Причем в этот раз уже весь мир. Но вот прошло уже 2 года, и как-то жили, адаптировались. В чем-то можно сказать даже развивались.
А вот теперь новый глобальный вызов. И в контексте жОстких санкций мы увидим совершенно новые, ранее неведомые суровые условия для нашей экономики, нашего общества, нашей страны. Но нам не впервой.
Часть 5. Долгосрочные инвестиции в новой реальности.
Это все сложно описывать, тем более в рамках статьи. Но иначе мысли и ощущения я не смогу передать. Так что буду стараться изложить.
Еще раз напомню следующее. И оно - обязательно для понимания.
Я несу ответственность ТОЛЬКО за себя и свою жизнь. Включая и ее финансовую составляющую, куда относятся и все вопросы, связанные с инвестициями моих денег в акции или куда-то еще.
Но я не хочу и не буду отвечать за ваши жизни и/или те решения, которые ВЫ сами принимаете или не принимаете в ней. Мне не важно, читали ли вы мои статьи перед принятием решения или нет, но за ваши жизни и все принятые в ней решение - отвечаете только вы. А не я. Точка.
При этом я ни на кого не перекладываю ответственность за свои решения за все происходящее. Мои финансы - это мое личное дело. Поэтому я и не терплю ничьих советов, тем более бесплатных.
Путин или Правительство не виноваты, в том, что на Сбер накладывают санкции и отключают от SWIFT-а. Путин и Правительство не виноваты в ОБВАЛЕ курса акций 24.02.22. И не они предлагали мне закупаться 25.02.22 на росте после обвала. Это все были мои личные решения.
Путин или Правительство в принципе не звали меня в инвестиции. Не заставляли меня выбирать Сбер как брокера. Не заставляли меня покупать российские дивидендные акции ни в 2021 году, ни сейчас. У них хватает других, более важных забот.
Все решения, связанные с инвестициями я принял сам, лично. При этом я весь год разбирался в этом вопросе, с нуля. И у меня было достаточно времени, чтобы не только разобраться в возможных рисках моих решений. Но и даже поменять их, как точечно, так и глобально.
У меня все еще есть принцип: "Если меняются условия задачи, то я меняю свой ответ". В данном случае, изменяющиеся и ухудшающиеся с ноября 2021 года условия не заставили меня передумать или поменять ранее принятые решения применительно к долгосрочным инвестициям.
Как пример, решение по Норникелю: оставить его или избавиться до отсечки в январе этого года. Равно как было и решение о ребалансировке Глобалтранса в том же январе.
Я САМ принял все решения в своей жизни. Не все они оказались идеальными, были и ошибочные решения, о которых я писал.
Но я мог и имел возможность принимать любые другие решения.
Я принял все те решения по всем акциям, которые есть в моем портфеле.
Сам. Лично. И никто этого не отменит и не докажет обратного.
Я довольно подобно описывал все свои финансовые страхи, причины и цели, с которыми я пришел на фондовый рынок в январе 2021 года.
При этом до 2021 года я был финансово неграмотен. И упоминал, что все предыдущие годы всегда тратил всю свою зарплату в ноль, даже в Москве. При этом вообще не понимая, куда и на что она уходит.
Именно благодаря п@нде-мии я в 38 лет, впервые в своей жизни, задумался о вопросах финансовой грамотности. И с них же я и начинал вести свой блог, просто чтобы разобраться, куда и как уходят все мои деньги, кроме небольшой кучки евро для путешествий по Европе. Которые с марта 2020 года прекратились. А денег у меня не стало больше.
И только потом, разобравшись со статьями расходов и научившись сохранять и откладывать хотя бы 10-15%, как это прописано в умнейшей книге "Самый богатый человек в Вавилоне", я пришел к теме инвестиций.
Возможно, январь 2021 года - не самое лучшее время для активного входа на фондовый рынок. Но в 2021 году я этого не знал, да и не мог знать. Но это решение я принимал сам.
1989 год, когда я пошел в первый класс накануне развала СССР - вряд ли был лучшим годом для начала учебы в школе. Как и 90е были в принципе не лучшим местом для жизни в той, новой России, при Ельцине и его вороватой и беспринципной команде. Достаточно вспомнить того же Березовского и чем все для него закончилось.
Но вот в тот момент я не мог выбирать.
Как не мог я выбирать поступление в 1999 году. Точнее, как вариант я мог бы выбрать армию, тех, 90х. Но вот это решение я всячески пытался избежать. Но без нарушения закона: у меня была официальная отсрочка.
И только с 2000 года, вырвавшись из под родительской опеки и начав зарабатывать в охране - я начал получать опыт принятия самостоятельных решений, в том числе и финансовых. Они были разными. Был у меня и опыт с казино, о чем писал. Такое себе решение, такое себе опыт... Но опыт - это бесценно.
Таков в принципе наш жизненный путь и развитие:
- младенчество (которое мы вообще не помним и не осознаем себя);
- детство (имею ввиду детский сад, перед 1м классом);
- младшая школа;
- средняя школа;
- далее у кого-то технарь, у кого-то ВУЗ, у кого-то армия;
А вот дальше у каждого свой путь, свой выбор. Вольный или невольный.
Причем даже уже в ВУЗе сценарии могут быть разные. Парни могут вылететь с учебы и отправиться в армию, уже не совсем по своей воле. Кто-то из девушек может выйти замуж или родить. Причем кто-то продолжит обучение в ВУЗе, кто-то уже так и не получит высшее. Кто-то возьмет ипотеку на 30 лет. Кто-то будет годами жить в общагах (как я).
Кто-то переедет в другой город, Москву, например. Кто-то на всю жизнь останется в родном городе или селе.
Жизнь - это в первую очередь путь. "До" - как мы разбирали в статье про айкиДО. Да, на нем должны быть цели. Но путь не может состоять только из целей. Как и маршрут поезда не может быть только из станций.
И путь далеко не всегда прямой. На нем есть горки, есть ущелья, есть мосты через реки. И не каждая цель на нем может быть достигнута легко и с первой попытки. Но вряд ли это повод опускать руки.
Любой новый опыт и обретение навыков требуют времени и усилий. Мало кто смог с первого раза поехать на велосипеде или коньках и не упасть. Были и падения, и ссадины до крови, и шишки. И страх.
С парашютом я прыгал пока 1 раз (была статья про жизненные риски). Было немного страшно до выхода. И было офигенно жутко, когда я летел спиной вниз несколько секунд после покидания самолета.
Опытные парашютисты говорят, что самый страшный раз - второй. Когда ты уже знаешь, что с тобой будет происходить, а вот опыта и навыков контролировать полет все еще нет.
2021 - мой первый год в инвестициях. И для меня он прошел крайне легко, как и первый класс. В том числе благодаря моему текущему уровню доходов, над ростом которого я активно работал с 2010 года. В том числе и переходил в 2013 на Мерседес, а с него в начале 2015, в разгар того самого кризиса - переезжал в Москву, с нуля.
В 2021 я легко выполнил и опередил все свои инвестиционные задумки. И всего за полгода получил свой первый миллион рублей, в акциях. Которого у меня никогда не было за все предыдущие, на тот момент 39 лет жизни. И вдруг - миллион, за полгода.
Первый год целиком был завершен тоже на отлично. Я не только собрал неплохой для своих задач и целей промежуточный портфель акций, но и получил дивидендами свои первые 100.000 рублей за год, чего тоже никогда не было. Причем, повторюсь, это было сделано без сверхусилий.
Но 1 год в инвестициях - это ничто. Как и 1 год обучения в школе. Лично я пришел в инвестиции на долгосрок. И для начальной фазы накопления моего капитала - как минимум на 10 лет.
И мне кажется, что это как-то прям похоже на мой школьный опыт.
У нас, после первого успешного 2021, пришел 2022. Как пел Семен Слепаков: "Это был тяжелый год, тяжелее был, чем тот".
Если проводить аналогию с моим вторым классом, то в инвестициях меня как бы перевели в гимназию с английским санкционным уклоном )))))
Помню, как уже во втором классе к обычным предметам добавилась нагрузка не только по изучению английского языка, но еще и "родного", татарского. И это было обязательно, все годы обучения.
Во второй инвестиционный год, мне помимо новых для меня забот с получением вычета с ИИС и с уплатой налогов за полученные долларовые дивиденды (кстати, да: вопросик подзавис с этими всеми событиями) - всего за неделю ввели кучу санкций.
Причем как против моего брокера, что ограничило для меня инструментарий бумаг, которые уже были в моем портфеле, так и против банка, где я получаю зарплату и провожу все операции.
Кроме того, запрет на поставку электроники однозначно скажется и на автопроме, в котором я работаю. На эту тему пока размышлять не хочу. Но варианты в теории возможны всякие.
Резюме.
Мир меняется. Он вряд ли будет таким, как прежде.
Но он менялся всегда. Иногда чуть быстрее и сильнее, иногда чуть медленнее и давая время подстроиться. Иногда обрушаясь и ломая всю привычную систему, как это произошло в 90е с СССР.
В 2008 году, где меня в октябре взяли на КАМАЗ в отдел импорта, в конце декабря меня сократили. Так получилось. Сокращения шли по всем заводам. И по принципу LIFO (last in - first out) ну и как наименее опытного закупщика в отделе - меня сократили, в меру по-человечески.
Но все равно было страшно и неприятно. 30.12.2008 в самый разгар моего первого экономического кризиса я оказался на улице.
За день до нового года.
Но за 3 месяца я уже успел многому научиться, а непростых 2 направления полностью подмять под себя. И в начале феврале меня позвали назад, потому что оставшиеся не справлялись по моим направлениям. Позвали сначала по временному договору. А в апреле появилась клетка. Как я писал, уже к лету 2009 в автопроме все было стабильно и нормально.
Потом пришел кризис 2014 год, о котором в 2013, переходя на Мерседес, я даже не подозревал. Но глобально мой опыт уже позволил принять правильные решения. И ощутимо выиграть от этого кризиса.
Я смотрю назад. На уже пройденный мной путь.
Каждый раз, когда наступал темный час и было тяжело, через некоторое время мир переставал наносить удары жизнь и протягивал руку.
И мне открывалось окно возможностей.
- 1999 - поступление в Казань;
- 2001 - начало работы и первые деньги, приведшие к финансовой независимости, уже навсегда;
- 2006 - увольнение из охраны вникуда; Но зато я рассмотрел другие профессии и варианты, как зарабатывать деньги;
- 2008 - возвращение ни с чем из Казани в Челны; И тут же устройство в закупки благодаря английскому языку;
- 2013 - увольнение с КАМАЗа и переход на Мерс; больше зарплата, совершенно иной подход управления, новый опыт, который потом поможет в Москве создавать отдел закупок с нуля;
- 2014 - увольнение с Мерседеса и переезд в Москву, в новый мир, который открыл мне уйму возможностей, включая путешествия, мотоцикл, руководящую должность, перспективы и любимую работу, на которой я уже 7 лет;
- 2020 - п@нде-мия, локдауны, ограничения; Но тут же открывается область инвестирования, которая может привести меня к моей финансовой свободе на долгосроке;
- 2022... он только начался. И надо держать удар.
Мы вошли в очередной сложный период.
Мы могли бы склониться, встать раком и подать вазелин. И нами были бы довольны. Нам бы не ввели санкции, но ввели что-то другое. Но за это могли вернуть хамон, пармезан и даже польские яблоки.
Вам нужны польские яблоки взамен на вашу вечную любовь, покорность и ресурсы? Дешевые ресурсы, которые хочет хозяин?
Мне - нет. И я вертел их санкции. Точно также, как в 2012 году вертел весь ZF. Как позднее вертел их запрет на экспорт брони для военных нужд из страны-поставщика, которая пошла на создание "Тайфуна".
Все знают, что такое Crub bucket - ведро с крабами. Европа - это ведро с мерзкими склизкими крабами. Они всегда, истррически были нам врагами. Они всегда не давали нам выйти из своего ведра.
Как можно называть их партнерами? Что это за партнеры, когда:
- Министр МИД Британии ездит на танке вдоль наших границ? А после отказывает нам в признании суверенитета над Ростовом и Воронежем?
- Шольц заявляет о смешном геноциде Донбаса, не видит 8 лет обстрелов. Но по первому запросу согласен отгружать вооружение для украинских фашистов? Он понимает, против кого будет использоваться немецкое вооружение? Без сомнения, он этого и ХОЧЕТ.
- Министр обороны Британии публично обещает повторить события Крымской войны 19го века с блокадой русского Севастополя?
- Американцы и западники накачивают фашистские подразделения на Украине. Куда они направят оружие после Донбасса? В Крым.
- Зеленский открыто угрожает ядерной бомбой. Оружие, которое применялось всего 1 раз. Кем? Американцами. Против кого? Против Японии, которая лижет им з@дницы и подставляет свою. Нация ущербов, потомки некогда гордых самураев.
Кстати, многие истерят по поводу курса бакса к рублю. Кто знает, какой курс японской иены к баксу? 115 иен. И давно.
Мы хотим стать такими же как все шавки? Просто чтоб не вводили санкции и нам иногда падали долларовые дивидендики от Колы и AT&T?
Мне это не нужно. Мне дорога моя задница, чтоб туда ничего не вводили.
Пошел второй год инвестиций. Он точно будет сложным, непростым. Но я видел 2008 год. Я видел 2014 год. Пусть не фондовый рынок. Но я видел экономику предприятий, таких как КАМАЗ и Мерседес, и их поставщиков.
Но если мы выстоим, не сломаемся, то дальше для нас будет новое окно возможностей. Которым каждый сможет воспользоваться.
Я давно знаю, что в любые, самые жирные времена, когда валится золото с небес и все получают дотации - всегда есть неудачники. Есть компании банкроты, есть люди банкроты.
Но и зеркально, в любые самые тяжелые времена есть те, кто выдерживает удар, а после становится лучше. Есть развивающиеся компании, есть успешные люди. Которые развиваются и двигаются вперед сами, и делают лучше мир вокруг.
Да, может не получиться. Все преуспеть вряд ли могут.
Да, в теории мой поезд могут пустить под откос (ура-ура, он это сказал - визжат хейтеры и фффсепропальщики).
А что произойдет в этом, самом худшем случае для меня лично?
Как я уже писал: я просто потеряю свои почти 2 миллиона рублей. Они станут нулем, как будто их и не было. Ну ок. Если б в 2021 я не начал инвестировать - то так бы и было. И сейчас бы я потратил уже половину полученной в пятницу суммы, сам не знаю на что.
А так я продолжаю формировать фундамент своего портфеля, продолжаю покупку акций, все еще на долгосрок.
Впереди еще 8 лет и 10 месяцев. И у меня есть четкий план.
В школе я успешно отучился первый класс. Во втором классе мне было гораздо сложнее. Сложно было в 5 и 6 классе. В какой-то момент на дробях по математике на мне вообще почти поставили крест. Мне очень тяжело давалась химия в 8 классе.
Но аттестат школьного обучения не дается ни в первом, ни даже в десятом классе. Он дается по итогам 11 классов и сданных экзаменов (тогда у нас не было никаких ЕГЭ). И вот только потом можно делать выводы.
В моем итоговом аттестате, кроме трех 4ок все остальные 5ки. А после 11 класса я оказался крайне хорош в английском. Но сам не пользовался этим фактором до 2008 года, теряя 9 лет жизни впустую.
Но именно английский язык, в совокупности с моими личными качествами, в итоге и задал главный вектор моей жизни, который привел меня к текущему локальному успеху. Но я не собираюсь останавливаться.
В моих инвестициях пошел второй год. Впереди еще 8 лет и 10 месяцев "обучения". И учебное заведение в этом году меня, как и всех не щадит)))
Я могу сдаться, перестать пытаться, выйти в остатки кэша. Попутно обвинить Путина и несправедливый мир во всех грехах и неудачах. И оставшиеся 25 лет до пенсии плакаться, как он оказался жесток.
Но разве это что-то поменяет? Нет. Мне останется лишь перспектива дожития после выхода на пенсию. Если не пытаться. Дожитие у меня так и и так есть. Туда я всегда успею, но хочу найти иной вариант.
Пытаясь - я все еще могу потерпеть неудачу. Сейчас есть высокие риски, сомнения, неопределенность. Многим непонятно что делать в этих новых условиях. Как когда тебя приводят в первый класс и говорят: все, теперь ты будешь жить по новым правилам. Тебя вышвыривают из твоей детской зоны комфорта в суровый мир со взрослыми элементами. И дальше этих суровых элементов будет становиться лишь больше.
При этом : 100% непредпринятых усилий завершаются ничем. Да и предпринятые усилия никак не гарантируют успех и нужный результат. С другой стороны, шансы на выигрыш - они точно ненулевые.
И я задам вопрос песней Слепакова: "а чО бл%@, если да?".
Если система устоит и мы, через боль, станем еще сильнее и устойчивее? Вспомните обратный исторический пример, когда арабские страны ввели нефтяное эмбарго против США. Помогло? Да не особо.
Кстати, если в один момент рынок развернется и пойдет в рост, как это было в 2009, 2015, 2021 - то я однозначно скажу, что тогда мы поймем, что в начале 2022 рынок российских акций крупно сыграл на нашей стороне.
А как этот фактор использовать - каждый решает уже сам, за свои деньги.
Одна из моих любимых цитат и принципов жизни: "Даже если вас съели - у вас все равно есть два выхода".
На мой субъективный взгляд, нас пока еще даже не съели. И вариантов развития ситуации есть гораздо больше. Могут и подавиться, например, без наших дешевых ресурсов.
Как обычно: в этой статье нет рекламы или призывов инвестировать что-либо или куда-либо. Статья содержит мысли автора по компаниям, находящимся в его инвестиционном портфеле. Не является рекомендацией или прогнозом.