Найти в Дзене

«Сядь за руль моей машины»: герои Чехова живут в Японии

Сядь за руль моей машины — это почти то же самое, что «побудь мной», прочувствуй то же самое, что чувствую я сейчас. Ведь автомобиль для современного человека — почти альтер-эго. И приглашение «сядь за руль моей машины» звучит как высшая степень доверия, как небоязнь раскрыть свои травмы и тайны.

Режиссер-экспериментатор Кафуку и его водитель Мисаки. Кадр из фильма.
Режиссер-экспериментатор Кафуку и его водитель Мисаки. Кадр из фильма.

Главный герой — средней успешности актер и режиссер-экспериментатор Юсукэ Кафуку. Он много времени проводит за рулем, разрываясь между репетициями, постановками, спектаклями. Кафуку любит водить машину — во время поездок он слушает текст пьесы с паузами для своих реплик — так он повторяет роли.

Суть его театрального эксперимента в — в изучении природы человеческого взаимопонимания. Он ставит спектакли с участием артистов разных национальностей, которые произносят реплики на своих языках, включая корейскую жестовую речь, а зрители видят перевод на большом экране над сценой.

Не метафора ли это современного общения — все говорят, но никто не понимает друг друга? Идет диалог, обмен репликами, но каково качество этого диалога? Примерно такое же, как у Куфуку с женой — уже почти 20 лет они слышат друг друга, но не понимают, и отчуждение нарастает. Это началось после потери ребенка, которое для обоих стало трагедией. Кстати, когда однажды Кафуку попал в аварию и не смог вести машину, за руль села его жена. И это был сплошной стресс для обоих.

В роли Мисаки - актриса Токи Миура. Кадр из фильма.
В роли Мисаки - актриса Токи Миура. Кадр из фильма.

Совсем не так было с Мисаки. «Грубовата в общении, молчунья и смолит, как паровоз. Далеко не красавица, почти не улыбается», — такую характеристику дает Мисаки, девушке-водителю, писатель Харуки Мураками. В основу фильма лег его рассказ из сборника «Мужчины без женщин». И в картине мы видим Мисаки именно такой — в нелепом широкоплечем пиджаке и кедах, угловатой, застенчивой и немногословной.

Мисаки стала личным водителем Кафуку в Хиросиме, куда режиссера-экспериментатора пригласили для постановки пьесы Чехова «Дядя Ваня». Организаторы поставили такое условие, поскольку уже был прецедент, когда дорогостоящий актер травмировался во время автоаварии, и импресарио понес денежные потери. И Кафуку вынужден его принять.

Так и встретились два одиночества, а их встрече помог… Чехов, звучащий из кассетника в машине, чтобы Кафуку мог повторять свою роль. Герои фильма — словно персонажи чеховских пьес, такие же неловкие, обойденные признанием или любовью, тоскующие об утраченном смысле жизни или об отсутствии гармонии.

"Дядя Ваня" Чехова на сцене. Кадр из фильма.
"Дядя Ваня" Чехова на сцене. Кадр из фильма.

«Пропала жизнь! Я талантлив, умен, смел... Если бы я жил нормально, то из меня мог бы выйти Шопенгауэр, Достоевский», — следом за чеховским дядей Ваней повторяет Кафуку. Что помешало? Личные травмы, нанесенные любимой женщиной, которая не захотела или не смогла «сесть за руль его машины».

Несчастлива и Мисаки, тоже испытавшая в жизни немало горечи - мать едва не с рождения обвиняла некрасивую девочку, что это из-за нее отец ушел из семьи. Действие не случайно происходит в Хиросиме — травмированные личными событиями Кафуку и Мисаки встречаются в городе, которому нанесена травма самой историей.

Проговоренные и принятые слушающим как свои, травмы болят уже не так сильно. И чеховские слова со сцены звучат новой надеждой: «Мы будем жить, будем терпеливо сносить испытания, какие пошлёт нам судьба… мы покорно умрём и там, за гробом, мы скажем, что мы страдали, что мы плакали, что нам было горько, и Бог сжалится над нами… Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах… Мы отдохнём!»

Встретились два одиночества. Кадр из фильма.
Встретились два одиночества. Кадр из фильма.

«Сядь за руль моей машины» — фильм медитативный, меланхоличный, неспешный, красивый и нежный. Он очень многослойный, и расшифровывать его послойно — занятие приятное и увлекательное. Фильм долго не отпускает, хочется прокручивать его в голове и размышлять. Если есть три часа времени и подходящее настроение, очень советую.

Режиссер фильма — Рюсукэ Хамагути. Премьера состоялась на Каннском фестивале-2021, фильм получил приз в номинации «За лучший сценарий» и премию «Золотой глобус»-2022 как лучший фильм на иностранном языке.

Спасибо, что читаете!

Фото с сайта Кино-Театр.ру

#кино #сядьзарульмоеймашины #японскоекино #рюсукехамагути