Прошло 26 лет...
1790 год
Екатерина II начала стареть. Хоть осмотр живописной коллекции был привилегией избранных, императрицу стало раздражать, что по её личным покоям всё время ходят-бродят люди, желающие посетить залы Эрмитажа. Удалённые апартаменты утратили своё значение быть уединённым местом отшельника.
Быстренько создали галерею-перемычку с Зимним дворцом, названную "Аполлонов зал". Теперь гости музея проходили через помещения, минуя императорские покои.
1795 год
Кваренги возвёл новый Тронный (Георгиевский) зал, а старый переделали в несколько комнат. Внук Екатерины II к тому времени вырос, возмужал, женился и поселился в этих апартаментах с молодой женой.
1826 год
По проекту Карла Росси перед Георгиевским залом возвели Военную галерею, стены которой украсили полотна с портретами героев войны 1812 года. Портреты поручили написать английскому художнику Джорджу Доу, которому потребовалось на 330 полотен десять лет.
1830 год
Огюст Монферран оформил в восточном корпусе дворца три зала - Фельдмаршальский, Петровский и Гербовый.
1837 год
"Эрмитаж был спасён благодаря спокойствию императора",
- так записала в своём дневнике графиня Долли Фикельмон
спустя два дня после страшного пожара.
Действительно чёткие указания Николая I и быстрое их исполнение помогло по максимуму уберечь остальные шесть зданий Эрмитажа.
Первым делом были замурованы дверные проёмы, соединяющие полыхающие интерьеры с помещениями соседних строений. Это позволило выиграть время и не дать огню распространиться дальше,
покуда к месту пожара прибывали поднятые по тревоге пожарные части
и гвардейские полки.
Пока пожарные вели борьбу с огнём, солдаты спасали документы и вещи императорской семьи, а также картины, скульптуры, мебель, люстры, часы и другие ценности. Всё складывали вокруг Александрийской колонны,
а также на площади между Зимним дворцом и Адмиралтейством.
Среди огромной толпы зевак находился писатель Александр Башуцкий, который позже написал:
"Мы видели в выбитые окна, как огонь победителем ходил
на пустынном просторе, освещая широкие переходы: он то колол
и обваливал мраморные колонны, то дерзко зачернял драгоценную позолоту, то сливал в безобразные груды хрустальные и бронзовые люстры художественной работы, то обрывал со стен роскошные парчи и штофы…"
Через 30 часов, когда огонь удалось усмирить, вокруг царского добра, огромной кучей сваленного на снегу Дворцовой площади, поставили караул. Надо отдать должное - народ так проникся горем императорской семьи, что ни одного случая мародёрства замечено не было.
Причина пожара установили в кратчайшие сроки. Виною тому явился незаделанный отдушник при последней перестройке Фельдмаршальской залы, через который огонь из камина от сквозняка полыхнул на деревянные доски хоров. Вот что значит - строить, перестраивать, перестраивать перестроенное, переперестраивать переперестроенное. Впредь наука!
1838 год
Восстановление здания после пожара началось с первых чисел января. Была создана специальная комиссия под руководством Светлейшего князя Петра Волконского. И для начала князь потребовал от хранителя галереи Эрмитажа "все картины, писанные по временам, с изображением разных комнат Зимнего дворца".
Отделка внутренних помещений шла непрерывно. А чтобы штукатурка лучше сохла, температуру в комнатах доводили до +30. Рабочие надевали на голову шапки со льдом, чтобы с ними не случилось теплового удара.
Не всем интерьерам вернули первоначальный вид. Что-то заново перестроили. Так во дворце появились Готическая гостиная и Помпейская галерея, которых до пожара не было.
Дворец после страшного пожара был восстановлен в рекордные сроки - 15 месяцев самоотверженного труда 6000 человек.
"Возобновление дворца есть учебная книга для будущих архитекторов и истинный подвиг для совершивших оное",
- напишет позже один из современников.
1839 год
Апрель - Зимний дворец был окончательно приведён в порядок, отремонтирован, а интерьеры блистали изяществом и роскошью.
Ноябрь - царская семья вновь заселилась в апартаменты дворца.
Декабрь - интерьеры дворца осветили.
* * *
Все эти годы, все десятилетия уникальное собрание Эрмитажа пополнялось. Иногда скупались целые коллекции, принадлежавшие знатным особам Европы. Так, например, после смерти Жозефины Богарне была выкуплена вся галерея дворца Мальмезон - бывшей усадьбы Наполеона и его возлюбленной.
Стало ясно, пришло время, чтобы залы "Отшельника" распахнули наконец свои двери для всех желающих - для знатоков искусства, почитателей прекрасного и просто интересующихся.
И этот день наступил
17 февраля 1852 года
Ровно 170 лет назад состоялось открытие Общедоступного Императорского музеума.
К этому мероприятию готовились задолго. Был разослан 481 пригласительный билет. Дамы тут же бросились заказывать новые наряды. От них не отставали и мужчины. Всем хотелось блеснуть
в тот знаменательный день.
Торжественный вечер начался в 19.00 в Эрмитажном театре.
Гости насладились оперой-буфф Доницетти "Дон Паскуале"
и балетом "Катарина, дочь разбойника" на музыку Цезаря Пуни.
Не смогла найти отрывок из "Катарины", но предлагаю посмотреть
па-де-де из балета "Эсмеральда" в исполнении Ульяны Лопаткиной, чтобы вы могли оценить музыку выше названного композитора из Италии.
Представление на сцене Эрмитажного театра закончилось к полуночи,
и все гости, не торопясь, направились в сторону Нового Эрмитажа, освещённого тысячью свечей. Там их ждала богатейшая экспозиция.
Стены украшали полотна величайших художников прошлого, стояли скульптуры, а в витринах находились экзотические безделушки и ювелирные украшения, созданные руками талантливых мастеров.
В залах картин итальянской и испанской школ для приглашённых были накрыты столы.
* * *
Второй раз Эрмитаж открыл свои двери в 1919 году уже при новой власти. Все желающие смогли посмотреть тогда выставку произведений живописи из оставшихся в Петрограде картин, а также экспозицию "Заупокойный культ Древнего Египта". Видимо, эта часть древней истории была наиболее интересна гражданам новой республики😜
Статьи, которые вам обязательно понравятся👇
#история россии #музеи петербурга #санкт-петербург #государственный эрмитаж #прогулки по городу #интересные факты