В Шушенский музей нас не пустили. Сказали, что на территории нас может подстеречь коварный Ковид, тот самый, что не щадит ни стариков, ни малых детушек. Мы безуспешно поуговаривали вахтера, повисели, вытягивая шеи, на воротах усадьбы, сфотались на фоне заманчивой вывески, выгуляли Кузю, который старательно пометил по округе все кусты, урны и прочие вертикальные детали городского пейзажа, после чего несолоно хлебавши загрузились обратно в автомобиль и двинулись дальше в поисках других приключений и впечатлений.
Следующую остановку решено было сделать в славном городе Минусинске. Кстати, ни Шушенское, ни Минусинск вовсе даже не из Хакасии. У них там география вообще путаная-запутанная. Едешь ты такой по Хакасии, а тут «бац!!!», и вокруг Красноярский край, а потом «бац!!!», и снова Хакасия... Но мы решили, что так оно даже лучше. На вопрос об отпуске можно будет потом отвечать: «Ой, и где мы только не были!...»
Поэтому на тему географии мы особо заморачиваться не стали, а просто поехали дальше, тем более что Минусинск, он хоть и в Красноярском крае, но при этом плавно перетекает в Абакан, ибо расстояние между ними всего 20 километров.
Википедия сообщила нам, что Минусинск — «один из старинных городов Восточной Сибири», «культурная столица Красноярского края», и что в нем есть самобытная архитектура 19 века в стиле «сибирское барокко» и памятник дедушке Ленину в зимнем пальто и шапке-ушанке.
Википедия не обманула. Утепленный не по погоде Ильич плавился под яростным августовским солнцем, как и положено, на площади имени себя, любимого, прямо напротив городской мэрии. Кстати, знатоки утверждают, что в России существует всего четыре памятника тепло одетого вождя пролетариата, и один из них — в Минусинске. Оно и понятно — Сибирь, однако, в кепочке особо не погуляешь...
«Сибирское барокко» в городе представлено домом купца Герша Мордуховича Вильнера. Оно явно знавало другие времена и сейчас пребывает не в лучшей своей форме, но вокруг здания фигурирует синий профлистовый забор, что вселяет надежды на обретение архитектурным шедевром прежней монументальной красоты.
Красота и впрямь монументальна и грандиозна. Увидев «барокко», супруг первым делом поинтересовался, точно ли это дом купца, и если да, то чем этот Герш Мордухович наторговал себе на жилье столь впечатляющих размеров. И не торговал ли он анашой или какой-нибудь маковой соломкой?
Табличка на воротах гласит, что когда-то, теперь уже в прошлом двадцатом веке, в нем даже проходил съезд рабочих и солдатских депутатов
Депутаты там голосовали, выступали и громко дискутировали, махали папахами, буденновками и прочими головными уборами, вздымали вверх кулаки и при этом чувствовали себя вполне комфортно, заседали не один день и никуда не переехали, потому как здание очень даже просторно и обширно до невозможности, и в нем легко можно разместить пару-тройку областных администраций.
У самого-то купца в доме было несколько магазинов, кофейня «Де-ля Пари», Сибирский торговый банк, кинотеатр «Арс», реальное мужское училище и ... та-да-да!!... электростанция, снабжавшая электричеством центр города. Очень оборотистый был этот купец, Герш Мордухович Вильнер. И, судя по всему, еще и очень дальновидный, ибо жизнь свою не закончил в советских лагерях, а сумел вовремя раствориться на просторах Сибири.
Кстати сказать, несмотря на историческую поношенность и побитость, дом купца всё равно смотрится величественно и весьма эффектно, и хочется верить, что его когда-нибудь отреставрируют, ибо такие штуки не должны уходить в небытие. Они должны радовать глаз и вселять гордость за тех умельцев, которым удается делать этот мир прекрасней.
Когда мы нагулялись по минусинском историческим местам и досконально изучили зимнее пальто Ильича и профлист вокруг дома Вильнера, мы нарвались на стоящую на центральной площади старую «Волгу», ту самую ГАЗ-21, харизматичную красавицу, мечту моей голубой юности. «Волга» была со всех сторон обвешана рекламой. Граждан приглашали в ретро-музей «Автомобили и мототехника СССР». Я позвонила по указанному телефону и скромно поинтересовалась:
— А что, музей не работает?
Мужчина на том конце трубки темпераментно возмутился:
— Почему не работает? У нас все работает!
— Так ведь Ковид, — удивилась я.
— Какой Ковид? У нас нет Ковида! Мы его не пускаем, а вы приходите! — ответил мужчина, и отключился.
И мы пошли... А что? В Шушенское нас не пустили, и музейно-историческая тема путешествия продолжала оставаться не охваченной. А тут — ретро-музей! В Иркутске, вообще-то, такой тоже есть, но мы же были не в Иркутске, поэтому пошли в Минусинске.
Знаете, на чем еще держится этот мир? На отдельных гражданах, чье особое психоэмоциональное состояние души под названием «неукротимый энтузиазм», не позволяет им впадать в благость и спокойствие. Мы с любимым и раньше подозревали что-то подобное, но посетив местное ретро-заведение, окончательно утвердились в своем предположении.
Музей оказался частным и принадлежит трем братовьям уже не юного возраста, которые всю жизнь и посейчас за свои средства покупают и волокут «к себе в норку» старый железный хлам, потом разбирают его по запчастям и собирают снова уже в образе транспортных средств, кстати работающих транспортных средств. Рычащих, фырчащих и ездящих... Всех до одного в музее.
Первую машину они привезли лет этак 20 назад, или может быть 25, то ли из Ростова, то ли из Новороссийска. Мы видели штук 30, а сколько мотоциклов, сосчитать забыли. Муж был счастлив как дитя, щупал двухколесные раритеты, разъяснял мне их технические характеристики (я делала вид, что понимаю, о чем он говорит) и предавался воспоминаниям о своей беспутной сельско-мотоциклетной юности.
Братовья водили нас по музею и тоже предавались воспоминаниям. Коварный Ковид существенно ограничил им посещаемость и лишил слушателей. А тут явились такие замечательные и чудесные мы. Они делились наболевшим и больше всего жаловались на минусинскую администрацию, которая, будь она неладна!, не идет им на помощь по части помещений для всего этого богатства. Экспонаты стоят впритык на старом складе, и шастать там экскурсантам, конечно, не очень удобно, особенно если эти экскурсанты такие же юные и подвижные, как мой драгоценный супруг.
Но братовья не унывают, говорят, что испробовали ещё не все средства борьбы с местными бюрократами, и что у них большие надежды на Шойгу, потому как «почти земляк» и «вообще местный», и (далее шёпотом) они уже выяснили, куда Шойгу возит Путина на рыбалку.
© Окунева Ирина
Ну и, вот продолжение, друзья! А предыдущая часть здесь. 😊
#Рассказ #Путешествие #История из жизни #Психология жизни #Пенсионеры #Юмор и развлечения #Семейная психология #Любовь и отношения #Приключения