Найти тему
Первые впечатления

Новые стороны Брайана Мэя

В интервью американскому журналу «Guitar World» (2019) гитарист Queen Брайан Мэй рассказал о своем главном жизненном недостатке, о фильме «Bohemian Rhapsody», а также о Фредди Меркьюри.

Брайан Мэй
Брайан Мэй

Guitar World: «Вы всегда очень сильно заняты. Музыка, наука, защита животных – здесь вы действительно большой мастер. Но есть ли какие-то области, где вы чувствуете себя не таким профи?»

Брайан Мэй: «Да, конечно (улыбается). Домашние дела, например. Можете спросить мою жену. У меня есть весьма странная привычка ставить чашки в самые укромные уголки и благополучно забывать о них. Через несколько месяцев, когда я найду их, эти чашки уже покрываются плесенью. Думаю, это мой худший недостаток».

Но отставим домашние дела в сторону. Музыкальные успехи Мэя и его группы Queen так же значительны, как и раньше. Во многом это связано с колоссальным успехом фильма "Bohemian Rhapsody", который на сегодняшний день считается самым успешным биографическим фильмом за всю историю кинопроката.

Б.М.: «Конечно, мы надеялись, что фильм станет достаточно успешным, но не могли представить, что на столько. Многие люди ходили на него 5 или 6 раз. В зале при этом очень многие поют и плачут. В Азии, к слову, мне однажды довелось встретить человека, который смотрел фильм около 30 раз. Это настоящая фантастика».

Гитарист также ответил всем критикам, которые указывают на некоторые очевидные недочеты фильма.

Б.М.: «Мы не снимали документальный фильм. Никто не думал придерживаться принципа "это произошло тогда, а это потом". Это была лишь попытка войти в жизнь Фредди Меркьюри и создать его общий портрет. Была задача показать его страсть, страхи и человеческие слабости. Кроме того, мы хотели показать его отношения с нами, чтобы зритель понял, как для него и для нас это было важно. Мне кажется, что Фредди понравился бы "Bohemian Rhapsody", потому что это хорошее и честное представление о нем как о человеке».

Тогда Брайан Мэй дал несколько весьма дельных советов молодому актеру Гвилиму Ли, который готовился изобразить его на экране. К счастью, Гвилим к тому времени уже неплохо играл на гитаре, и эта была та основа, что предопределила их успех в работе.

Б.М.: «Гвилим – хороший музыкант, и он очень глубоко проник в историю нашей группы. Мы сидели вместе с ним, скрупулёзно наигрывая те мелодии, которые они затем воспроизвели в фильме. Он схватывал все на удивление быстро. Кроме того, он превосходно передал мои манеры и тембр голоса. Не понимаю, как ему это удалось. Мои дети, увидев его в кадре, спросили: "Папа, так это ты озвучил его в фильме?" И я сказал: "Нет, это сделал Гвилим".

С Гвилимом Ли на съемочной площадке фильма "Bohemian Rhapsody"
С Гвилимом Ли на съемочной площадке фильма "Bohemian Rhapsody"

Через пару лет группа отметит 50-летний юбилей, однако интерес к их творчеству по-прежнему не угасает. Теперь их композиции считаются настоящей классикой.

Б.М.: «Песни всегда являлись для нас главной опорой. Многие из них были рождены в период стресса. Каждый из нас был очень сильной личностью, поэтому, я думаю, всегда существовала определенная опасность раскола. Нередко мы двигались в совершенно разных направлениях, и это, как ни странно, было нашей силой. Queen – это четыре таланта, которые каким-то удивительным образом сочетались».

G.W.: «Но вернемся к началу. В 1963 году вы, конечно, были самым серьезным парнем в школе, который в то же время отлично играл на гитаре. Как вы со всем справлялись?»

Б.М.: «В то время играть в школе на гитаре считалось аморальным. Поэтому мы обычно прятались в подсобном помещении, где играли во время обеденного перерыва. Мы учились всему сами, потому что в те годы не было никого, кто бы мог научить вас играть на гитаре».

G.W.: «Вы играли на гитаре Red Special на протяжении всей своей карьеры. Учитывая все технологические инновации, доступные сейчас, хотели ли бы вы что-нибудь изменить, если вам вдруг предложили отправиться в прошлое?»

Б.М.: «Я бы ничего не поменял. Все по-прежнему работает очень хорошо (Смеется). Это часть меня, которая, как мне кажется, идеально со мной сочетается. Как это произошло – тайна. Во многом это была большая удача».

G.W.: «Ваш стиль очень сложно анализировать. Трудно представить, что вы испытывали какое-то музыкальное влияние. Каких артистов вы, например, слушали в детстве?»

Б.М.: «Мы, дети, слушали все, что попадалось под руку. Джанго Рейнхардт и Чарли Берд в музыкальном плане очень сильно влияли на меня. Мы также были большими поклонниками The Shadows. И там был Бадди Холли, который научил меня ценить музыкальные гармонии. Мое сердце до сих пор вздрагивает от таких вещей, как "Oh Boy" и "Maybe Baby". Я по-прежнему слушаю его песни и нахожу, что на этом строилась наша основа».

G.W.: «Queen, несомненно, нашли свою творческую нишу. Конечно, вы весьма далеки по стилю от таких прог-групп, как Yes, Free и Emerson, Lake & Palmer. Учитывали ли вы новые тенденции, которые появлялись в музыке?»

Б.М.: «Я думаю, что вдохновение приходит из совокупности многих вещей. Несколько наших ранних песен создавались под влиянием стиля Free. Когда-то я был вдохновлен Джими Хендриксом и Эриком Клэптоном, которые изменили мою жизнь. Для нас Хендрикс был настоящим богом. До сих пор не понимаю, как он все это делал. Он будто пришел с другой планеты.

Многие наши гармонии создавались под впечатлением от творчества The Everly Brothers, Бадди Холли, The Crickets и Beatles. Beatles стали нашей музыкальной Библией. "White Album" (десятый студийный альбом The Beatles. – Прим. пер.) – это весьма полный каталог, которым можно пользоваться в процессе сочинения песен. "Happiness Is a Warm Gun" и "Dear Prudence" являются прекрасными примерами того, как музыка становится настоящей живописью. Конечно, Beatles не так часто выступали на "живых" концертах, и им в какой-то степени было проще. Мы же, в отличие от них, любили сочинять песни в студии, а потом проживать их на сцене».

The Beatles
The Beatles

G.W.: «Не многие знают, что Фредди Меркьюри, помимо фортепиано, умел играть на гитаре. Каким он был гитаристом?»

Б.М.: «Достаточно хорошим. Он, в частности, придумал рифф для "Ogre Battle" (Queen II, 1974). В нем было столько энергии во время игры на гитаре, и это особенно заметно в этой песне. Кроме того, он создал рифф для "Crazy Little Thing Called Love". Хотелось бы мне играть так же хорошо, как Фредди на этом диске. Но в какой-то момент он решил отложить гитару и сосредоточиться на фортепиано. Потом и это отошло на второй план. Он хотел быть свободным фронтменом, который бы полностью управлял сценой».

G.W.: «В продолжение темы ваших выступлений: вы с Фредди считаетесь одними из самых харизматичных музыкантов на сцене».

Б.М.: «В самом деле?» (Смеется)

G.W.: «Я действительно так думаю».

Б.М.: «Не знаю, откуда это взялось. У нас было вдохновение, но не было какой-то определенной хореографии. Мы все делали инстинктивно, подчиняясь той энергии, которая жила в нас. Думаю, Япония все изменила. Там нас считали новыми Beatles, и каждый наш шаг рассматривался как пример взаимодействия с публикой. Со временем мы научились использовать это. Не думаю, что я был очень харизматичным гитаристом на сцене, но опыт в "Будокане", где нас считали настоящими богами, придал мне динамичности и чувствительности».

С Фредди Меркьюри на сцене
С Фредди Меркьюри на сцене

G.W.: «У вас очень внушительная дискография, и рассказ о ней может занять несколько дней. Поэтому сегодня я предлагаю вспомнить лишь некоторые песни. Считается, что "Stone Cold Crazy" ("Sheer Heart Attack", 1974) стала предшественницей трэш-метала. Как происходила её запись?»

Б.М.: «Фредди написал её (слова и основной рифф), когда играл со своей старой группой. Тем не менее я однажды сказал ему: "Мне очень нравятся слова, но вот рифф нужно доработать". "Хорошо, какие у тебя идеи?" – ответил Фредди. Я начал играть рифф, сочетая его со словами, и им это понравилось. Вся группа приступила к работе, в том числе и Роджер, который добавил несколько хороших элементов. "Stone Cold Crazy" родилась довольно быстро, но по какой-то причине мы не включили её в наш первый альбом. Она нам нравилась, но мы решили отложить её до лучших времен. В период же сессий "Queen II" мне хотелось попробовать новый уровень, и это было время наших творческих поисков. Тем не менее в Австралии написали, что "Queen II" полностью распрощался с рок-н-роллом. Я был в шоке. Эта реакция вдохновила нас на создание альбома "Sheer Heart Attack". Тогда мы хотели вернуть нашу прежнюю энергию, и "Stone Cold Crazy" подошла как нельзя лучше. Эта одна из наших самых быстрых песен. В те времена играть её на сцене было особенно весело».

G.W.: «Поправьте меня, если я не прав, что "The Prophet's Song" появилась на альбоме "A Night At The Opera", хотя начали вы над ней работать во время сессий "Queen II"».

Б.М.: «Да. Это стало своего рода навязчивой идей. "The Prophet's Song" родилась из далекой мечты, и здесь ничего не было запланировано. Я пытался разгадать этот сон, и у меня было столько идей в голове. Было много самых разных фрагментов, которые создавали определенную проблему. И вот однажды я услышал, как Фредди играет на фортепиано "Bohemian Rhapsody". Эта вещь звучала идеально, хотя там было множество уникальных элементов. Тогда я понял, что должен включить в свою песню все эти части, но, признаюсь, я до сих пор не уверен, насколько это получилось удачно. Вероятно, "The Prophet's Song" никогда не станет столь успешной, как "Bohemian Rhapsody", которая обессмертила имя своего создателя. "The Prophet's Song" любят поклонники, но она никогда не завоюет мир таким же образом».

G.W.: «Однажды вы признались, что ваша игра в "Crazy Little Thing Called Love" строилась под влиянием Джеймса Бёртона (американского гитариста, работавшего преимущественно в жанрах рок-н-ролл и кантри. В составе группы "TCB Band" Бёртон играл вместе с Элвисом Пресли. – Прим. пер.)»

Б.М.: «Ах да».

G.W.: «У вас также есть чудесная вещь под названием "Another One Bites The Dust"».

Б.М.: «Да, но играть на ритм-гитаре – это не мое. В этой песне на ней играл Джон. Именно он сочинил басовую линию и все остальное. Он был очень настойчив в отношении четкого ритма, который должен был преобладать над остальными инструментами. Мне, признаюсь, нравится играть более тяжелые вещи. Их, кстати сказать, играть на концертах достаточно трудно».

G.W.: «Эта песня немного напоминает стиль Найла Роджерса (американского музыканта и гитариста, одного из основателей диско-группы Chic. – Прим. пер.)»

Б.М.: «Да, в чем-то. Джону нравилось его творчество, как и всем нам. Для Джона, думаю, это был прекрасный источник вдохновения. У Найла Роджерса очень богатый словарный запас, и мне нравится его устремленность к миру».