Найти в Дзене
Николай Цискаридзе

Мы сегодня очень сильно отталкиваемся от творчества Семеновой и Улановой

– Николай Максимович, а сейчас есть великие балерины из тех, кто танцует, которых можно поставить в один ряд с Мариной Семеновой, Галиной Улановой, есть эти балерины?

– Конечно. В своем поколении – да. Понимаете еще что, Марина Семенова и Галина Уланова, что очень было благотворно для них. Тогда все императорские балерины уехали. И они стали, можно сказать, первыми советскими балеринами. Они начинали свое творчество на пустом месте. Не было никого. Из моего поколения, чуть помладше, для меня выше всяких похвал – это Лунькина, Александрова, Захарова – это балерины экстракласса.

С Мариной Семеновой и Светланой Захаровой
С Мариной Семеновой и Светланой Захаровой

И конечно, мы сегодня очень сильно отталкиваемся от творчества Семеновой и Улановой, потому что на них были созданы шедевры. Плисецкая пришла чуть позже. И Плисецкая... Все кричат: «Великая! Великая!» – они просто недооценивают ее и говорят неправильно.

С Марией Александровой
С Марией Александровой

Вот есть несколько имен в балете, которые опережали эстетикой на 20, на 30 лет. Это была сначала Анна Павлова, потом это была Майя Плисецкая, потом Надежда Павлова. Они настолько сильно опережали эстетикой, своими данными, физикой, ну как бы то поколение, среди которого они творили, что сначала они вызывали раздражение, а потом все считали это идеалом.

Светлана Лунькина
Светлана Лунькина

Понимаете, вот Плисецкая в то время, когда она появилась, она же эстетически практически перечеркнула всех рядом стоящих и пошла дальше. И многие вещи, которые в балет введены, они были введены, потому что появлялись технически очень совершенные артисты.

Надежда Павлова и Майя Плисецкая
Надежда Павлова и Майя Плисецкая

Допустим, до Семеновой многие вещи в балете вообще не делали на пальцах, и в классическом балете двойные туры, алясгон – это все она. Потом то же самое – такой же прорыв сделала Плисецкая, потом такой же прорыв сделала Максимова.

– То есть даже когда танцевала Максимова, были какие-то вещи, которые никто никогда не делал?

Екатерина Сергеевна Максимова
Екатерина Сергеевна Максимова

– Конечно. Допустим, каждая вариация, на пальцах крутились, а есть такое движение «шене», вот даже если вы посмотрите на записи, то вы увидите, что все переходят на полупальцы, не на пальчиках крутятся, а на полупальцах, а вот Екатерина Сергеевна – это уже было то поколение, которое всегда все крутило на пальцах.

С Надеждой Павловой
С Надеждой Павловой

– А сегодняшние балерины не умеют делать что-нибудь такое, кто до них не делал?

– Понимаете, сейчас что-то такое сложно сделать, потому что уже сделали все! Другое дело, что появляются новые спектакли, где еще можно вводить новшества.