При правлении Николая I на староверов были страшные гонения, так с 1847 года Николай I, насильственно подчинил “Преображенский Богадельный дом” гражданскими властями. Тогда же все деревянные постройки были сломаны. В марте 1854 года у Федосеевского согласия на мужском подворье была отобрана Успенская соборная часовня с приделом св. Николы Чудотворца и теплая Крестовоздвиженская с пятью главами над воротами. Так позже в 1866 году мужскую часть Преображенскую Федосеевскую общину передали единоверцам, которые и возвели Никольский единоверческий храм.
Но в моей работе речь идет не о единоверцах, а о старообрядцах, которым пришлось начать все с начала. К 1865 году на женском дворе Преображенского монастыря призреваемых оставалось только 300 человек. В числе житейских палат на женском дворе оставалось 2 корпуса, да пустующая большая половина женского двора Преображенского Богадельного дома.
Сюда в большой каменный корпус Богоявления, 25 ноября 1865 года были переведены 25 душ, престарелых призреваемых из мужского двора на женский двор. Этого же дня призреваемые мужского двора перенесли и свою утварь церковную из своей моленной на женский двор. В Богоявленскую палату торжественно церемонно и с пением.
В 1866 году монастырь находился в плачевном состоянии. Председательствующий в Московском Попечительском о бедных Комитета А. Врето сообщает Главному Попечителю Императорского Человеколюбивого Общества далее с его слов: “Осмотрев, подробно здания Преображенского Богадельного Дома совместно с архитектором Ветлицким необходима следующая работа:
1) В Грачевской палате перебрать в стенах трещины, сделать вновь полы с наказами, печи, оконные колоды с рамами, ретирады, крыльца и прочие на сумму - 6744 рублей.
2) В Спасской палате переменить балки, переделать полы с накатами, оконные и дверные колоды, рамы и прочие на сумму - 4922 рублей.
3) В палате Преображения перестроить ретирады на сумму - 700 рублей.
4) Из предположенных по смете архитектора новых построек построить хлебную - 3200 рублей.
5) Деревянные помещения для топки воска - 900 рублей.
6) Два каменных погреба и подвал на сумму - 2200 рублей” и так далее.
В 1883 году, в Москве был созван Всероссийский собор Федосеевских наставников. Совещание происходило в августе, как будто в Преображенском Богадельном доме. А между тем оно проходило в доме Никифора Васильевича Кочегарова - попечителя Преображенского Богадельного дом. Здесь в его доме присутствовало более 100 человек. На съезде стоял вопрос - выработка статей внутренних правил Преображенского монастыря, старопоморской общины - Федосеевского согласия. Было выработано и закреплено большинством голосов 20 статей. Вот некоторые из них:
В будущем мы услышим о преображенской общине в 1905 году, и мы не сможем обойти благотворителей, и главным благотворителем считается председатель Совета - Советник мануфактуры Горбунова. В 1910 году на основании Высочайшего акта от 17 апреля 1905 года было открыто начальное училище в монастыре. На которое оставил по завещанию большие средства, для обучения христиан, детей старо - поморцев, Михаил Петрович Сергеев. В училище принимали детей в возрасте от 7 до 13 лет. В первый год своего существования 1910 году в училище было принято 56 учащихся (28 мальчиков и 28 девочек), были удостоены перевода из 1 класса во 2, из которых 44 человека. Остальные остались на 2 год.
В праздник Рождества Христова не обходили здесь детей и подарками. На средства благотворительницы Ксении Ивановны Соколовой раздавались пальто, шапки, валенки, нужные ученикам. В этот день никто не был обойден и вкусными гостинцами.
Московский Преображенский монастырь ХХ век
Развивая российскую промышленность и торговлю, купечество вносило не малую лепту в экономику своего государства. Только с 1907 по 1916 годы, за короткий срок, одной старообрядческой Преображенской старопоморской общиной были построены: трехэтажная больница, типография, богадельня для престарелых малоимущих.
В начале 1920 года и в последующих, прикрываясь после гражданской войны экономической разрухой, у общины начали закрывать часовни, Соборные храмы, домашние моленные, вывозить древнерусские иконы, рукописи и старопечатные книги, большинство из которых были древнего письма (конца XIV столетия)
9 и 10 февраля 1919 года со стороны районной администрации Бауманского Московского Совета рабочих и крестьянских депутатов на территории которого располагается Преображенский монастырь, последовало расположение о запечатании его храмов. Отдел Социального обеспечения Бауманского совета пишет в отдел религиозных культов Народный Комиссариат Юстиции от 20.03.1919 года в котором просит принять меры к закрытию домовых церквей.
После 1917 года единоверческий монастырь распался, и в 1922 году его храмы попали в руки обновленцев. Не найдя средств на их содержание, они оставили за собой западный Никольский предел Успенского храма, а центральную его часть продали староверам поморского согласия, изгнанным из своего исторического храма в Токмаковском переулке. На этом история Преображенского монастыря заканчивается, стоит он на прежнем месте, но вход для посторонних туда воспрещен.