Я могу сказать минимум о трех видах ответых мер России на санкции стран ЕС и Британии. Ввели их буквально в последние сутки. Подробности читаем в статье.
1. Ограничения в полетах авиации
Итак, напомню. Некоторые государства Европы закрыли свою территорию для полетов пассажирских и грузовых авиалайнеров России. В результате время полета в некоторые регионы Европы и Африки увеличилось на 30-60 минут.
Пока мне известно, что Россия уже ввела ограничения на полеты авиалайнеров над своей территорией, как минимум, Великобритании (с 11 утра вчера, 25-02-2022). При этом будет отказано не только в полетах в нашу страну, но и транзитные перелеты в Южную и Юго-Восточную Азию и в страны Дальнего Востока. Конечно, организационно Британия сейчас не входит в ЕС, но она находится в Европе и действует совместно с Евросоюзом и США. Но суть не в этом.
Если посмотреть на карту мира, то территория России, как говорят в Одессе, «на секундочку немножечко больше территории Соединенного Королевства». И теперь авиалайнерам, стартующим из крупнейшего международного аэропорта Лондона – Хитроу, придется делать огромный крюк, чтобы попасть, например, в тот же Китай или в Японию.
Вывод простой – внешне симметричный ответ России (вы закрыли небо – и мы закрыли) на самом деле, в реальности, гораздо более серьезный. Увеличится не только время полета «по околицам», но и существенно возрастет стоимость авиабилетов для пассажиров британских авиакомпаний.
Так же напомню, что ограничениям подверглись не только собственно британские авиакомпании, но и даже отдельные авиалайнеры, которые хоть как-то связаны с каким-либо гражданином Туманного Альбиона. Например, если французская авиакомпания арендует лайнер у британского бизнесмена, то он попадает под наши ограничения.
Думаю, со временем подобный ответ России почувствуют на себе и страны ЕС.
2. Отказ от участия в космической программе ЕС
Напомню, во Французской Гвиане в Латинской Америке находится французский космодром Куру. Он используется для стартов ракет со спутниками в интересах Европейской космической программы.
В ближайшие дни должен был состояться пуск с Куру нашей ракеты «Союз» с двумя спутниками Европы – «Галилео». Старт отменен. За 16 лет сотрудничества с космодрома Куру наши ракетоносители и персонал осуществили 27 запусков космолетов в интересах ЕС. Теперь сотрудничество отменяется.
Об этом написал глава Роскосмоса Рогозин в своих аккаунах в Телеграм, Твиттер, Фейсбук утром 26 февраля..
Конечно, для ЕС это не совсем критично. Они могут воспользоваться и американскими ракетами. Но это будет стоить на порядок дороже. И придется перенастраивать стартовую площадку и аппаратуру, выписывать американских специалистов и проч. В итоге это влетит «в копеечку».
Но и это не все.
3. Отказ от пилотируемых пусков с космодрома Куру
Немного ранее Россия предлагала осуществлять с гвианского космодрома пилотируемые пуски космических кораблей, которые смогли бы доставлять европейских астронавтов на орбиту – на МКС. Для этого было увеличено число наших профильных специалистов в Гвиане.
Это позволило бы удешевить запуски для ЕС. Так как, во-первых, запуски шли бы с их территории. И, во-вторых, запуски производились бы из района экватора. А это также дешевле из-за особенностей баллистических траекторий.
А так пилотируемые пуски отменяются. Как и непилотируемые с применением «Союзов». Наш персонал и стартовый расчет отзываются домой. Реконструкции космодрома под пилотируемые запуски не будет.
Возможно, европейцы быстро подсчитают убытки. Но это уже их трудности.
И еще один пример возможных ответных мер России
Медведев заявил, что если на Западе начнут арестовывать счета россиян, то Россия может применить ответные мире. Думаю, речь идет о том, что американские, европейские, японские держатели акций российских компаний (а таких немало), «вдруг» перестанут получать дивиденды от этих своих акций из России.
Есть и другие возможности "озадачить" ЕС и США. Например, ограничить поставки титана, алюминия, которые используются в лайнерах на Западе. Или ограничить поставки редкоземельных элементов, один из которых способен парализовать автомобилестроене в ЕС и США. и т.п.
Это пока все, что у меня есть сказать по теме. Буду следить за ситуацией дальше.
Я исключительно попрошу в комментариях общаться вежливо, не говорить скабрезности, уважать друг друга.
Если хотите сказать колкость – лучше промолчите. Мудрые обычно поступают именно так.
Если не сдержитесь – не обессудьте. Я предупреждал.
P.S. Если вам понравился материал – я буду признателен за нажатие кнопки с пальцем вверх.
Спасибо!