Эти слова, которые были написаны 166 лет назад выдающимся дипломатом, государственным канцлером и светлейшим князем Александром Михайловичем Горчаковым и которые актуальны и сейчас, вспомнились мне у его мoгилы, находящейся в некрoполе Троице-Сергиевой Приморской пустыни.
Конечно, подробные данные о похороненных в монастыре всегда можно найти в Википедии и энциклопедиях. Но сегодня мне хотелось бы поделиться с вами не совсем обычными сведениями об Александре Михайловиче Горчакова.
Казалось бы, что необыкновенного можно найти в жизни представителя такой сухой, строгой, "вышколенной" профессии? Но признайтесь, много ли вы знаете дипломатов, которым, в разные периоды жизни, посвящали целые циклы стихов два великих русских поэта?! В отрочестве, в ранней юности - это Пушкин, его "однокашник" по Царскосельскому лицею, восхищавшийся всем в этом мальчике - его симпатичной внешностью, блестящими способностями, прекрасными успехами в учёбе, да и,что греха таить, - громким титулом князя-рюриковича (ведь мы знаем, как Пушкин ценил знатность, как дорожил собственным 600-летним дворянством).
Его ранние #стихи дышат этим юношеским увлечением и грустью о неизбежном расставании по окончании Лицея:
Тебе рукой Фортуны своенравной
Указан путь и счастливый и славный,
- Моя стезя печальна и темна;
И нежная краса тебе дана,
И нравиться блестящий дар природы,
И быстрый ум, и верный, милый нрав;
Ты сотворен для сладостной свободы,
Для радости, для славы, для забав.
Князю А.М. Горчакову
Но #Пушкин не был бы Пушкиным, если бы не разглядел за обманчиво гордой и сдержанной внешностью этого юноши тёплую душу, тот самый "верный, милый нрав". Он проявился особенно во время михайловской ссылки поэта. Узнав случайно, что заболевший #Горчаков, тогда уже молодой #дипломат, гостит у родственников в той же Псковской губернии, он мчится к лицейскому другу. Эта встреча нашла своё отражение в его знаменитом стихотворении "19 октября"(1825 года):
Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Всё тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.
Правда, в молодые годы служебная деятельность Горчакова складывалась не так уж ровно, как с завистью думал Пушкин, в ней были взлёты и падения.
Но тут я хотела бы рассказать об одном случае, о котором пишет только один мемуарист, зато человек, которому исследователи верят беспрекословно, поскольку никто другой не был настолько информирован о жизни ссыльных декабристов, как он. Это младший сын И.Д. Якушкина, Евгений, который даже не помнил отца, потому что в момент его aреста был новорождённым. Но мать воспитала сыновей в таком глубоком уважении к отцу и его делу, что закончив Московский университет, молодой человек сумел устроиться на службу, подразумевавшую командировки в Сибирь, где, уже на поселении, познакомился с отцом и стал самым близким другом и настоящим доверенным лицом всех декабристов, живших тогда в Ялуторовске и Тобольске. Только ему мог доверить Иван Иванович Пущин свою великую тайну, а он, в свою очередь, опубликовал эту поразительную историю уже в начале ХХ века, почти через 20 лет после смерти Горчакова, зная, что она уже не сможет ему повредить.
Общеизвестно, что декабристы предлагали Горчакову вступить в тайное общество, но он сразу отказался, просто ответив, что считает - доброе дело нельзя достичь путём загoвора. Но рано утром 15 декабря 1825 года, после разгрома восстания декабристов, он приехал на квартиру Пущина - привёз ему заграничный паспорт и уговаривал срочно ехать в порт, где к отплытию был готов корабль, отправлявшийся заграницу. Видимо, в момент опасности для друга, этот сдержанный человек забыл обо всём - о своей карьере, свободе, самой жизни. Но Пущин в благородстве не уступал Горчакову - он отказался, говоря, что разделит судьбу своих товарищей, какой бы она не была. За долгие годы его сcылки Горчаков сумел сделать блестящую карьеру, и когда на престол взошёл император Александр II, который его очень уважал и мнением его дорожил, был назначен министром иностранных дел и государственным канцлером.
Вскоре после своего назначения министром в 1856 году он направил российским дипломатическим представителям в других странах циркулярную депешу, в которой были изложены основы внешней политики России на ближайшее время. И именно одна из фраз этой депеши стала знаменитой: "Говорят, Россия сердится. Нет, Россия не сердится, она сосредотачивается".
Для страны это было очень непростое время. Только что разгромом закончилась Крымская #война, и #Россия вынуждена была подписать позорный Парижский трактат, по которому лишалась возможности иметь военный #флот на Чёрном море, теряла Бессарабию и лишалась права покровительства Дунайским княжествам и Сербии.
Но, вы когда-нибудь задумывались, - ладно, этот #договор был, видимо, действительно, очень тяжёлым - ну а дальше-то что? А ...ничего. То есть - совершенно ничего. Эти кабальные условия России удалось опротестовать не сразу, через долгие 15 лет. За это время страна не ввязывалась ни в какие вoйны, отдалялась от участия в европейской политике.
И вот решительный момент наступил. Франция и Англия в 1871 году вели очередную вoйну и были заняты насущными делами, Германия одна не посмела поднять голос, и Горчаков посоветовал царю: "Пора!". Александр II заявил, что Россия больше не признаёт условий Парижского трактата. И поплыли по Чёрному морю российские вoенные #корабли, были возвращены утраченные #территории. За это Горчакову был присвоен высший дворянский титул - светлейшего князя.
А другой крупный русский дипломат и ещё один великий поэт - Ф.И. Тютчев, как никто понимавший роль своего старшего товарища в этом торжестве России, обратился к нему с восторженным циклом из четырёх стихотворений.
Да, вы сдержали ваше слово:
Не двинув пушки, ни рубля,
В права свои вступает снова Родная русская земля...
А.М. Горчаков прожил долгую, 85-летнюю жизнь. Когда А.С. Пушкин писал "19 октября", он не предполагал, конечно, что в нём Горчакову окажется посвященным не один, а целых два отрывка - ещё и грустные строки финала этого стихотворения:
...Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему:
Кому ж из нас под старость день лицея Торжествовать придется одному?
Да, последним лицеистом первого выпуска оказался именно Светлейший князь Александр Михайлович Горчаков...
Он был похoронен в Пустыни, рядом с женой и младшим сыном.
В 1998 году, к 200-летию великого дипломата, их мoгила была найдена и отмечена новым памятником.
Текст статьи написан Ириной Леонидовной Ильичёвой.
Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" и читайте ещё:
- Загадочная могила на трамвайном кольце