Преемник – передача власти от действующего руководителя выбранному им сменщику. С 1991 года в странах региона данный сценарий был реализован три раза в Армении в 2008 году, в Киргизии в 2017 году и казахстанский транзит, запущенный в 2019 году. При этом только один из них, в Армении, может считаться завершенным и относительно успешным.
В 2008 году в Армении заканчивался второй и последний президентский срок Роберта Кочаряна, который находился у власти с 1998 года. Преемником был выбран Серж Саргсян, который успел поработать главой МВД, МНБ, руководителем администрации президента, главой министерства обороны Армении, а с апреля 2007 года была назначен премьер-министром страны. Выборы он выиграл уже в первом туре, но оппозиция не признала его победу, что привело к серьезным акциям протеста. Попытка революционного сценария в итоге провалилась, а действующей власти удалось переиграть оппозицию. С точки зрения преемственности курса, он был сохранен, не было пересмотра ни внешнеполитических, ни внутриполитических приоритетов развития Армении.
По другому проходила реализация сценария преемник в Киргизии. В 2017 году заканчивался первый и единственный, согласно новой версии конституции, президентский срок Алмазбека Атамбаева. Он решил не менять основной закон, а содействовать избранию преемника. В качестве своего сменщика киргизский президент выбрал действующего премьер-министра, южанина Сооронбая Жээнбекова. Атамбаеву, несмотря на стартовый рейтинг доверия Жээнбекова на уровне 3% за счет агрессивной агитационной кампании удалось добиться победы своего ставленника с результатом 56% голосов. После победы Жээнбекова задумка Атамбаева сохранить за собой серьезное неформальное влияние начала давать сбои. Между Атамбаевым и его протеже начались сначала трения, а затем публичные конфликты, которые в конечном итоге привели к полноценному противостоянию, закончившемуся лишением конституционной неприкосновенности Атамбаева и его силовым арестом и осуждением на 11 лет. Устранив Атамбаева, как своего оппонента Жээнбеков начал консолидацию власти в своих руках, причем он в основном опирался в своей политике на южные кланы, что в привело к нарушению регионального баланса, как результат в ноябре 2020 года он был свергнут в результате третьей революции в республике.
Занимательная тразитология. Преемник часть вторая. В соседнем Казахстане до 2019 года власть не менялась, начиная с момента обретения независимости в 1991 году, а единственным главой государства был Нурсултан Абишевич Назарбаев. Опытный партийный лидер после получения независимости Казахстана сумел перестроить политическую систему республики таким образом, что при наличии видимых демократических атрибутов и черт рыночной экономики она сохранила суперпрезидентский характер, при котором главным актором и модератором политических процессов оставался глава государства. Имея высокую электоральную поддержку, Назарбаев еще в 2007 году за счет конституционной реформы получил право неограниченного выдвижения своей кандидатуры на президентских выборах, тем самым создав условия для своего пожизненного пребывания у власти. Но в 2019 году Назарбаев решает все же запустить сценарий преемник, сохранив за собой ряд ключевых постов в руководстве страны, включая такие ключевые как глава Совета Безопасности и лидера главной партии «Нур Отан». В качестве своего преемника первый президент выдвинут опытного дипломата, спикера верхней палаты парламента Касым-Жомарта Токаева.
До январских событий 2022 года реализация сценария шла по плану, Назарбаев и его семья сохраняли серьезное влияние на ситуацию в стране, Токаев же будучи главой государства был вынужден лавировать и искать возможности и ресурсы для продвижения своих инициатив. В условиях серьезнейшего кризиса, вызванного народными протестами из-за повышения цен на автомобильный газ, команда Токаева не только сумела выстоять и стабилизировать ситуацию в стране, но и полностью перехватить власть в стране, вытеснив Назарбаева, членов его семьи и ближайших соратников с ключевых постов в государстве. Таким образом, из трех запущенных в Центральной Азии и Южном Кавказе сценариев преемник, только один не привел к кардинальному пересмотру договоренностей между членами транзита.