В свете последних событий непросто оставаться объективным, однако стоит на мгновение отвлечься от тревожных новостей и углубиться в историю земли, известной под названием Украина. Тогда, возможно, многие вещи станут чуть более понятными. Итак, давайте обратимся к известным историческим (и не только) фактам.
Проклятие географического положения
Украинцы, в отличие от русских, расселившихся по всей Евразии, продолжают жить на веками насиженных территориях. Плодородная почва и удобный рельеф стали факторами, которые в свое время помогли полянам возвыситься среди других восточнославянских племен. Однако впоследствии данный факт сыграет с будущими украинцами злую шутку. На столетия их земля превратится в перетягиваемый канат между Россией и странами Запада (Речь Посполитая, Австро-Венгрия, Германия). Ведь каждой державе хотелось иметь собственную житницу. Тем более, что Польша и Россия длительное время жестко конкурировали за право экспортировать зерно в Европу.
Для тех, кто интересуется историей и социологией, известно, что любые государственные интересы — это интересы правящего класса, усилиями которого до сих пор творится история. Народные же массы могли участвовать в историческом процессе лишь как безымянные боевые единицы. В случае с Украиной вопросы войны и мира решала шляхта, которая была достаточно сильной для того, чтобы поддерживать свое господствующее положение, однако все же неспособной создать собственное государство. Такая элита вынуждена была находиться под иноземным правителем. Однако только до тех пор, пока дела у этого правителя шли хорошо. А альтернатива у шляхты была всегда.
Хмельницкий и Мазепа
Ярчайший пример — Богдан Хмельницкий. Для многих он — героический борец за права украинского народа, однако на деле все куда более неоднозначно. Хмельницкий был типичным представителем украинской шляхты, и первоначально выступал лишь за уравнение в правах со шляхтой польской. Однако впоследствии все переросло в полномасштабную войну, закончившуюся Переяславской Радой и славным воссоединением братских народов под властью русского царя. Методы Хмельницкого были тоже вполне в духе тех времен: чтобы удержать своего ненадежного союзника — крымского хана, пан гетман отдавал ему в «ясырь» целые украинские села, жители которых потом шли с молотка на невольничьих рынках Крыма. Поляки с восставшими тоже не церемонились. В историческом романе «Огнем и Мечом» Генрик Сенкевич живо описывает целые дубравы, увешанные восставшими холопами.
Зеркальный пример — Иван Мазепа, поначалу близкий друг и соратник молодого Петра, второй в истории кавалер Ордена Андрея Первозванного. За время верной службы он стал одним из богатейших людей России и владельцем 100 000 крестьянских душ. Во время Северной войны дела Петра пошли не очень гладко, и Мазепа решил, что настало самое время для построения независимой Украины под протекцией польского короля Станислава Лещинского, союзника шведов. Перед генеральным сражением под Полтавой он переметнулся на сторону Карла XII. Как показала история, в отличие от Хмельницкого, Мазепа прогадал. За последнюю «заслугу» он получил от Петра специально изготовленный Орден Иуды. Несладко пришлось и простому населению Украины. Более того, была сожжена Запорожская Сечь — этот символ казацкого вольнолюбия, по-своему демократическое образование.
По спирали
За годы советской власти в состав УССР помимо традиционных территорий Право- и Левобережья в нее вошли и те земли, которые украинскими никогда не были. Речь идет про Юго-Восток. Исторически это была территория Дикого Поля — малозаселенные земли, место кочевья хазар, печенегов половцев, татар. Достаточно поздно, в 17-18 веках здесь начинает оседать население, преимущественно русские и украинские переселенцы, а также греки, сербы, евреи, немцы. С обнаружением железа и угля начинается строительство шахт, заводов и фабрик, что вызывает массовый приток населения. В 1869 году британским промышленником Джоном Юзом основан поселок Юзовка, который за сто лет превратился в миллионный Донецк.
Крушение СССР породило новую финансовую элиту, кормящуюся теперь не за счет урожайных земель, а за счет промышленного наследия былой страны. Изменилось форма, но суть конфликта осталась прежней. Украина все так же находится между двумя экономическими державами – Россией и Евросоюзом, который по сути является продолжением Германии. События Евромайдана и «русской весны» — это логическое продолжение веками длящегося процесса. Олигархия по обе стороны баррикад торговалась с потенциальными покровителями, в то время как простые украинцы пополняли ряды очередной Небесной Сотни. Чем тогда все закончилось — всем известно. С 2014 года настал период правления прозападной элиты, условной «шляхты».
В нынешней ситуации народ Украины вновь оказался на границе интересов двух крупных держав. Чем закончится нынешнее противостояние — сказать трудно. Но, фактически, ситуация мало отличается от событий прошлого. История делает очередной виток по спирали.