В нашей домашней библиотеке есть одно редкое букинистическое издание 1896 года «Очерки Русской Истории и Русской Литературы. Публичныя лекцiи, читанныя въ Америкъ» (оригинальная орфография сохранена). Книга хранилась в семье мужа. Каким образом это издание попала в их домашнюю библиотеку не известно.
Автор книги князь Сергей Михайлович Волконский по праву своего рождения и прекрасного образования мог занимать любой высокий государственный пост, но выбрал себе иное предназначение - изучать и популяризировать русскую культуру. Он занимался лекторской, педагогической и режиссёрской деятельностью. Публиковал мемуары, философские, исторические и литературоведческие труды.
Сергей Михайлович стал первым русским, совершившим в XIX веке грандиозное лекционное турне по США, где он впервые серьёзно и основательно рассказал западному миру о русской истории и литературе. Этот курс лекций и вошёл в книгу «Очерки русской истории и русской литературы».
Книга была высоко оценена соотечественниками. Русский религиозный философ В. С. Соловьёв, например, писал: "Волконский с большим успехом исполнил в Америке интересную задачу: показать Россию лицом. Это человеческое лицо американцам было малознакомо и тем более интересно".
Я долгое время не находила переиздание этой книги. Даже мои библиографические профессиональные навыки мне не помогали. И вот сейчас нашла. В 2022 году книга, наконец, вышла в издательстве Ленанд. Всем кто увлекается историей, историей литературы, преподавателям и студентам очень рекомендую её к прочтению.
О книге хотела написать кратенько. Не получилось. Библиографическая закалка мешает).
Почему кратенько? Потому, что я в этой статье хочу написать не столько о книге, сколько об одном любопытном наблюдении её автора. Это наблюдение, на мой взгляд, многое объясняет в отношениях русского и западного мира. Я не считаю его выводы о наших различиях полными. Есть ещё что добавить. И всё же хотела бы их здесь привести.
На первых страницах, а вернее в первых словах своей лекции Волконский рассуждает, почему западный мир не воспринимает Россию.
На минуточку – это 1896 год!!!
«Если проследить причины, по которым иностранцы так долго были, а во многих отношениях и теперь ещё не сведущи относительно нашей родины, то можно их свести к трём.» – пишет автор.
Первая причина, считает автор – историческая. Деятельное участие в жизни Европы Россия начала принимать совсем недавно, со времён Петра Первого. Для автора это - двести лет назад, для нас -триста. До этого, о России Европа вспоминала, только тогда, когда заключались торговые договоры или браки их государей с русскими княжнами.
«Россия жила для себя и не заботилась о Европе» - пишет князь Волконский.
Ох, может стоило так и продолжать!
Вторая причина – филологическая. Западная Европа была поделена между двумя великими семьями арийской группы: латинской и германской. Долгое их совместное сосуществование в политических и торговых отношениях сблизили эти языковые группы. Европеец, даже не зная языки другой семьи, чувствовал с ними филологическую общность.
Русский же язык, хотя и входит арийскую группу, принадлежит к славянской семье, не имеет общности ни с одним западноевропейским языком. Незнакомый и труднодоступный язык долгое время внушал европейцу таинственность и недоверие. В итоге, долгое время Россия никак не могла приобрести равенство, которое другие народы легко признавали друг за другом.
А дальше удивительные слова:
«Пока Россия не завоевала силой то, что другим принадлежало по праву рождения, её не считали принадлежащей к европейской семье.»
Третья причина непонимания России – психологическая. Автор приводит слова князя Вяземского:
«Хотите, чтобы умный человек, немец или француз, сморозил глупость – заставьте его высказать суждение о России. Это предмет, который его опьяняет и сразу помрачает его мыслительные способности.»
Как же верно подмечено!
Мы и сегодня в 21 веке, слушая их словоблудие, искренне не понимаем, в своём ли уме наши оппоненты!
Развивая эту мысль, кн. Волконский далее говорит, что иностранцы, сталкиваясь с русской культурой, вместо того, чтобы воспринять её, всегда выискивают и подмечают любые малейшие факты, которые бы подтверждали их предубеждение к России, составленное ранее.
Ничего не изменилось, господа!
И, значит, наша сила не в борьбе за их уважение, а в нашем самоуважении!
Давайте уважать нашу историю, наше понимание мироустройства и нашу борьбу за существование русского мира.