Найти в Дзене
Военный Механик

Ракето-носитель "Ангара-А5" с новейшим водородным двигателем. Обойдет всех конкурентов по доставке грузов.

Оглавление

В деле освоения орбиты Земли Россия находится на передовой начиная с середины 20-го века. Так совсем недавно в январе 2022 года появилась новость, которую сложно недооценить. Дело в том, что для новейшей нашей ракеты «Ангара-А5В» в Воронеже создали и главное протестировали двигатель РД-0146Д1. Что бы было понятнее, то это двигатель, работающей на водороде. Такое в последний раз использовали в известных по фильмам и научным программах американских «Шаттлах». А если бы не развалился СССР, то у нас уже в 1990-х имелся бы носитель «Энергия-Буран». И вот, спустя почти 30 лет, такой движитель есть у нас снова.

В чем ключевые отличия РД-0146Д1

Кроме непосредственно использования в качестве основного топлива водорода у двигателя есть пара интересных моментов технического плана. Именно они позволят значительно увеличить подъёмную тягу ракеты и тащить на орбиту груз в 38 тонн. Вдобавок это позволит увеличить надежность всего аппарата.

В первую очередь у РД-0146Д1 нет газогенного генератора, который отвечает за вращение турбонасоса в свою очередь накачивает топливо и окислитель в камеру внутреннего сгорания. Вместо него на ракете имеются дополнительные трубки, которые идут вдоль сопла и нагреваются за счет температуры работы самого движителя. После чего газ начинает воздействовать на турбонасос. Вот такая самоподдерживающаяся система, для которой нужен всего лишь первый толчок.

-2

Второй фишкой стало наличие двух параллельных валов, на которых вращается турбонасос. Обычно их в двигателях две штуки и один из них работает с минимальным КПД. Решение сделать два независимых вала позволило использовать потенциал обоих турбонасосов в полной мере. Соответственно увеличивается мощность тяги двигателя и его возможности по доставке груза на орбиту.

Использование водорода в РД-0146Д1 и его перспективы

Как я уже упоминал водородные двигатели не новинка для истории ракетостроения. Те же американцы разрабатывали их с конца 50-х годов, а потом использовали в носителе «Сатурн-5», который использовали для доставки модулей программы «Аполлон». Ракета была крайне дорогой, но при этом могла поднимать на орбиту до130 тонн полезной нагрузки. В СССР водородный двигатель планировали использовать для вывода на орбиту нашего аналога «Шаттла» - «Бурана». Проект был дорогим даже для СССР. Не говоря уже про российскую экономику 1990-х.

-3

Поэтому неудивительно, что все работы по водородным двигателям в нашей стране забросили на долгие годы. Только в 2015 году появились заявления из «Роскосмоса» по созданию такого движителя. В итоге уже сейчас появился движок РД-0146Д1 и РД-0150. Как уже упоминал их будут использовать в тяжелой ракете «Ангара-А5В». Но если они такие дорогие, то почему их вновь начали разрабатывать?

Конкурентная борьба за доставку грузов на орбиту

Дело в том, что Россия известна, как страна, способная доставлять на орбиту грузы за довольно низку цену. Но в последние годы активизировались различные конкуренты. Так в США все время пытаются создать ракетные ступени, способные использоваться несколько раз (да-да привет Илон Маск). Да и Китай рвется в небо хотя и серьезно отстает в этом от РФ. Водородный двигатель, несмотря на свою дороговизну, имеет ключевое преимущество – более сильная тяга. Дело в том, что водород способен выдавать больше тепловой энергии, чем керосин.

-4

Так если говорить о голых цифрах, то «Ангара» будет способна в идеале поднят примерно на 30 – 40 процентов больше груза. Это с лихвой компенсирует его высокую стоимость за счет большей нагрузки. В общем разработка и внедрение водородных двигателей резко повысит конкурентоспособность России и поможет удержать рынок в своих руках. Более того никто не говорит о прекращении разработок более эффективных вариантов двигателя.

Если понравилась статья палец вверх и подписка, лучшая благодарность за наш труд!

Пишите своё мнение в комментариях.

Дальше вас ждёт много интересных статей.

Читайте также А-100 "Большой Ух" ВКС России. На что способен?

#космос #ракета #ангара #технологии #Россия