В середине прошлого века, когда еще существовала такая великая держава как СССР, военное и политическое противостояние между США и советским союзом было очень ожесточенным. Многочисленные провокации и попытки нарушения государственной границы советского государства, как с моря так и по воздуху, не могли сопутствовать разрядке напряженности между двумя великими державами.
Однако, невзирая на всю неприязнь и сильнейшую пропаганду, которая проводилась, как в СССР так и в США, были случаи, когда в экстремальных ситуациях военные враждующих государств приходили на выручку друг другу, чтобы спасти жизнь, попавшим в беду людям.
Именно такой случай произошел в январе 1960 года, когда во время сильнейшего шторма, в заливе острова Итуруп, который расположен в районе Большой Курильской гряды, была сорвана со швартовки самоходная баржа проекта Т-4 под номером" Т-36"и унесена в открытое море. На борту неуправляемого судна находились четыре советских военных моряка которые, почти 50 суток, самоотверженно боролись за свою жизнь и были спасены экипажем американского авианосца "Кирсардж".
История этого невероятного спасения начиналась банально. На острове Итуруп, баржи проекта Т-4 использовались в чисто хозяйственных целях, для разгрузки судов, которым, малая глубина и каменистое дно, не позволяли подходить близко к берегу.
К декабрю 1959 года на острове имелось в наличии шесть самоходных барж такого типа и на зимний сезон пять из них были вытащены на берег, так как в этот неблагоприятный период штормов и сильного ветра, укрыться в бухте было невозможно. Однако, одну самоходную баржу под номером " Т-36", оставили на пирсе для разгрузки запоздавшего судна. 16 января 1960 года баржа была укомплектована экипажем, в составе 4-х военных моряков, получила 3-х дневный запас провианта и 1,5 тонны топлива.
Экипаж баржи в который входили: младший сержант Асхат Зиганшин, которому на то время был 21 год, два моториста рядовые Анатолий Крючков и Филипп Поплавский и только прибывший в часть рядовой Иван Федотов, фактически жили на барже и сходили на берег только для посещения бани.
В ночь на 17-е января 1960 года в районе острова Итуруп начался сильнейший шторм. Баржу сорвало со швартовки и чтобы ее не выбросило на прибрежные скалы, экипаж принимает решение запустить двигатель и отойти на безопасное расстояние от берега. Совершив такой маневр, ребята хотели бросить якорь и переждать шторм на удалении от берега, но цепь сильно замерзла и пришлось просто заглушить двигатели и надеяться на изменение погоды.
На берегу знали о борьбе экипажа со стихией, так как радиосвязь с землей поддерживалась. Через несколько часов баржу начало снова прибивать к берегу и экипаж снова запустил двигатели и уходил подальше от скалистой прибрежной зоны. Так продолжалось почти 10 часов. Огромные волны сильно трясли небольшое суденышко и в один из таких моментов радиостанция не выдержав тряски вышла из строя.
Однако беда пришла с другой стороны. Ураганный ветер сменил направление и теперь дул от острова Итуруп, начиная отгонять баржу в открытое море. Старший сержант Зиганшин принимает решение попытаться выбросить судно на берег. Снова заведя двигатели на барже, экипаж пробует, борясь с огромными волнами, подойти к берегу. Несколько попыток не увенчались успехом, в очередной раз, когда баржа уже касалась каменистого дна, топливо закончилось. Неуправляемое судно понесло в открытое море.
Первые несколько суток экипаж баржи надеялся на спасение, но шторм не утихал и поняв, что искать их будут еще не скоро из-за неблагоприятных погодных условий, ребята собрали и поделили все продукты и воду находящиеся на борту.
Как оказалось в наличии было всего два ведра картофеля, буханка хлеба, несколько килограммов пшена и гороха и несколько банок свиной тушенки. Питьевой воды было и того меньше, всего несколько литров. Продукты решили экономить и питались в день по паре картофелин и по ложке крупы. Воду добывали, расстилая на палубе постельное белье и одежду, шедший дождь пропитывал ткани и солдатам удавалось хоть что-то выжать из тряпок в приготовленную посуду, пока они не заледенели.
Морские силы береговой охраны острова Итуруп начали поисковую операцию спустя несколько дней после того как шторм стих, но результатов это не принесло. Посчитав баржу Т-36 утонувшей, а экипаж пропавшим без вести, поиски вскоре прекратили.
Как оказалось позже, неуправляемую баржу, сильное океанское течение унесло далеко в открытое море.
Скудные запасы еды экипажу удалось растянуть почти на 40 дней. Грелись в трюме, сжигая все деревянные предметы. Когда закончилась еда, в ход пошли кожаные ремни, части кирзовых сапог, хозяйственные веники, мыло и зубной порошок. Из кожаных вещей варили суп, порезав их на тонкую лапшу, этим варевом и питались.
Когда стихал шторм, пытались ловить рыбу в океане, но эти попытки не увенчались успехом. Сильное течение уносило баржу Т-36 все дальше на восток и поняв всю безнадежность ситуации молодые парни, уже полностью обессилив, сшили из одеяла большой мешок и спали в нем вместе, пытаясь согреть друг друга. 4-го марта Зиганшин впервые увидел на горизонте судно, но попытки привлечь к себе внимание ни к чему не привели.
7-го марта 1960 года патрульный самолет американского авианосца " Кирсардж" обнаружил дрейфующую советскую баржу. Авианосец держал курс на Сан-Франциско выйдя из японского порта Йокосуки. Услышав шум моторов самолета, советские моряки вышли на палубу. Вдали они увидели огромное судно, но сил махать руками и кричать уже просто не было.
Только на следующий день над баржей появились два американских вертолета и заметив людей на борту, предложили свою помощь. Однако Зиганшин и его команда думали, что американские военные просто поделятся с ними провизией и сообщат на остров Итуруп о местоположении баржи, чтобы за ними смогла прийти помощь.
Однако американские специалисты, увидев сильно истощенных людей, приняли решение эвакуировать их с дрейфующего судна к себе на авианосец. Обвязавшись спасательными жилетами и пристегнув к поясу карабины спущенных с вертолета веревок, обессиленные советские моряки были подняты на борт воздушных судов и доставлены на американский военный корабль.
Спасенным предложили еду и питье. После чего их повели в баню, где хорошенько отмыли и побрили. По словам врача с авианосца " Кирсардж" советские солдаты потеряли в весе почти по 20 кг. каждый и пробудь они на барже еще несколько дней, то спасти им жизнь было бы проблематично, ребята могли погибнуть от истощения.
Как оказалось неуправляемая баржа была обнаружена американскими военными почти в 1000 милях от острова Итуруп, так далеко их унесло океанское течение. Уже 8 марта 1960 года американцы сообщили в советское посольство в Вашингтоне о спасении 4-х моряков, однако СССР поначалу даже не знало как поступить в такой ситуации.
14-го марта на борт авианосца прилетел американский самолет с переводчиком и журналистами. Пресс-конференция спасенных моряков была очень короткой, так как советские моряки были еще очень слабы и не могли толком рассказать что с ними произошло.
В СССР первая публикация о спасенных советских моряках появилась 15 марта 1960 года, когда авианосец " Кирсардж" прибыл в город Сан- Франциско. Спасенный экипаж разместили в хорошем отеле, предоставили им гражданские костюмы, а мэр города вручил советским ребятам символический ключ от Сан-Франциско и выделил по 100 $ на покупку сувениров во время экскурсии по городу.
18 марта военнослужащие были отправлены в Нью- Йорк, где они отдыхали под присмотром врача из советского посольства, а позже, уже на трансатлантическом лайнере " Куин Мери", отправились в Европу. 29 марта все спасенные моряки удачно приземлились в Москве, прилетев из аэропорта города Париж.
После прибытия в Москву, спасенный экипаж принял министр обороны СССР Малиновский, который поблагодарил ребят за самоотверженность, наградив всех орденами Красной Звезды и именными подарками, наручными штурманскими часами.
В конце 1960 года все четверо были досрочно уволены в запас из рядов советской армии. В те времена как -то не сильно афишировалась данная тема и только в 2013 году уже российский писатель Андрей Орлов выпустил книгу о подвиге советских моряков, которые 50 дней боролись за жизнь на барже Т-36 унесенной в открытое море.
Вот такие любопытные события происходили в далекие времена СССР. Именно похожие поступки говорят о том, что люди даже тех стран, которые находятся по разные стороны баррикад, могут и должны помогать друг другу в экстремальных ситуациях. Взаимовыручку еще никто не отменял.
СТАТЬИ НА ПОХОЖИЕ ТЕМЫ ЧИТАЙТЕ, ПЕРЕЙДЯ ПО ССЫЛКАМ НИЖЕ.