Найти в Дзене
Мария Варенцова

Высотное строительство в России и в США в первой половине ХХ века

Оглавление

Высотные здания впервые начали строиться лишь в конце ХIХ века. Первая половина двадцатого столетия ознаменована активным возведением небоскребов в США. В России же первые небоскребы – всем известные Сталинские высотки – были заложены лишь в 1947 году, и многие критики считали и считают их копией американских. Так ли это на самом деле и есть ли связь между появлением небоскребов в США и высоток в России?

Американские небоскребы

США. Конец ХIХ века. Большой промышленный переворот. Некогда мелкие компании и фирмы развиваются, превращаются в большие корпорации, требующие большой площади для своих штаб-квартир. Население страны растет, люди нуждаются в жилой площади. Земли на всех не хватает, и правительство осмеливается на новую непроверенную идею архитекторов – возведение небоскребов (по-английски «skyscrapers»).

Раньше небоскребы не строились еще и потому, что считались небезопасными. До 1880-х годов кирпичные здания строились с уменьшением ширины стены в верхней части, поэтому такие небоскребы требовали бы очень прочного основания, и открывать окна и двери на первых этажах было бы рискованно. Строительство скайскреперов стало возможно благодаря нововведенной технологии – использовании стального каркаса. Теперь здание держалось не на стенах, а на каркасе.

В 1885 году в Чикаго был возведен первый небоскреб. Home Insurance Building был лишь 42 метра высотой – ничем не примечательная высота по сегодняшним меркам – но в то время это была сенсация. Вслед за ним в Чикаго же стали появляться и другие небоскребы, пока правительство не пресекло данную деятельность, запретив возводить здания выше 39 м. Тогда бизнес и переехал в Нью-Йорк – город, считающийся родиной скайскреперров.

Вначале небоскребы строились только как рабочие офисы, но совсем скоро появились и первые жилые здания, что стало настоящим спасением для активно растущего населения Штатов – одно здание решало жилищный вопрос десятка семей, занимая при этом совсем малую земельную площадь.

Рассмотрим же особенности самых известных американских небоскребов.

· Nelson Tower

Высота 171 м, 46 этажей, период строительства 1931.

Небоскрёб в стиле ар-деко[1] имеет прямоугольное основание, его фасад имеет несколько уступов. Фасады выполнены из коричневого камня и сверху окаймлены белым камнем. Вершина башни сделана полностью из белого камня. К верху она несколько сужается.

· Terminal Tower

-2

Высота 235 м, 52 этажей, период строительства 1923-1930.

Офисный центр со станцией радиовещания на вершине. Кроме того, здание украшает ночная подсветка, обеспечивающая навигацию кораблям в темное время суток.

· Woolworth Building

-3

Высота 241 м, 57 этажей, период строительства 1910-1913.

Нью-йоркский офисный центр, выполненный в готическом[2] стиле. Облицован терракотовыми известняковыми панелями, башня украшена горгульями и ажурными узорами. Кстати, обратите внимание на лица людей на барельефах. На барельефах высечены лица людей разных рас.

· Empire State Building

-4

Высота 443 м, 102 этажей, период строительства 1929-1931.

Еще одно офисное здание среди небоскребов. Он выполнен в сдержанном и элегантном стиле ар-деко, отделан известняковыми плитами. В отличие от большинства современных небоскрёбов, фасад башни выполнен в классическом[3] стиле.

· Муниципальное здание Манхэттена (Municipal Building)

-5

Высота 177 м, 40 этажей, период строительства 1909-1914.

Одно из крупнейших офисных зданий в мире. Кроме того, на его базе расположена одна из станций метро. Его архитектурный быт охарактеризован как римский имперский, итальянский ренессанс, французский ренессанс или изящное искусство. Фасад почти полностью оформлен в тесаном керамограните за исключением терракотовых деталей над 23 этажом. Наверху трехэтажной колоннады расположен резной антаблемент. На фасаде над 22-м этажом также есть ложная колоннада.

Сталинские высотки

Успех небоскребов в Штатах был замечен и в России. Всем известно, что у советского правительства была идея-фикс во всем опередить Америку, и тот факт, что самым высоким зданием в СССР на тот день был Храм Христа-спасителя высотой лишь 103 м, не давал покоя властям. Собственно, тот же Дворец Советов задумывался не просто как небоскреб, а как самое высокое В МИРЕ здание. Сталинские высотки – еще одна попытка соответствовать Западу. Именно высотки, не небоскребы – Сталину не хотелось называть их также, как в Америке.

Проектирование Дворца Советов началось уже в 1930-х годах – здание высотой 420 м должно было стать самым высоким в мире на тот момент. В 1939 году Дворец был заложен, но строительство прекратилось из-за начала войны, и уже по прошествии военных лет руководство страны вернулось к идее строительства небоскребов. В 1947 году были заложены 8 высотных зданий, или «Сталинских высоток». Архитектуре в послевоенное время в СССР стали уделять большое внимание, она стала одним из главных трансляторов идей стремлении к светлому будущему.

Важно отметить, что СССР не испытывал необходимости в высотных зданиях – незастроенной площади было много по всей стране. Напротив, одних лишь кирпичей, потраченных на строительство здания МГУ хватило бы на постройку более 12000 коттеджей площадью 100 м2 каждый. В 1950-е годы по стране в среднем приходилось 5 м2 на человека, т.е. государство могло обеспечить жильем свыше 240000 человек вместо строительства пусть и красивой, но одной высотки. Безусловно, такое расточительство в трудное послевоенное время народ воспринял с недовольством.

Идея стального каркаса была взята у американских высоток, но внешний облик зданий советские архитекторы копировать не стали. Все высотки построены в одном архитектурном стиле, так называемом «Сталинском ампире». Этот архитектурный стиль представляет собой соединение элементов ренессанса[4], барокко[5], ар-деко и неоготики[6]. Он также известен своей мощностью, роскошью, величественностью, монументальностью и помпезностью. Сталинский ампир легко опознать по характерной ему резьбе на фасаде, пятиконечным звездам и лавровым венкам. Здания, как правило, выглядят очень массивно и масштабно, в них активно используется мрамор. Таким образом, Сталинский ампир отражал главные идеи, существовавшие в СССР в послевоенные годы, о том, что мы непобедимы, что нас ничем не сломить, что Россия - сильная держава, ничем не уступающая США.

8 высоток были заложены в день 800-летия Москвы. Их планировали расположить так, чтобы 7 высоток окружали восьмую – тот самый Дворец Советов. Однако Дворец Советов так и не был возведен, но остальные по сей день украшают улицы столицы:

· Главное здание МГУ

-6

Высота 240 м, 36 этажей, период строительства 1949-1953.

Самая высокая из сталинских высоток абсолютно симметрична относительно центральной башни. Облицовка выполнена из различных пород натурального камня, цоколь выделан мрамором, гранитом и керамическими плитами. У подножия башен расположены каменные скульптуры, фасад также украшен гигантскими часами, термометром и барометром.

· Гостиница «Украина»

-7

Высота 206 м, 34 этажа, период строительства 1953-1957.

Башни украшены вазонами и высеченными пшеничными колосьями, главный вход выполнен в граните, фасад облицован керамическими плитами и известняком.

· Гостиница «Ленинградская»

-8

Высота 136 м, 21 этажа, период строительства 1949-1954.

Перед архитектором здания стояла непростая задача: вписать высотку, выполненную в Сталинском ампире, в архитектуру площади трех вокзалов, поэтому гостиница «Ленинградская» сильно отличается от своих каменных сестер и содержит черты древнерусской архитектуры. Стены выполнены из керамического кирпича в белом, красном и золотистом цветах, главный вход напоминает теремное крыльцо, элементы декора тоже покрыты золотом.

· Министерство иностранных дел России

-9

Высота 172 м, 27 этажа, период строительства 1948-1953.

Здание выделяется стройностью и реберностью, характерным для готического стиля. Облицовано красным гранитом снизу и светлыми керамическими панелями сверху. На главном фасаде установлен железобетонный герб СССР. По бокам расположены крупные обелиски и лепнина.

· Административно-жилое здание возле «Красных ворот»

-10

Высота 138 м, 24 этажа, период строительства 1947-1952.

Стены облицованы натуральным известняком и красным гранитом. Фасад украшен лепниной в виде пятиконечных звезд и лавровых листьев. Стальная пятиконечная звезда на вершине заполнена стеклом.

· Жилой дом на Кудринской площади

-11

Высота 156 м, 24 этажа, период строительства 1948-1954.

На фасаде из натурального камня несчетное количество скульптур и лепнины (в том числе серпа и молота), что характерно для стиля барокко. Здание держат массивные мраморные колонны, необычно сочетающиеся с цветными витражами.

· Жилой дом на Котельнической набережной

-12

Высота 176 м, 32 этажа, период строительства 1948-1952.

Дом спланирован в виде трехлучевой звезды, нижние этажи облицованы розовым гранитом, верхние – керамическими плитами. Здание украшено многочисленными скульптурами и скульптурными группами.

Сравнение

Итак, рассмотрим здания двух разных групп ближе.

1. Municipal Building &Гостиница «Ленинградская»

Municipal Building
Municipal Building
Гостиница «Ленинградская»
Гостиница «Ленинградская»

2. Municipal Building & МГУ

Municipal Building
Municipal Building
МГУ
МГУ

3. Terminal Tower & Дом на Кудринской площади

Terminal Tower
Terminal Tower
Дом на Кудринской площади
Дом на Кудринской площади

4. Woolworth Building & МИД

Woolworth Building
Woolworth Building
МИД
МИД

Сложно не заметить сходства между этими примерами; очевидно, архитекторы Сталинских высоток в какой-то степени вдохновились небоскребами и заимствовали их образы. Однако между этими постройками достаточно много и различий. Столицей небоскребов в Америке считается Нью-Йорк – крупный промышленный город. Сталинские высотки расположены в самой географической столице России, считаются достопримечательностями Москвы. Фасады небоскребов максимально лаконичны, на них крайне сложно отыскать какие-либо декоративные элементы, в то время как о функционализме высоток и говорить не приходится – обилие узоров на фасадах, многочисленные скульптуры, шпили. Небоскребы облицовывались довольно дешевыми материалами (известняк, искусственный камень), для высоток же использовались дорогие гранит, мрамор, натуральные камни. В общем и целом, американские здания выполнены в имперском стиле (поздний классицизм), Сталинские высотки – в отдающим античностью Сталинском ампире.

В среднем высота рассмотренных американских небоскребов 251,4 м, Сталинских высоток – 174,9 м. По меркам первой половины ХХ века, здание считалось небоскребам, если его высота была не меньше 150 м, а количество этажей – не меньше 25. Таким образом, Сталинские высотки заметно проигрывают американским сестрам в высоте, а некоторые и вовсе недотягивают до определения «небоскреб».

На сегодняшний день апартаменты как в высотках, так и в небоскребах, стоят космических денег. К примеру, цена одного квадратного метра в доме Красных воротах составляет 373 тыс. рублей, на Котельнической набережной составляет 517 тыс. рублей, на Кудринской площади – 521 тыс. рублей, в Нью-Йорке же средняя стоимость квадратного метра в небоскребах равна 10000$. Простым людям такие квартиры не по карману, но, т.к. Сталинские высотки - значимые здания, в свое время в них проживали многие известные люди. Например, Фаина Раневская, Александр Твардовский, Галина Уланова и Людмила Зыкина.

Безусловно, при строительстве Сталинских высоток русские архитекторы учитывали идеи американцев и даже что-то позаимствовали у них - технологии построения высотного здания были взяты у американских архитекторов, фасады небоскребов лежат в основе дизайна высоток, – но это нормально для архитектуры: плавно передавая некоторые особенности старого стиля и добавляя что-то от себя, люди создают новые идеи, увековечивая их в истории. Сталинские высотки, в свою очередь, тоже стали прототипами некоторых зданий, например, жилой комплекс «Нур-Султан» в Астане или московский «Триумф-Палас». Это здорово, что архитекторы вдохновляются идеями прошлого и используют их, ведь только так, шаг за шагом, и происходит развитие.

[1] Ар-деко – архитектурный стиль, для которого характерно использование геометрических фигур, роскошь и глянец, контраст и насыщенность цветов.

[2] Готический стиль – стиль архитектуры, для которого характерны характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

[3] Для классической архитектуры характерны четкость форм и сдержанность декора.

[4] Ренессанс – архитектурный стиль, отличительными особенностями которого являются монументальность, симметрия, двускатная крыша и античные формы.

[5] Барокко как архитектурный стиль отличается масштабностью, большим количеством декора и колонн.

[6] Неоготика – архитектурный стиль, включающий в себя особенности классицизма и готического стиля.