Найти тему

ОБ ИСКУПЛЕНИИ И ОПРАВДАНИИ

Святитель Серафим (Соболев): "Православная Церковь смотрит на искупление одновременно, как на проявление Божественного правосудия и как на проявление Божественной любви. Само собою разумеется, что выражения: «юридический» и «правовой», столь принятые для обозначения взаимных человеческих отношений, по своему содержанию далеко не совпадают с выражениями: Божественная правда, Божественное правосудие. Слишком уж непохожа человеческая правда на правду Божественную. Но у нас нет термина для обозначения взаимных отношений между Богом и людьми на основе Божественного правосудия, кроме слова – юридический или правовой. И если мы этим термином пользуемся, то тем самым мы не хотим сказать, что между Богом и людьми возможны такие же юридические отношения, какие существуют между людьми. В частности, употребляя слова «юридический» или «правовой» в учении об искуплении и спасении нас крестною смертью Христа, мы только обозначаем этими терминами искупительное дело Христово, в котором проявилось свойство Божественного правосудия....дуэль есть следствие ссоры между собою двух людей, равных по своему общественному положению. Но кто же из истинно-верующих может говорить о равенстве твари с Богом? Причем, каждый дуэлянт для удовлетворения чувства злобы желает только гибели своему противнику. А крестная жертва была принесена в удовлетворение Божественного гнева и правосудия, которые несравнимы с человеческим греховным гневом и человеческою несовершенною правдою. Кроме того, эта жертва была принесена не по злобе, а по неизреченной любви к нам Божией и не для гибели людей, а для их спасения...Мы веруем вместе с Православной Церковью, что на Голгофе «правда и мир облобызались» (Пс.84,11). Мы признаем за действием Божественного правосудия в искупительном деле не второстепенное, а такое же важное и существенное значение, какое было проявлено здесь другим Божественным свойством, – Божественною любовью. Ибо, на основании Священного Писания и учения Святых Отцов Церкви, мы знаем, что то и другое действие сих Божественных свойств было одинаково необходимо в деле нашего искупления и для нас спасительно. Если бы Божественное правосудие не потребовало искупительной кровавой жертвы, – сего удовлетворения правде Божией, как об этом говорят в ясном и положительном смысле и Священном Писание и Святые Отцы, то мы никогда бы не увидели воочию всей неизреченной любви к нам Божией чрез смерть Единородного Сына и чрез дивное наше единение с Ним в таинстве Божественной Евхаристии...Если бы не было крестной смерти Христа, то мы до сих пор не были бы избавлены от проклятия, ибо не совершилось бы наше искупление от первородного греха кровью Господа. Тогда все умершие праведники и ветхозаветные и новозаветные находились бы до настоящего времени в аду, а мы не имели бы внутренней возрождающей благодати Святого Духа, ниспослание Коего, по учению Спасителя, зависело от крестных Его страданий и смерти214. А не имея этой благодати, мы не имели бы в себе Божественной силы избавиться от своих личных грехов, от всех козней диавольских, сделаться новою тварью во Христе и быть в святом и блаженном единении с Богом. Если бы, наконец, не было крестной смерти Христа, мы не могли бы вкушать Тела и Крови Его в святом причащении и, таким образом, были бы лишены спасительного средства для самого близкого и родственного нашего единения со Христом, как источника нашего блаженства и здесь, и в будущей жизни...личная святость не могла бы нами достигаться, если бы не сообщал нам Господь в таинствах крещения и миропомазания внутренней возрождающей благодати Святого Духа. А эта благодать даруется нам исключительно в силу крестной жертвы Христа и является ее плодом32. Следовательно, наше спасение слагается, во-первых, из оправдания нас на кресте кровью Спасителя от первородного греха и, во-вторых, из сообщаемой нам возрождающей благодати, которая уничтожает все наши личные грехи и делает нас обладателями святости, разумеется, при самом деятельном участии нашей свободной воли. Ясно, что понятие оправдания, в смысле нашей оправданности от первородного греха Адама или нашего избавления от ответственности за этот грех нельзя исключать из понятия спасения, как ясно и то, что без этого оправдания нельзя стяжать и самой святости, достигаемой возрождающею благодатию Святого Духа, как плодом крестной смерти Господа. Оправдание есть основа, а святость есть следствие".