Кто такие современные дети?
Самый распространённый ответ: наше будущее. В это будущее каждый родитель стремится заложить часть себя так, как считает нужным и разрешает другим, учителям, сделать то же.
Что же делает сейчас современный учитель?
Хотелось бы сказать, что разрабатывает программы, старается провести урок как можно интереснее, совершенствует своё мастерство. Но... этого уже давно нет.
Сейчас существуют так называемые программные модули, сформированные в цифровой среде экспертами в образовании. Этот продукт считается плодом работы n-множества одарённых учителей, чьи идеи были зафиксированы на электронных платформах, а потом обезличены в программной структуре. Данная структура представляет собой последовательность уроков, к которой обычный учитель, по большому счёту, не имеет никакого отношения. Ему больше не надо разрабатывать уроки.
Как же проходит урок?
В представлении родителей это учебник и тетрадь на столе, ручка, карандаш, которые достают из пенала, задания, которые делают на доске и самостоятельно в тетради, устные ответы.
В реальности перед учеником пустая поверхность парты. Учебника нет: он не нужен или его не заказала школа. Тетрадь – универсальная, для всех уроков: того, сего немного, по чуть-чуть. Ручку, чаще всего, спрашивают прямо на уроке у учеников, а когда терпят неудачу, то выжидательно застывают со смартфоном в руках, пока учитель не поинтересуется о причине стазиса. Тогда его ставят перед фактом: нет и ждут, когда тот по доброте душевной (или по обязанности в их понимании) выдаст ручку да ещё заботливо продиктует то, что другие уже давно написали. Если пишут на листке, то учитель должен быть уверен, что мусорное ведро стоит на своём месте, потому что данный листочек в конце урока отправится прямиком туда. Нет необходимости осознавать написанное, это ученику не нужно. Также нет необходимости сказать «спасибо» за ручку в конце урока и совсем необязательно возвращать её. Это ведь как одноразовая зубная щётка в гостинице. А учитель очень похож на обслугу: постоянно детоориентирован, стремится «войти в положение», помочь догнать, «посадив на собственные плечи».
А самое главное, учитель не должен давать скучать. Каждый урок должен проходить легко и весело, чтобы гримаса умственной работы не искажала миловидное детское личико. Оно должно быть всегда беззаботным и счастливым, потому что заботы – не их дело. А если они чего-то не знают, или не помнят, то это тоже не их проблемы. Их просто не научили. Так, как они хотели. А учитель просто не знает, как сделать так. Когда хотят учиться, но не хотят. Но скажем по секрету, что некоторые учителя додумались. Они тоже стали счастливыми и беззаботными как дети. Каждый урок проходит без учебников, тетрадей, домашних заданий, в играх, под радостные возгласы и смех.
Администрация школы называет это смелым экспериментом и обещает, что на следующий год таких классов станет несколько. Когда там складывают 4+3 и получают восемь, то все просто смеются и быстро об этом забывают, потому что помнить об этом совсем не обязательно. Нужно помнить о том, какой мир игры ты создал.
Этот мир притягивает как магнит внимание детей. Игра полностью захватывает ребёнка и он чувствует себя настоящим героем, которого пока ещё не разглядели в настоящем мире. Но это непременно случится. А пока надо совершать подвиги в виртуальном мире, быть там самым лучшим.
Каждый мир игры – это сложный комплекс алгоритмов, которые, зачастую, вызывают друг друга, имитируя логические следствия, характерные для эвристического мышления. Такой вид мышления характерен как для детей, так и для взрослых, когда они познают окружающий мир, определяют ранее неизвестные концепты в нём. Но алгоритм – это не мышление. Это комплекс команд, приводящих Исполнителя к определённому результату. И этот результат теперь важен для ребёнка. Теперь он заменил результат обучения, который скучен, неинтересен и никому не нужен. Так же, как становится не нужен Окружающий их Мир…
Есть, правда, учителя, которые пробуют учить.
Но их упрекают в том, что используют старые методы: учебники, опросы, домашние задания. По поводу последних просто настоятельно советуют не увлекаться, излишне не нагружать ребёнка. А если учитель пробует выяснить, почему ребёнка не было, скажем, весь триместр, то ему снисходительно поясняют, что это не повод считать ребёнка неуспевающим. Даже, если нет внятного объяснения об отсутствии. Наоборот, когда такой ребёнок наконец соизволит прийти в школу, учитель должен приложить максимум усилий, чтобы ребёнок не потерял внезапно возникшей мотивации учиться, дать серию заданий и затем проверить их в свободное от работы время.
Ну и конечно же учитель должен быть родителеориентирован.
Например, для того, что часов в 18.00 а лучше 20.00 появиться на педсовете по поводу непонимания Петей Ивановым, почему он не может учиться лучше, не пропускать уроки, не грубить учителям и т.д. Отечески ласково учитель должен пожурить ученика в присутствии родителей после их тяжёлого рабочего дня и пообещать, что теперь-то будут приложены все усилия, чтобы пробудить спящие способности ученика. Несомненно, что после такого педсовета родители должны обрести уверенность, что их ребёнок – действительно непризнанный гений, на которого, наконец, все обратили внимание. И понять, что не зря они пришли в ЭТУ школу вечером, когда их ждал удобный диван и чашечка кофе под мурлыкающий телевизор, который, в некоторой мере, постарались заменить учителя и особенно заведующий учебной частью. График сдачи задолженностей, оказавшийся в сумочке у мамы, в тот же вечер будет выброшен в мусорное ведро как очередное недоразумение, которое легко рассеялось само собой. Конечно же, виноватой оказалась школа, а именно ЭТОТ учитель, который до сих пор не сумел научить! Об этом будет думать мама, с обожанием поглядывая на своего сына, режущегося в очередную компьютерную игру. А папа в очередной раз будет задавать риторический вопрос: «Куда же мы платим деньги?», имея ввиду себя как добросовестного налогоплательщика.