На события, связанные с рождением телевидения, можно смотреть под разными углами. Я был свидетелем этого явления как зритель. И это совсем другое видение – с другой стороны экрана. Тем более, что зрителю было … неполных 4 года, или когда еще «под стол пешком ходил».
Родился я в городе, имя которого давно стерлось с географических карт – в городе Сталино (теперь это Донецк). Это был 12-ый областной центр СССР, в котором строили телецентр для телевещания. На заре телевещание не было централизованным – каждый областной центр вел свой канал, свои телепередачи и программы.
Как только в газетах сообщили о начале строительства, и что у нас будет собственное телевещание, в центральном универмаге сразу стали записываться в огромную очередь на покупку телевизора. Но не все желающие могли осилить такие траты.
Мой отец работал сменным мастером-проходчиком, строил шахты. Средняя зарплата по СССР в 1955-1956 году (к началу описываемых событий) была 711 рублей, а у отца доходила до 3000 и еще были премии. Правда, половину зарплаты тогда выдавали облигациями послевоенного займа, но так платили всем, и наш семейный доход был все равно на общем фоне высоким и позволял купить такой предмет роскоши!
И вот, за год до начала телепередач мы записались в очередь на покупку, за полгода до запуска телестудии – УРА!!! – у нас уже был телевизор: КВН 49А с ЛИНЗОЙ! Линза была не обязательной, но без нее изображение было слишком уж мелким – в качестве экрана телевизора служила электронно-лучевая трубка обычного осциллографа размером 105х140 мм - это четверть стандартного листа А4! Линза позволяла увеличить изображение раза в полтора и состояла из выпуклой плексигласовой оболочки, заполненной глицерином.
Однажды в газете сообщили, что начинаются наладочные работы, пробные телепередачи, и счастливые обладатели телевизоров могут их смотреть. Нам интересно было все: и настроечная таблица, и переговоры дикторов… И вот диктор сообщила, что вечером состоится пробный показ заграничного фильма. То, что рассказываю, - впечатления 4-х летнего ребенка, в памяти не сохранилось название фильма.
Телевизор стоял в углу комнаты на специальном столике, а мы смотрели из-за круглого стола, стоявшего в комнате. Фильм начинался вечером – в 8 или 9 часов. Мы всей семьей уселись перед телевизором: родители за столом, а я под столом – так было ближе и лучше видно.
Демонстрировался какой-то иностранный, возможно трофейный, фильм: люди в плащах, подземелье, сражения на шпагах и пистолетах, кинжалы… Глаз не оторвать! Наконец показ завершился, и диктор сообщила, что по просьбе телезрителей фильм покажут еще раз! Восторгу не было предела! И мы смотрели фильм второй раз! Ух, здорово!
По окончании второго показа вновь на экране появилась диктор и, улыбаясь, объявила, что фильм покажут в третий раз, но, для технической проверки аппаратуры, ускорено! И, уставшие, но забыв про сон, мы смотрели опять… Ну как такое забыть?
На другой день я во дворе взахлеб рассказывал про плащи, кинжалы и подвал… Старшие ребята слушали с открытыми ртами: кино, бесплатно да еще три раза подряд! Тут же взяли с меня слово, что попрошу маму разрешить пригласить ребят на кино в следующий показ.
Регулярные телепередачи сначала были 2 раза в неделю, и в газете печатали программу. Я уже в наши дни вычитал в интернете, что официально работа телестудии началась с показа фильма «Джульбарс» (1935 год). Но я не помню этого фильма – в памяти остались только подвал, плащи и кинжалы… И сколько не пытался найти такой фильм в фильмотеке – не смог. Еще помню, показывали много мексиканских фильмов – один такой заканчивался дуэлью на пистолетах и верхом на лошадях из-за девушки…
Мама разрешила, и ребята со двора пришли к нам на кино. Места перед телевизором было мало, и мы все уселись под столом – я на своем любимом месте посредине, гости – справа и слева от меня. Перед нами вершилось чудо, пусть и чудо техники. Но после ухода гостей мама обнаружила, что весь пол под столом усеян шелухой от семечек!
Да, да, в те времена в кинотеатрах, на собраниях, да и вообще где угодно зрители сорили, массово лузгали семечки, сплевывая шелуху на пол… Сегодня про эту сторону массовой народной культуры забыли напрочь – в современных фильмах с сюжетом в кинозале этот факт отражают редко. Но так было!
Эта же участь постигла нас на первом «общественном» телепоказе. Мама убрала за гостями, ничего мне не сказав. Но когда через несколько дней ребята вместе со мной пришли со двора на просмотр фильма, в дверях стояла грозная мама, решительно отделила меня от группы и отчитала ребятню… У них был шок, потому что в их мировоззрении лузга на полу ну никак не могла перевесить ценность кино!
Придя в себя, они решительно выгребли все семечки из карманов и хором поклялись, что больше никогда-никогда не будут сорить… Я горячо вступался за ребят, и уверял маму, что они конечно так больше делать не будут! Маме этого урока воспитания было достаточно. Так у нас вечера кинопросмотров стали регулярными. А когда в 1958 году в продаже появился телевизор «Знамя» с кинескопом 340х255 мм , мы тут же продали КВН (представьте, это был дефицит!) и купили «Знамя» на радость мне и моим друзьям.
Мир из-под стола выглядит намного удивительнее, и первое телевидение было самым настоящим чудом, на которое сбегались посмотреть все ребята с нашего двора.
Если вам понравился материал, ставьте лайки, оставляйте комментарии, а также подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации на интересные темы
#история #СССР #детство