Итак, продолжаем говорить про иммунитет – защиту нас любимых от всякого невидимого, но неприятного. В прошлой статье «пробежались по клеточкам-защитницам», сегодня – исключительно про гуморальную сторону (жидкую) - интерфероны.
Давайте сразу сократим это длинное слово до ИФН. Так делают в научных статьях, да и автору хорошо – пальцы уже не те, фуги Баха даются с трудом, и то больше на бубне.
ИФН – это лишь один из видов цитокинов – веществ, с помощью которых клетки «общаются» между собой. Открыты ещё в конце 50-х годов, с тех пор активно изучаются и систематизируются. Сократим все эти длинные и скучные классификации и выясним, что из этих полезных пептидов может нам помочь при вирусных инфекциях.
Итак, тип 1. Интерфероны ИФН-α (альфа) и ИФН-β (бета). Первые вырабатываются лейкоцитами (Моноциты, В-лимфоциты), вторые – молодыми клетками соединительной ткани – фибробластами, а также клетками эпителия. Там ещё много греческих букв, но пока в гости к Платонам с Диогенами не пойдём – хватит и альфабеты вашей.
Тип 2 - ИФН-γ (гамма). Иммунный, вырабатывается Т-лимфоцитами.
Тип 3 – молодой, активно изучаемый, пока не трогаем.
Что из всего этого наука сумела превратить в таблетки и капли, а фарма – предлагает нам в аптеках? Самый простой и доступный по деньгам способ – это взять кровь переболевшего человека, получить плазму (отделить клетки, которые можно и возвратить донору, они полезные). А из неё выделить интерферон. Он так и называется – человеческий лейкоцитарный.
Тут, кстати, повод для гордости за отечественную, советскую науку! Уже через 3 года после открытия, в 1960, в СССР был получен интраназальный (капли в нос) ИФН. В лаборатории новых антибиотиков института усовершенствования врачей, возглавляемой самой З.В. Ермольевой – создательницей советского пенициллина. Применялся и в эпидемию гонконгского гриппа (1968-1969 годы), и для лечения вирусных поражений глаз. Совок-блохер ликует, поёт гимн и красиво марширует в начищенных войлочных тапочках. Но недолго.
Человеческий интерферон получался из «больной» крови, которую трудно полностью очистить от вирусных частиц. Будь то грипп или герпес. А если у донора вирусный гепатит, без желтухи? Печаль и опасность. Сворачиваем марши и гимны.
Конечно, со временем, учёные научились очищать препараты, полученные из крови, а главное – синтезировать интерфероны искусственно. Так, в конце 80-х появились рекомбинантные («собранные» в пробирке генными модификациями) интерфероны, полностью идентичные человеческому. Дороговато, но чистенько. И, к сожалению, не у нас. Алиса, включи Фрэнка Синатру.
Оставим пока в покое интерфероны при вирусных гепатитах, ВИЧ, туберкулёзе, аутоиммунных и даже онкологических заболеваниях. «Работают» ли они при гриппе и ОРВИ? Свои собственные – однозначно, да.
И в теории (уже достаточно изученной), и в лабораторных, и в клинических условиях. «Родные» ИФН начинают вырабатываться практически сразу в ответ на вирусную атаку. В этом плане «резкие» и агрессивные респираторные вирусы очень даже интерфероногенные (способствуют этому самому), в отличие от более медленных и «хитрых» собратьев – например, герпеса, ВИЧ или гепатита С.
Теперь об интерферонах, получаемых извне. При правильных курсах и дозировках – ИФН сравнительно (с другими противовирусными) безопасны, применяются даже у детей. Не подавляют выработку собственных интерферонов, то есть свой собственный иммунитет продолжает формироваться в ходе инфекции.
Дальше наши «любимые» но. И они поклонникам -феронов вряд ли понравятся.
ИФН не действуют на сами вирусы. Только помогают собственным клеткам, стимулируя их защиту. Не вводятся системно – большая концентрация в крови интерферонов может быть опасна – спровоцировать системные воспалительные, аутоиммунные реакции.
Как пример, тот самый «цитокиновый шторм» - выброс собственных цитокинов (в том числе и интерферонов) в ответ на атаку микробов (не обязательно только вирусов) или антигенов другой природы. Гектическая лихорадка (40 и выше), падение давления, вплоть до шока, как следствие – почечная недостаточность. Про судороги, «падение» числа всех клеток крови (панцитопения), сыпь, диарею – молчу. Ситуация для организма критическая, требующая экстренного снижения воспалительной реакции организма. Отсюда эффект кортикостероидов, в частности дексаметазона, при инфекции, «которую-нельзя-называть» (а то значок в статье появится, и прочитают не только лишь все).
Так что, интерфероны (будь то альфа 2в или гамма) при гриппе вводятся только в нос (не путайте с индукторами интерферона) и в системный кровоток практически не попадают. Зато распадаются быстро – 2-4 часа, если успевают. Со слизистой «смываются» ещё быстрее. Поэтому и «капаются» часто - 5-6 раз в день.
В российских клинических рекомендациях при гриппе - уровень убедительности рекомендаций В (уровень достоверности доказательств – 3). Крайне не убедительно, товарищи, скажу вам честно.
В западных схемах лечения гриппа и ОРВИ – интерфероны отсутствуют вообще.
Торговые названия не упоминаю, откройте инструкцию (прямо в аптеке на телефоне), прежде чем покупать очередные волшебные капли-спреи для «повышения иммунитета». Готовы тратиться на плацебо, потому что «оно у меня всегда работает» - ради бога. Благо, препараты ИФН чаще всего безвредные (хотя от аллергических реакций никто не застрахован).
Пару лет назад, до появления вакцин, один «очень медийный» главврач сказал прямо в эфире, что практически приказывает своим сотрудникам перед заходом в «красную зону» капать в нос интерферон. Причём, понимая всю бесполезность этой процедуры. Дословно – «если риск заболеть при этом снизится хотя бы на 1%, то смысл в этих каплях есть». Его можно понять – пусть минимальная, но защита своих людей. Других медикаментозных барьеров(антисептики, маски и «скафандры» не в счёт) просто в тот момент не было.
Интраназальный интерферон-альфа (в виде спрея, капель, геля или мази) по-прежнему остаётся в клинических рекомендациях (версия 14, декабрь 2021) для лечения «этого самого».
Регистрационное удостоверение действительно для 34 (!) препаратов интерферона – альфа 2В. В любых формах – даже в ректальных суппозиториях. С таурином, арбидолом, антигистаминными, сосудосуживающими, местными анестетиками – «пирожки» с любой начинкой. Причём, все - российского производства. При всём патриотизме автора – явный перебор. Крупных, достоверных международных исследований, доказывающих их эффективность при гриппе – просто нет. Ни для лечения, ни для профилактики.
Будем надеяться, этот, безусловно, перспективный класс препаратов ещё дополнится и «раскроется», но вряд ли уже завтра. В наши дни испытания лекарств – вопрос многих лет и миллиардных расходов.
Не хотелось бы заканчивать статью на такой ноте. Поэтому возьмём другую - с индукторами интерферона и прочими иммуномодуляторами всё ещё хуже.
Подробности в следующей статье.
А пока, будьте здоровы!
***
Спасибо, что дочитали статью до конца.
Автор этого канала – врач с более чем тридцатилетним стажем, из них 20 – в области клинических исследований. Понравилось? Тогда поделитесь в соцсетях, лайкните и подпишитесь, впереди много занимательного и удивительного!