Наконец-то, и мне довелось посмотреть фильм "Угрюм-река" по одноимённому роману Вячеслава Шишкова. Посмотрела сразу все 4 серии подряд - настолько фильм затягивает. Но вот после просмотра у меня возникло несколько вопросов - очень уж много недосказанности - поэтому я решила прочитать книгу. И сразу всё встало на свои места, стало ясно, что откуда взялось - оказывается, даже в таких шедеврах многое пропускают и упускают. Но расскажу по порядку о том, чего мне в фильме не хватило, и что, будь я сценаристом и режиссёром, непременно включила бы в него, даже если бы при этом пришлось снимать на шесть серий больше.
На сполье, где город упирался в перелесок, стоял покосившийся одноэтажный дом. На крыше вывеска:
СТОЙ, ЦРУЛНА, СТРЫЖОМ, БРЭИМ ПЕРВЫ ЗОРТ
Сразу становится ясно, откуда у Громовых в услужении взялся Ибрагим - в фильме это осталось за кадром.
Драматический сюжет периодически разбавляется непревзойдённым юмором:
– Я его тихонько... перочинным ножичком, маленьким, – оправдывался Прохор.
– Дурак! Кынжал надо... Вот, на!.. – Горец сорвал со стены в богатой оправе кинжал и подал Прохору. – Подарка!
***
– Кто ж письмо с кашей жрет?! Тоже, жрица какая, подумаешь, нашлась! Ведь надо допустить, что каша-то не в башку тебе полезет; сама удивительно прекрасно понимаешь, куда.
А элемент мистики завораживает и придаёт движения:
– А с Антиповым плесом дело было так. Значит, стояло зимовьё – вот ужо мимо поплывем, – в зимнее время туда ямщики завертывают греться да чайку попить. И жил там старик Антип, а невдалеке от зимовья похоронена тунгуска, раскрасавица девка, шаманством занималась, волховством. Вот она вставала по ночам из своей могилы и пошаливала по тайге, очень всех пугала...
Проводник Прохора и Ибрагима на Угрюм-реке сам верит в то, что говорит.
В щель колоды свисал плетью черный жгут.
– Это ее коса... Шаманки-то...
Эти эпизоды включены в фильм совершенно без изменений. Хотя, слово "суккуб" не употребляется атвором, но всё указывает на то, что Синильга - шаманка - является именно этим существом.
А теперь о том, чего мне в фильме не хватило.
Во-первых, отношения Ибрагима и кухарки Варвары там совершенно не обозначены, а эта линия даёт возможность лучше понять характер черкеса.
Во-вторых, в фильме совершенно не упоминается Джульбо - а ведь эпизод, в котором она передаёт Нине белок, шкуры и золотую монету для Прохора в уплату за то, что "шибко сладко целовал", наглядно показывает, что явилось одной из причин противостояния Нины и Прохора и изменения её мышления в целом.
В-третьих, факт знакомства Прохора и графини Замойской сведён к короткому эпизоду в последней серии, а ведь они познакомились ещё до свадьбы Прохора и Нины.
В-четвёртых, о детях Прохора в фильме нет никаких упоминаний - а у него их к концу романа почти трое, и первый - от тунгусски Джагады, сестры Джульбо.
В-пятых, остросюжетная сцена в тайге, где Ибрагим поймал Прохора и запугал его, заставив поверить, что того сейчас привяжут меж пригнутых к земле елей, а затем дадут им распрямиться.
А ещё важной мне кажется встреча Прохора и брата Шапошникова, которая "помогла" привести события туда, куда они привели Прохора - на самый верх башни.
Возможно, будь в 1969-м году подходящие технические возможности, эти немаловажные сцены были бы включены в фильм. Но раз их там нет - скажем спасибо за возможность прочитать прекрасный роман Вячеслава Шишкова.
И, кстати, на протяжении всего произведения в нём присутствуют знаки в пространстве. А ведь роман писался в то время, когда о нумерологии в России даже не слыхали.
#угрюм-река