С могилой Вещего Олега у меня «особые отношения». И этому есть две причины. Первой, лет, этак, тридцать.
А ГДЕ КОВЫЛЬ?
В ту бытность работала я в музее в Старой Ладоге. Тогда он ещё не был « Староладожским музеем -заповедником» и прочая…. Работала я младшим научным сотрудником, а, по сути - экскурсоводом и лектором. Однажды, вызвала меня директор на ковер и показала претензию, в которой было сказано, что я не профессионал, историю не знаю, и ввожу в заблуждение экскурсантов. Речь шла как раз о могиле Олега Вещего.
Главная суть жалобы состояла в том, что я противоречу авторитету великого поэта А.С. Пушкина.
Все мы в школе учили «Песнь о Вещем Олеге». И спустя годы, кого ни спросишь — помнят первые строчки:
«Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.»
Камнем преткновения стало вот это:
«Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокий!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!
Главная претензия была как раз к тому, что на нашей могиле великого князя не было ковыля…
Я не помню, что тогда ответила на жалобу. А горячо уважаемый мной Анатолий Николаевич Кирпичников научил меня говорить о тех временах « возможно, предположительно, на основе исследований и так далее и т.п», что, в общем-то я все последующие годы и делаю, не вступая в дискуссию.
С ЧЕГО ВСЁ НАЧАЛОСЬ
Сейчас здесь сохранилось не так много сопок. Когда-то, такие возвышенности были расположены по обеим берегам реки Волхов до самого Новгорода. Здесь сохранились сопки VIII-X веков, так называемые, захоронения по типу «трупосожжения». Самая большая сопка как раз и есть - могила Олега Вещего. Её первоначальная высота – 20 метров, диаметр – 30 метров.
Так с чего же началась эта история? Обратимся к летописи. Так, в «Повести временных лет» мы находим следующие строки: «И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого прежде поставил кормить, решив никогда на него не садиться, Ибо спрашивал он волхвов и кудесников: "От чего я умру?". И сказал ему один кудесник: "Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, - от него тебе и умереть?". Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он: "Никогда не сяду на него и не увижу его больше". И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков. А когда вернулся в Киев и прошло четыре года, - на пятый год помянул он своего коня, от которого волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: "Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?". Тот же ответил: "Умер". Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: "Неверно говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив". И приказал оседлать себе коня: "Да увижу кости его". И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: "От этого ли черепа смерть мне принять?". И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер.»
Радзивиловская летопись, вообще, указывает его место захоронения: «И плакашася людие вси плачем великим, и несоша и погребоша на горе, еже глаголеться Щековица; есть же могила его и до сего дни, словето могыла Ольгова»
К сожалению, то место под Киевом, где была Щековица, теперь застроено и от Олеговой могилы остались лишь воспоминания. Уже не помню, у какого-то экскурсовода в молодости услышала ещё одну версию о могиле Олега. Будто, за свои заслуги был погребен недалеко от Стокгольма. Помните, Кирпичников: «версия, возможно, вполне вероятно»…
ПРИ ЧЕМ ЗДЕСЬ ЛАДОГА
Ну, что я всё о заграницах! Давайте про Ладогу. Думаю, что «полую сопку» - так называют её археологи, пытались раскопать ещё в средние века. Более подробная информация сохранилась о раскопках в середине Х1Х века. Руководил ими польский ученый Адам Черноцкий ( Зориан Доленго Ходаковский). К началу работ, сопка была частично разграблена, поэтому нанятые землекопы не церемонились и по приказу Ходаковского срыли верх сопки и сделали шурф до материка. Были найдены сожженные кости, обуглившиеся металлические предметы, угли и двушипный железный дротик. По данным находкам невозможно определить, останки это великого князя или нет.
Но 2 факта позволяют ладожанам предполагать, что Олег похоронен именно в Ладоге: первый – упоминание в летописи, что он «В лето 6430 (922). […] Иде Олегъ к Новугороду, и оттуда в Ладогу. Друзии же сказають, яко идущю ему за море, и уклюну змиа в ногу, и с того умре; есть могыла его в Ладозе»; и второй – что в такой огромной сопке похоронен только один человек, что говорит о его статусности.
Сопка эта притягивает к себе. Путешественников не останавливает даже то, что подняться на неё сегодня нелегко- крутой склон, да и высота приличная. Но оттуда открывается потрясающий вид. Лучше Николая Рериха просто не скажешь. В начале двадцатого века он ехал в Новгород, чтобы принять участие в археологических раскопка. Проехать мимо красот Ладоги он не смог:
«Из-за бугра выглянули три кургана – волховские сопки. Большая из них уже раскопана, но со стороны она все же кажется очень высокой. Взбираемся на бугор – и перед нами один из лучших русских пейзажей. Широко развернулся серо-бурый Волхов с водоворотами и светлыми хвостами течения посередине; по высоким берегам сторожами стали курганы, и стали не как-нибудь зря, а стройным рядом, один красивее другого. Из-за кургана, наполовину скрытая пахотным черным бугром, торчит белая Ивановская церковь с пятью зелеными главами. Подле самой воды – типичная монастырская ограда с белыми башенками по углам. Далее в беспорядке – серые и желтоватые остовы посада, вперемежку с белыми силуэтами церквей. Далеко блеснула какая-то главка, опять подобие ограды, что-то белеет, а за всем этим густо-зеленый бор – все больше хвоя; через силуэты елей и сосен опять выглядывают вершины курганов. Везде что-то было, каждое место полно минувшего. Вот оно, историческое настроение.»
ПРИЧИНА ВТОРАЯ
Вторая причина — снова Анатолий Николаевич Кирпичников. Он мог говорить о Ладоге бесконечно. Я и дальше буду ссылаться на него. Он был потрясающий рассказчик!
Однажды, он пригласил меня на прогулку в сопки. Конечно же, мы поднялись на холм Олега. Вот тогда он рассказал, что здесь есть место, через которое проходит мощный энергетический поток. Но найти это место нужно именно самому. В тот раз я его не нашла. Но снова и снова, поднималась наверх, шаг за шагом проходя по диаметру, замирая на мгновение, искала этот поток. Однажды, совершенно неожиданно, я встала именно на это место. Вы не поверите, но меня пронзил этот луч энергии. Ощущение было такое, словно через тебя пропустили электрический ток.
Там же я задала ему вопрос: так где же похоронен Олег Вещий? И опять же, в качестве версии, он сказал, что уже при жизни Олег был настолько знаменит и уважаем, что после сожжения, его прах могли разделить на три части и похоронить в разных местах- Киеве, Стокгольме и Ладоге.
Оказывается,могила Олега Вещего это не только сакральное место, но и местом силы. Уже позже я познакомилась с людьми, которые занимаются такими практиками и ежегодно приезжают сюда для проведения ритуалов.
Причем, они уверяют, что если подняться наверх и пройти три раза по часовой стрелке по сопке, а потом громко крикнуть свое желание – оно непременно исполнится.
НЕМНОГО О ЗМЕЯХ
Главный вопрос всех гостей Ладоги: так есть ли здесь змеи или нет. Я в ответ задаю вопрос: вам правду сказать или как? На другом берегу реки, ближе к югу, есть деревня «Гадово». Название говорит само за себя. На праздник Сретенье, как некоторые местные жители утверждают, они видели змеиные свадьбы — гадюки скручивались кольцами, образуя большие шары, скатывались с берега реки прямо в Волхов и переплывали на другую сторону. Но лично я никогда змей не видела.
А вот то, что в урочище «Сопки» растет около 40 лекарственных растений — это факт.
Я совсем не возражаю, если вы станете подписчиком моего блога. Тем более, что следующий рассказ о змеях просто фантастический.