Моя первая кассетная дека. SONY TC-186SD
Вот очередная заметка про кассетные магнитофоны и деки. На самом деле, эта заметка, наверное, должна быть первой, так TC-186SD - мой первый магнитофон относительно высокого класса.
Дело было в далеком 81-м году. Я тогда был студентом, учился на втором курсе института. Конечно, деку эту покупали родители, не по моей стипендии такая покупка. Но пользовался этой декой практически только я.
Как известно, в то время покупка подобного аппарата была событием неординарным, стоимость была от 1500 рублей, а тысяча рублей в начале 80-х — это была не просто сумма, а СУММА.
Так вот обошлось это чудо техники в 1800 рублей, в комиссионном, (тогда это был основной источник подобной техники и расходников,в смысле кассет) сумма очень внушительная.
Если кто помнит, в Москве было 2 или 3 основных точки, где тусовались разные перекупщики-барыги. Это комиссионный на садовом кольце, около планетария (по-моему), на Комсомольском проспекте и, кажется, где то в Измайлово. На самом деле их, конечно, было больше, но мне как то запомнились именно эти.
Народу там всегда было много, многие просто ходили посмотреть. Кто то что то покупал.
Первоначально мы с отцом «запали» на Sony TC-152 или 153.
Это вот такая машинка:
Фото не мое, нашел в интернете.
Мне известно по крайней мере 3 таких модели. TC-152, 153, 158.
152 и 153 — одна и та же модель, различаются только цветом передней панели (у 153 — она темная).
Модель 158 выглядит более внушительно:
Это фото уже мое, в моем «заповеднике» такой обитатель есть, как и TC152. Но это уже будет другая история.
Но получилось по-другому. Когда мы приехали с деньгами, того магнитофончика уже не было, кто т его купил. Не судьба.
Через некоторое время появилась вот та самая фронтальная дека TC-186SD. Ее и купили.
До этого у меня была «Электроника 302». А тут SONY. Хай-Фай.
По тому времени это был действительно очень хороший аппарат. Модель примерно 78 года. Не винтаж, на то время.
Это сейчас древность и музейный экспонат, а тогда, на фоне «Вильм» и «Тоник» третьего класса это было серьезно.
Кроме того, марка Sony была, что называется, самая узнаваемая, как говорится, «на слуху», своего рода это был символ японской техники вообще. Марку Akai знали в основном продвинутые любители аудио, марку Nakamichi – еще меньше. А шильдик SONY часто мелькал в разного рода кинопродукции.
Технические характеристики TC-186SD по тем временам очень неплохие:
Диапазон частот;
Лента типа 1 30 — 14000 Гц
Лента типа 2 30 — 15000 Гц
Лента типа 3 30 — 16000 Гц
ЛПМ одномоторный, с одним тонвалом и маховиком, двигатель традиционно для Sony c механизмом сервоконтроля, FG Servo. Это дополнительная обмотка — датчик скорости вращения, включенная в цепь регулирования стабилизатора вращения двигателя.
Головки F&F, феррит — феррит. Иногда, чтобы придать важности, «спецы» называли это двойным ферритом. На самом деле все гораздо проще. ЛПМ имеет 2 головки, одна стирающая, вторая — универсальная. Стирающие, насколько я знаю, всегда ферритовые, это первая F, а универсальная может быть как ферритовой — так и нет. В данном случае универсальная головка тоже ферритовая. Это вторая F. Получается F&F.
Когда стали ставить сендастовые головки — появилось название S&F (одна сендаст, другая по-прежнему феррит).
На всякий случай, кто то знает, кто то — нет. Сендаст — это сплав из железа, примерно 85%, алюминия и кремния (остальное).
Возвращаемся к самой деке TC-186SD. Для записи/воспроизведения имеются 2 головки, обе ферритовые. Стирающая, как у всех, и универсальная. Вот такая.
Это фото головки из другого магнитофона (TC-158), потом будет отдельная статья. А в TC-186 установлена точно такая же головка с таким же креплением.
Функционально TC186SD — обычная дека с механическим управлением, двухголовочная, одномоторная, смеется расширенная система шумопонижения Dolby B / Dolby FM (для него на задней панели есть отдельные регуляторы), ограничитель уровня записи (limiter), полный механический автостоп (как он работает — я так и не понял, но работает, но срабатывает очень четко и надежно), переключатель типа ленты, как обычно, отдельно ток записи/подмагничивания и частотная коррекция при воспроизведении.
Дека работает с лентами типа 1, 2 и 3. Ленты типа 4 тогда, видимо, были в процессе разработки.
Из фото видно, что переключатель BIAS (ток подмагничивания) имеет 3 положения, Low, Norm, High.
Первые два положения (Low и Norm) предназначены для работы с лентами типа 1. Объясняется это тем, что ранние ленты и более поздние ленты одного и того же типа 1 требовали немного разный ток подмагничивания.
Ранние ленты (например Basf LH, Fuji FL и много других) были рассчитаны на несколько меньший ток подмагничивания, чем утвердившиеся позже в качестве стандарта феррокобальтовые ленты того же типа 1. Со временем они стали стандартом и режим записи в более поздних моделях выставлялся на заводах уже для более современных лент.
В инструкции пользования, приложенной к деке был целый список, какое для каких кассет устанавливать положение BIAS.
Нижнее положение переключателя BIAS (High) — для записи лент типа 2, хром и псевдохром.
Кассеты типа 3 (ферри-хром) записываются как тип 1 (normal), а слушаются как тип 2, положение переключателя частотной коррекции (EQ) в положении Fe-Cr и CrO2 подключает одну и ту же RC цепочку.
Как то я пробовал делать записи с Dolby FM. В результате сильнее поднимаются верхние частоты, регулятор уровня записи на передней панели не работает, а уровень записи надо выставлять двумя подстроечниками на задней панели.
Мне известны, по крайне мере, три варианта исполнения TC-186SD. Видимо, это связано с регионами, где продавали эту модель.
Первый вариант, дека сама по себе, просто с металлическим кожухом, как на первом фото.
Второй вариант — с накладными боковыми деревянными панелями.
Третий вариант — наличие второго внешнего деревянного корпуса (не ДСП). У нас появилась именно такая.
Металлический кожух при этом никуда не девается, внешний деревянный корпус можно снять, дека станет существенно компактнее. На температурный режим второй корпус никак не влияет, свободного места внутри много, а греться там нечему. Это вам не Dual 844.
Ни каких особых проблем с этой декой не было, хотя работала она очень много. По несколько часов в день пока примерно в 97 году я не купил новую деку Technics AZ7. Но это уже другая история.
Работала эта дека много, долго, в абсолютно рабочем состоянии и сейчас.
Первоначально аудиосистема состояла из электрофона Аллегро 002 с олимпийскими колонками 35АС1. По тому времени (начало 80-х) это было довольно прилично.
Потом, примерно в 86-м я купил (уже сам, на свою зарплату молодого специалиста), как сейчас помню, в ГУМе, усилитель Феникс.
Вот такой
Это фото не мое, нашел в интернете.
Одно время эти усилители были в продаже, причем еще иногда в комплекте с эквалайзером, иногда усилитель и эквалайзер продавались по отдельности. На эквалайзер денег было жалко, у молодого специалиста то. А когда я «созрел» на эквалайзер — их в продаже уже не было.
Но об этом усилителе у меня воспоминания очень хорошие. Даже иногда жалею, что продал его. Примерно в то же время в компанию прибавилась вертушка Электроника 017, которая работает и сейчас.
Потом, наверное в 91-92 году я поменял усилитель на Корвет 068, колонки по-прежнему оставались 35АС1, а уже в начале 2000-х Корвет с 35АС1 отправились к новым хозяевам, а у меня появилась Yamaha с полочной акустикой Mission. А дека SONY TC-186SD работала по-прежнему, но использовалась уже менее интенсивно.
Первая неисправность, с которой мы столкнулись в 80-х — это двигатель. Как любое механическое устройство, он требует периодической смазки, особенно в условиях интенсивного использования, как у меня.
Кто помнит это время, наверное слышали разного рода байки про абсолютную надежность вечной японской техники. А тут такой прямо шок, оказывается и такая техника может сломаться.
Сам в то время в принципе мог при необходимости починить свою «Электронику 302», но лезть в настоящий японский аппарат самому было страшно. Пришел специалист (по рекомендации соседа), разобрал и смазал двигатель. И чудо произошло аппарат снова заработал.
Впоследствии эту процедуру я проводил несколько раз сам, еще менял пассики.
Еще уязвимое место — это длинный механический переключатель запись-воспроизведения на плате. Их там два, на каждый канал свой. Со временем контакты изнашиваются, окисляются и то в одном, то в другом канале начинается самовозбуждение или не включается корректно режим записи.
Полностью решить эту проблему можно только одним способом, поменять переключатели.
Временное решение — это чистка контактов. Использование жидкостей дает кратковременный эффект, так как переключатель довольно длинный и не во все контактные группы попадает достаточно жидкости. Более надежный способ — это выпаять, разобрать и почистить контакты мягким ластиком. Но эффект все равно временный, так как сами контакты по мере износа начинают окисляться несколько более активно.
Ну , конечно, сам моторчик. Это щеточный двигатель постоянного тока с дополнительной обмоткой обратной связи и установленный в специальном металлическом экране в виде стакана с крышкой.
Я уже говорил, что дека работала очень много. Двигатель я неоднократно снимал, разбирал, чистил и смазывал, но время есть время, коллектор подвыработался, щетки тоже сильно износились, большую часть своего ресурса выработали.
На фото желтые стрелки указывают на щетки и на коллектор, а красная — на обмотку обратной связи. Видно, что щеткам осталось немного. Правда, есть и хорошая новость.
Некоторое время назад я купил на ebay ЛПМ всборе от другой модели, TC209, он практически такой же. Когда придет время можно будет просто поставить новый двигатель. Одну деталь (фрикционный ролик перемотки) недавно пришлось поменять.
На фото видно, что обратная перемотка осуществляется при помощи ролика, на который указывает желтая стрелка. Именно его и пришлось поменять. Для подмотки используется другой фрикционный ролик. На него указывает оранжевая стрелка. В ЛПМ от Sony такая конструкция, видимо, традиционна.
Перемотка вперед и подмотка пока работают вполне нормально.
Еще недавно я собрался и немного подрегулировал настройки индикаторов уровня записи. Это был небольшой «баг» с самого начала, чтобы получить одинаковый уровень при воспроизведении приходилось уровень на одном канале делать чуть больше. Соответствующие потенциометры помечены на печатной плате, а доступ к ним со стороны печатных проводников очень удобный. Теперь все нормально.
Насчет звука. Качество записи и воспроизведения для того времени вполне нормальные. Как говорится получше одних, похуже других. Похожие модели выпускались и раньше, например настольная (с верхней загрузкой) дека TC-136SD. Я ее упоминаю только потому, что у знакомых была такая и я периодически этой моделью пользовался. На самом деле TC-186 сама стала продолжением семейства настольных дек (о знаменитой TC-177 речь, конечно не идет).
Единственно, что не очень удобно, выход на наушники не имеет регулировки громкости. В более поздних моделях такой регулятор появился.
Кроме того в Европе такая модель продавалась пом маркой Wega. Периодически на аукционах она встречается.
Несмотря на простоту и отсутствие каких то «фишек», мне эта дека очень дорога и периодически буду слушать и/или даже что то записывать.
Ну и как обычно, небольшое видео работы деки.