Найти тему
Жорик – историк

Русский Рэмбо с топором наперевес. Как красноармеец Овчаренко в одиночку взвод фашистов уничтожил

Эта история кажется настолько неправдоподобной, что после ее прочтения закрадывается подозрение, что всё это чистые выдумки из разряда фронтовых побасёнок. Ну не могло такое быть на самом деле, ну ведь бред же! Однако существуют сухие строчки наградного представления к присвоению Дмитрию Овчаренко звания Героя Советского Союза за то что в начале войны он при помощи топора и гранат сумел убить 23 фашиста. Один! Топором! И это был вовсе не спецназовец и даже не кадровый военный, а всего лишь обычный молодой парень родом из села Овчарово Харьковской области.

С фотографии с легкой полу-улыбкой на нас смотрит круглолицый парень в застегнутой под самый подбородок рубашке. Сохранилась единственная фотография Дмитрия Овчаренко, молодого деревенского плотника, которого на Западе прозвали русским Рэмбо.

Рядовой Дмитрий Овчаренко/ © РИА Новости
Рядовой Дмитрий Овчаренко/ © РИА Новости

Митьку Овчаренко призвали в армию еще до войны. Был новобранец самым обыкновенным деревенским хлопцем, сыном плотника, который сызмальства постиг все азы деревенской жизни. После двухлетней службы в армии ждала бы его потом родная деревня, женитьба на такой же простой деревенской дивчине, семья и работа в колхозе. Но вмешалась война. И уже с первых дней рядовой Дмитрий Овчаренко оказался в эпицентре боевых действий.

Только повоевать пулеметчиком ему не пришлось – уже в июне 1941 года он был ранен. А после лечения в госпитале отцы-командиры решили оставить Овчаренко при части в качестве ездового. Работа не пыльная – знай, подвози на телеге на передовую боеприпасы и продовольствие. Вооружения особого ездовому не полагалось – только трехлинейка, и та только так, для вида, ведь маршрут его пролегал по нашему тылу, откуда там взяться немцам?

Так и рассуждал рядовой Овчаренко в тот памятный день 13 июля 1941 года, когда с грузом продовольствия и медикаментов ехал на передовую, где держала оборону его родная 3-я пулеметная рота 389 стрелкового полка 176 стрелковой дивизии.

И тут внезапно на дорогу перед ним выскочило три машины, в которых находились немцы – около 50 солдат и три офицера. Для начала войны такие внезапные прорывы врагов в наш тыл были делом не сказать, чтобы частым, но обычным – линия фронта ни один день не стояла на месте. Правда вот красноармейцу Овчаренко от этого было не легче – прямо перед ним оказалось несколько десятков вооруженных гитлеровцев, да еще и с офицером во главе.

Последний не церемонясь отобрал у рядового винтовку и принялся допрашивать бойца. Стоявшие вокруг немцы чувствовали себя расслабленно – перед ними был круглоголовый невысокий солдат, ну чисто Гашековский Швейк, не представляющий никакой опасности.

О чем думал Овчаренко, стоя безоружным перед допрашивавшим его офицером, неизвестно. Видимо, что живым его отсюда не отпустят. Самое маленькое – плен. А то и расстреляют тут же около подводы. Так что либо пан, либо пропал. Что случилось дальше, гитлеровцы не могли представить себе даже в самом кошмарном сне.

Овчаренко схватил топор, который всегда находился в подводе около него, и с одного удара снес голову немецкому офицеру. Тело тяжелым кулем осело в придорожную пыль. А гитлеровцы оцепенели от такой картины. Но это было только начало – Овчаренко метнулся к подводе, мухой достал со дна телеги гранаты и выдернув чеку, одну за одной бросил их в стоящих перед ним фашистов, растеряно хлопавших глазами. Сам же, как его учили, нырнул под телегу.

Когда рассеялся дым от взрывов, перед оставшимися в живых гитлеровцами предстала ужасная картина – два десятка убитых и раненых, раскиданных взрывами вдоль дороги, и красноармеец, бегущий на них с топором в руках. Это было настолько ужасно, настолько жутко, что нервы у солдат не выдержали – они врассыпную бросились кто куда. Но не всем удалось убежать – второго офицера тоже настиг неумолимый топор Овчаренко – тот его догнал у кромки леса и тоже отрубил голову.

История умалчивает о том как гитлеровцам удалось сбежать с этого, ставшего враз кровавым, поля боя. Но когда вокруг остались только трупы немцев и ни одной живой души, рядовой Овчаренко собрал все документы убитых солдат и офицеров и отправился в родную роту.

Представление к присвоению Дмитрию Овчаренко звания Героя Советского Союза/ ©  Commons.wikimedia.org
Представление к присвоению Дмитрию Овчаренко звания Героя Советского Союза/ © Commons.wikimedia.org

Там его подняли на смех – виданное ли дело, чтоб гитлеровцев, да топором. Но ворох гитлеровских документов, вываленных на плащ-палатку, заставил всех замолчать. А командир, взяв с собой несколько солдат отправился на место боя. Как потом выяснилось, боец Овчаренко в этой схватке убил 23 гитлеровца, в том числе и двух офицеров.

За этот подвиг Дмитрий Овчаренко был представлен к высшей награде – звезде Героя Советского Союза. И только благодаря наградному представлению эта история дошла до наших дней.

Однако скептики все равно ставят под сомнение детали того боя. Ну нельзя никак с размаху отрубить голову стоящему перед тобой человеку. Также подвергается сомнению и количество фрицев – у линии фронта гитлеровцы в основном передвигались на бронетранспортерах, которые вмещали не более 13 человек. Да и с оставшимися в живых тоже неясно – куда делись оставшиеся 27 человек, неужели паника была настолько бешеная, что никому из них не пришло в голову применить оружие?

Однако о подлинности убийства 23 военнослужащих вермахта рядовым Овчаренко свидетельствует упомянутое выше представление к награждению званием Героя СССР. Документ подписан командующим Южным фронтом генерал-лейтенантом Дмитрием Рябышевым. А просто так, не разобравшись в обстоятельствах, высшей воинской наградой в то время награждать бы не стали. Тем более это было начало войны, наша армия постоянно отступала, и чтобы человека наградили званием Героя Советского Союза, ему действительно нужно было совершить выдающийся подвиг.

Но оставим споры о достоверности подвига историкам. А что же случилось дальше с рядовым Овчаренко? Его вновь перевели пулеметчиком в родную роту и он продолжал храбро сражаться с фашистами до 1945 года. Но вот до победы дожить ему было не суждено – 28 января 1945 года Дмитрий Овчаренко скончался от ран в войсковом госпитале на территории Венгрии в боях за освобождение этой страны.

Еще по теме:

(При написании статьи была использована информация с сайтов: ru.wikipedia.org; nedelya.net.ua; aif.ru; russian.rt.com)