Россия, как и многие страны мира, имеет собственную систему ПВО. Но вот только наземные РЛС (входящие в комплекс ПВО и не только) не обладают большой дальностью обнаружения: в среднем, наземная РЛС обнаруживает цель, летящую на высоте 25 – 30 км, за 30 - 40 км (из-за радиогоризонта). А если установить РЛС на самолет? По такому пути пошли американцы и в 1975 году построили самолет ДРЛО и У «Boeing E-3 Sentry», или систему «AWACS». При этом, «AWACS» может обнаруживать бомбардировщики за 650 км, истребитель за 400 км, групповые наземные цели за 300 км и может одновременно сопровождать 300 воздушных объектов. В 1981 году «AWACS»был впервые применен для прокладки курса израильским самолетам, на протяжении 800 км. А чем же ответил Советский Союз? В СССР так же был создан самолет ДРЛО и У типа «А-50» (на базе «ИЛ-76»), который поднялся в воздух в 1978 году. На то время он обладал неплохими характеристиками по обнаружению целей: за 650 км обнаруживал бомбардировщики, истребитель за 300 км, групповые наземные цели за 250 км, крылатую ракету за 215 км. Но сопровождать «А-50» мог всего 50 - 60 воздушных объектов и управлять 10 – 12 самолетами. Да, проводилась модернизация, до версии «А-50У», но идет время и морально/технически устаревший «А-50/50У» уже не стал справляться с реалиями нашего времени, а это: малоразмерные БПЛА, низколетящие крылатые ракеты и малозаметные, для радаров, самолеты выполненные по технологии «stealth». Поэтому, еще в 2004 году В. В. Путин подписал указ о начале разработки нового самолета ДРЛО и У, а в 2006 году, головная роль в разработке радиотехнического комплекса «А-100» было поручено ОАО "Концерн "Вега". В ходе проектирования оборудование было размещено в новом «ИЛ-76МД-90». И вот, в 2017 году «А-100» («Премьер») совершил свой первый полет, а в феврале 2022 года был опробован в работе и сам радар. Конечно, все характеристики строго засекречены, но следующие данные стали доступны СМИ: обнаружение стратегических бомбардировщиков на дальности в 900 км, низколетящих истребителей за 600 км, групповых наземных объектов до 500 км и сопровождать «Премьер» может (по неофициальным данным) до 600 целей. Все эти достижения получены благодаря тому, что на «А-100» установлена двухдиапазонная РЛС с АФАР, которая обладает способностью сканирования по высоте. Так же, «А-100» интегрирован в АСУ и может в реальном времени передавать, в цифровом виде, состояние воздушной обстановки в систему ПВО и штабы управления на земле и многое другое. По заявлению представителей МО РФ, стране необходимо порядка 39 самолетов «А-100», чтобы заменить устаревшие «А-50/50У». Но есть одно «но»: на вопрос представителю ОАО "Концерн "Вега" о том, почему очень долго дорабатывали радиолокационный комплекс «А-100», он ответил, что из — за санкций пришлось импортные электронные компоненты заменить на российские. Ой ли! Оказывается, почти 10% твердотельной электроники (на основе арсенида галлия (GaAs) и нитрида галлия (GaN), используется для усилителей СВЧ сигнала) выпускается на Тайване фирмой «WIN Semiconductors». Да, да, и США закупают СВЧ электронику в Тайване, как они сами говорят, что «AWACS» без GaAs и GaN технологий - это самолет «каменного века». Видимо, какое — то количество твердотельной электроники Россия все — таки закупила, из чего и собрали единственный экземпляр уже работающего радиолокационного комплекса «А-100». А что же с отечественными компонентами из GaAs и GaN? Оказывается, в России уже начато производство пластин из GaAs, но для производства из них твердотельных СВЧ приборов потребуется еще 2 — 3 года (сразу вспоминается ситуация с «черным крылом» для «МС-21»), т. е. отечественные твердотельные СВЧ элементы появятся лишь к концу 2023 года. Так вот видимо почему планируется начать серийное производство «А-100» после 2024 года!
Статья вас заинтересовала?
Нажмите палец вверх и подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе последних новостей авиации и космоса.