Найти тему
Мир в кармане.

50 дней в море на сломанной барже, без еды и надежды на спасение. Как военные из США в 1960 году спасли 4-х советских моряков.

В середине прошлого века, когда еще существовала такая великая держава как СССР, военное и политическое противостояние между США и советским союзом было очень ожесточенным. Многочисленные провокации и попытки нарушения государственной границы советского государства, как с моря так и по воздуху, не могли сопутствовать разрядке напряженности между двумя великими державами.

Однако, невзирая на всю неприязнь и сильнейшую пропаганду, которая проводилась, как в СССР так и в США, были случаи, когда в экстремальных ситуациях военные враждующих государств приходили на выручку друг другу, чтобы спасти жизнь, попавшим в беду людям.

Военная баржа проекта Т-4 времен СССР.
Военная баржа проекта Т-4 времен СССР.

Именно такой случай произошел в январе 1960 года, когда во время сильнейшего шторма, в заливе острова Итуруп, который расположен в районе Большой Курильской гряды, была сорвана со швартовки самоходная баржа проекта Т-4 под номером" Т-36"и унесена в открытое море. На борту неуправляемого судна находились четыре советских военных моряка которые, почти 50 суток, самоотверженно боролись за свою жизнь и были спасены экипажем американского авианосца "Кирсардж".

Советские моряки с баржи Т-36.
Советские моряки с баржи Т-36.

История этого невероятного спасения начиналась банально. На острове Итуруп, баржи проекта Т-4 использовались в чисто хозяйственных целях, для разгрузки судов, которым, малая глубина и каменистое дно, не позволяли подходить близко к берегу.

К декабрю 1959 года на острове имелось в наличии шесть самоходных барж такого типа и на зимний сезон пять из них были вытащены на берег, так как в этот неблагоприятный период штормов и сильного ветра, укрыться в бухте было невозможно. Однако, одну самоходную баржу под номером " Т-36", оставили на пирсе для разгрузки запоздавшего судна. 16 января 1960 года баржа была укомплектована экипажем, в составе 4-х военных моряков, получила 3-х дневный запас провианта и 1,5 тонны топлива.

Советские моряки с баржи Т-36.
Советские моряки с баржи Т-36.

Экипаж баржи в который входили: младший сержант Асхат Зиганшин, которому на то время был 21 год, два моториста рядовые Анатолий Крючков и Филипп Поплавский и только прибывший в часть рядовой Иван Федотов, фактически жили на барже и сходили на берег только для посещения бани.

В ночь на 17-е января 1960 года в районе острова Итуруп начался сильнейший шторм. Баржу сорвало со швартовки и чтобы ее не выбросило на прибрежные скалы, экипаж принимает решение запустить двигатель и отойти на безопасное расстояние от берега. Совершив такой маневр, ребята хотели бросить якорь и переждать шторм на удалении от берега, но цепь сильно замерзла и пришлось просто заглушить двигатели и надеяться на изменение погоды.

Макет баржи Т-36.
Макет баржи Т-36.

На берегу знали о борьбе экипажа со стихией, так как радиосвязь с землей поддерживалась. Через несколько часов баржу начало снова прибивать к берегу и экипаж снова запустил двигатели и уходил подальше от скалистой прибрежной зоны. Так продолжалось почти 10 часов. Огромные волны сильно трясли небольшое суденышко и в один из таких моментов радиостанция не выдержав тряски вышла из строя.

Однако беда пришла с другой стороны. Ураганный ветер сменил направление и теперь дул от острова Итуруп, начиная отгонять баржу в открытое море. Старший сержант Зиганшин принимает решение попытаться выбросить судно на берег. Снова заведя двигатели на барже, экипаж пробует, борясь с огромными волнами, подойти к берегу. Несколько попыток не увенчались успехом, в очередной раз, когда баржа уже касалась каменистого дна, топливо закончилось. Неуправляемое судно понесло в открытое море.

Американский авианосец " Кирсардж".
Американский авианосец " Кирсардж".

Первые несколько суток экипаж баржи надеялся на спасение, но шторм не утихал и поняв, что искать их будут еще не скоро из-за неблагоприятных погодных условий, ребята собрали и поделили все продукты и воду находящиеся на борту.

Как оказалось в наличии было всего два ведра картофеля, буханка хлеба, несколько килограммов пшена и гороха и несколько банок свиной тушенки. Питьевой воды было и того меньше, всего несколько литров. Продукты решили экономить и питались в день по паре картофелин и по ложке крупы. Воду добывали, расстилая на палубе постельное белье и одежду, шедший дождь пропитывал ткани и солдатам удавалось хоть что-то выжать из тряпок в приготовленную посуду, пока они не заледенели.

Советские моряки на борту американского авианосца.
Советские моряки на борту американского авианосца.

Морские силы береговой охраны острова Итуруп начали поисковую операцию спустя несколько дней после того как шторм стих, но результатов это не принесло. Посчитав баржу Т-36 утонувшей, а экипаж пропавшим без вести, поиски вскоре прекратили.

Как оказалось позже, неуправляемую баржу, сильное океанское течение унесло далеко в открытое море.

Карта дрейфа баржи Т-36 и место ее встречи с американским авианосцем.
Карта дрейфа баржи Т-36 и место ее встречи с американским авианосцем.

Скудные запасы еды экипажу удалось растянуть почти на 40 дней. Грелись в трюме, сжигая все деревянные предметы. Когда закончилась еда, в ход пошли кожаные ремни, части кирзовых сапог, хозяйственные веники, мыло и зубной порошок. Из кожаных вещей варили суп, порезав их на тонкую лапшу, этим варевом и питались.

Когда стихал шторм, пытались ловить рыбу в океане, но эти попытки не увенчались успехом. Сильное течение уносило баржу Т-36 все дальше на восток и поняв всю безнадежность ситуации молодые парни, уже полностью обессилив, сшили из одеяла большой мешок и спали в нем вместе, пытаясь согреть друг друга. 4-го марта Зиганшин впервые увидел на горизонте судно, но попытки привлечь к себе внимание ни к чему не привели.

Американский авианосец.
Американский авианосец.

7-го марта 1960 года патрульный самолет американского авианосца " Кирсардж" обнаружил дрейфующую советскую баржу. Авианосец держал курс на Сан-Франциско выйдя из японского порта Йокосуки. Услышав шум моторов самолета, советские моряки вышли на палубу. Вдали они увидели огромное судно, но сил махать руками и кричать уже просто не было.

Только на следующий день над баржей появились два американских вертолета и заметив людей на борту, предложили свою помощь. Однако Зиганшин и его команда думали, что американские военные просто поделятся с ними провизией и сообщат на остров Итуруп о местоположении баржи, чтобы за ними смогла прийти помощь.

Спасенные советские моряки с баржи Т-36.
Спасенные советские моряки с баржи Т-36.

Однако американские специалисты, увидев сильно истощенных людей, приняли решение эвакуировать их с дрейфующего судна к себе на авианосец. Обвязавшись спасательными жилетами и пристегнув к поясу карабины спущенных с вертолета веревок, обессиленные советские моряки были подняты на борт воздушных судов и доставлены на американский военный корабль.

Спасенным предложили еду и питье. После чего их повели в баню, где хорошенько отмыли и побрили. По словам врача с авианосца " Кирсардж" советские солдаты потеряли в весе почти по 20 кг. каждый и пробудь они на барже еще несколько дней, то спасти им жизнь было бы проблематично, ребята могли погибнуть от истощения.

Советские моряки на борту  американского авианосца " Кирсардж".
Советские моряки на борту американского авианосца " Кирсардж".

Как оказалось неуправляемая баржа была обнаружена американскими военными почти в 1000 милях от острова Итуруп, так далеко их унесло океанское течение. Уже 8 марта 1960 года американцы сообщили в советское посольство в Вашингтоне о спасении 4-х моряков, однако СССР поначалу даже не знало как поступить в такой ситуации.

14-го марта на борт авианосца прилетел американский самолет с переводчиком и журналистами. Пресс-конференция спасенных моряков была очень короткой, так как советские моряки были еще очень слабы и не могли толком рассказать что с ними произошло.

Статья о спасенных моряках в советской газете.
Статья о спасенных моряках в советской газете.

В СССР первая публикация о спасенных советских моряках появилась 15 марта 1960 года, когда авианосец " Кирсардж" прибыл в город Сан- Франциско. Спасенный экипаж разместили в хорошем отеле, предоставили им гражданские костюмы, а мэр города вручил советским ребятам символический ключ от Сан-Франциско и выделил по 100 $ на покупку сувениров во время экскурсии по городу.

18 марта военнослужащие были отправлены в Нью- Йорк, где они отдыхали под присмотром врача из советского посольства, а позже, уже на трансатлантическом лайнере " Куин Мери", отправились в Европу. 29 марта все спасенные моряки удачно приземлились в Москве, прилетев из аэропорта города Париж.

Экипаж советской баржи Т-36 в городе Сан Франциско. США.
Экипаж советской баржи Т-36 в городе Сан Франциско. США.

После прибытия в Москву, спасенный экипаж принял министр обороны СССР Малиновский, который поблагодарил ребят за самоотверженность, наградив всех орденами Красной Звезды и именными подарками, наручными штурманскими часами.

В конце 1960 года все четверо были досрочно уволены в запас из рядов советской армии. В те времена как -то не сильно афишировалась данная тема и только в 2013 году уже российский писатель Андрей Орлов выпустил книгу о подвиге советских моряков, которые 50 дней боролись за жизнь на барже Т-36 унесенной в открытое море.

Книга " Баржа Т-36". Автор А. Орлов. Россия 2013 год.
Книга " Баржа Т-36". Автор А. Орлов. Россия 2013 год.

Вот такие любопытные события происходили в далекие времена СССР. Именно похожие поступки говорят о том, что люди даже тех стран, которые находятся по разные стороны баррикад, могут и должны помогать друг другу в экстремальных ситуациях. Взаимовыручку еще никто не отменял.

СТАТЬИ НА ПОХОЖИЕ ТЕМЫ ЧИТАЙТЕ, ПЕРЕЙДЯ ПО ССЫЛКАМ НИЖЕ.

Как советские моряки, в 1978 году, спасли 10 американских военных летчиков потерпевших крушение на самолете Орион, в Тихом океане.

Чудесное спасение. Как советские моряки в 1984 году, спасли двух шведок унесенных на лодке в открытое море.

Пять дней в море: без еды, воды и надежды на спасение. Как советские моряки спасли американских яхтсменов потерпевших крушение.