Кто понял жизнь тот больше не спешит, смакует каждый миг и наблюдает, как спит ребёнок, молится старик, как дождь идёт и как снежинки тают.
Омар Хайям
Широкополосник, насколько он всеяден?
Существует крепко устоявшееся мнение, что ШП - прежде всего ламповый усилитель и женский вокал… Легенды не возникают на пустом месте. Действительно, среднестатистический динамик, который можно назвать широкополосным, наиболее эффектно звучит на относительно простой инструментальной музыке. Но это в среднем, а если взять выдающийся экземпляр?
Можно разделить широкополосные излучатели на условные категории.
Первая категория – дешевые динамики для встраивания куда-либо: телевизор, монитор ПК, терминалы самообслуживания и.т.п. Не стоит ждать от них больших свершений, зато встречаются интересные специальные свойства - магнитное экранирование, влагозащита. При всей своей неказистости, иногда используются меломанами для построения АС типа «групповой излучатель».
Промежуточные варианты, т.е. средняя ценовая категория, представляют собой непонятную группу, их ставят с равным успехом в автомобили, для озвучивания общественных заведений, ну и в домашнюю акустику конечно. Результат, как правило, также весьма средний.
Вторая категория (предмет обсуждения в этой статье) – элита мира Hi-Fi, самые дорогие среди своих собратьев-динамиков, в идеале должны обеспечивать высочайшее качество звука для ценителей оного. Хороший ШП динамик, в правильном оформлении, с подходящим усилителем отлично передает любую музыку, не важно сколько там инструментов.
Не верите? Я тоже не верил. До сих пор помню свое удивление, когда ради любопытства решил включить CD-диск Evanescence – The Open Door на только что собранных колонках с динамиками Supravox. Вот это звучание перегруженной гитары (а я знаком с ним не заочно), не оторваться!
При грамотном подходе все получается как надо, так для любителей послушать по-настоящему агрессивную/тяжелую/электронную музыку, можно предусмотреть отключаемый режекторный фильтр (это который работает в узкой полосе). Отключаемый – потому что на акустической музыке, яркая «середина» сразу занимает свое место. Во всяком случае, я не встречал еще меломана, которому она мешала бы на классической музыке, где большинство записей не очень «яркие» изначально.
Подмагничивание, ретро-технологии снова в строю?
По-настоящему старые динамики (еще до появления 4а32) были именно с подмагничиванием. От электромагнитов в динамиках отказались, дело не в звуке, просто для массового производства это оказалось не выгодно. Ведь «меломанского» направления еще не существовало, когда излучателей нужно много, а качество особо не волнует, экономика выходит на первое место.
Главные преимущества электромагнита перед постоянным, если не опускаться в эзотерику (хотя и она имеет место) – высокая чувствительность ДГ, динамик отрабатывает такие нюансы фонограммы, которые другие головки с низкой чувствительностью просто «проглатывали».
Хороший звук это обязательно дорого?
Хорошо не обязательно дорого. Возможно, не очень дешево, но барахтаться в абстрактных понятиях никому не интересно, так что перейдем к сути. Широкополосный динамик (в идеале), должен заменить собой целых 3 динамика, задача надо сказать исключительная, но сейчас не об этом. Согласитесь, справедливо если ШП динамик будет стоить как комплект головок для хорошей трехполосной АС? Справедливо. Тут надо сказать пару слов о чувстве меры. В колонки можно вложить ровно столько денег сколько их вообще есть (думаю Ротшильды не читают эти строки), но в реальности – не более размера месячного дохода.
Собрать просто дорогую колонку не сложно, а вот уместиться в определенный бюджет это уже задача для хорошего конструктора. Понятнее будет если мы заменим слово «конструктор» на «повар». Вкусное блюдо получается, если ингредиенты находятся в правильных пропорциях - ни больше, ни меньше. Дальше можно уже самостоятельно провести аналогии между кулинарией и аудио-инженерией, большинство из них окажутся рабочими.
Хочется полноценный звук. Разве ШП может дать чистые 20Гц - 20кГц?
Начнем с определения, что есть ШП динамик. Прежде всего, это СЧ-головка с расширенным диапазоном, некоторым производителям лучше удается сделать ровный верх до 19-20 кГц, другим глубокий низ от 40 Гц и почти никогда все сразу, есть определенные закономерности и сейчас мы об этом поговорим подробнее.
Акустика наука о компромиссах, есть определенный список закономерностей, которые с небольшими исключениями распространяются на все виды динамиков. Чем больше чувствительность - тем меньше баса, при равных габаритах ДГ. Бас это фундамент, основа; чувствительность – детальность, воздух, разрешение. Чем больше диаметр диффузора – тем уже диаграмма направленности на высоких и средних частотах. Чем ниже резонансная частота – тем выше масса подвижной системы и ниже чувствительность и.т.д. Вот и остается выбирать в пределах возможного.
Хорошая новость в том, что СЧ диапазон самый информативный, самый важный для нашего слуха. Возможно поэтому диапазон музыкальных инструментов 8-10 кГц, гармоники это конечно, но основной тон в заявленных выше пределах. Данный аргумент часто вспоминают противники Hi-Res форматов, мол попробуй еще услышать разницу между 320 mp3 и FLAC, DSD в слепом тесте. Поспорить тут сложно, особенно когда возраст берет свое.
В идеале мы должны минимизировать фазовые искажения, избежать грубого вмешательства в виде кроссовера. Вообще добиться слитного звучания динамиков разного размера, с диафрагмами из разных материалов весьма сложно. Как правило, частота раздела у стандартной двухполосной акустики как раз попадает на пик чувствительности уха, т.е. около 3 кГц.
Супер-твитер обязательно?
Несмотря на то, что большая часть информации лежит в СЧ-диапазоне, твитер включенный через простейший фильтр первого порядка (конденсатор) добавляет любому ШП воздух - блеск перкуссии, ясность вокалу, если конечно источник сигнала и сам музыкальный материал позволяют это услышать, хотя в некоторых случаях «верх» избыточный. Поэтому твитер тоже лучше вывести через тумблер.
Сабвуфер зло? Смотря какой.
Редко какая колонка (размером меньше двухкамерного холодильника) дает уверенные 30 Гц по уровню 0 дБ, НЧ динамику нужен объем, нужна хорошая площадь диффузора или большой ход (как в автомобильных сабвуферах). Конечно ШП 11-12” с легкой подвижной системой не даст такого результата, ничего удивительного и тем более плохого, просто физика. Сравнивать его (ШП) с напольной трехполосной колонкой по уровню НЧ бесполезно, также как и трехполосные колонки с хорошим сабвуфером.
Если речь зашла о высочайшей планке Hi-Fi – правильный выбор это 18” сабвуфер. А не много это, целых 18? Нет, не много, особенно если сабвуфер один, а подвес динамика текстильный. Кстати, вспомните диаметр пластика на бас-барабане (бочке)... Вот то самое, «концертное» ощущение может дать только большой динамик, в сравнительно большом корпусе. Чтобы не заявляли производители в рекламных буклетах, длинноходовые динамические головки под малогабаритные ящики «мажут» звук, в той или иной степени.
Никто не спорит, что иметь сабвуфер лучше чем не иметь, но если выбирать, то лучше ближе к варианту описанному выше. Впрочем, глубокий бас начинается с помещения, если у вас маленькая комната и беспокойные соседи, то вопрос снимается сам собой.
Добавили ВЧ и НЧ, опять трехполосная система? От чего бежали?
Если быть корректным – мы добавили супер-твитер и инфраниз, т.е. суб-низ. Бежали мы от сложных фильтров, особенно цифровых, границ раздела которые находятся в зоне наибольшей чувствительности слуха, «глухоты» закрытого оформления. Самое главное это гибкость решения, у пользователя появляется возможность кастомизации. Например, можно купить два сабвуфера вместо одного (что конечно лучше и дело тут не в громкости), можно слушать только ШП на малой громкости в соло, добавить ленточные твитеры или рупорные, бумажные или текстильные, сделать АС где будет по 2-3 ШП в одном корпусе.
Если отбросить, что у нас разные помещения, разные тракты, разные вкусовые предпочтения (фонотека), разный слух (возрастные изменения, генетика), может показаться, будто истина не одна. Вроде – «зачем нам частоты выше 16 кГц если мы их все равно толком не слышим?», «частоты ниже 50 Гц не услышать в жилой комнате», «низкие частоты должны ощущаться всем телом».
На самом деле акустическая истина одна, ситуации разные: в одной комнате бубнеж, в другой (если приложить некоторые усилия) – вполне себе адекватно. Для любимой мной фортепианной музыки не факт что нужен твитер, а вот когда появляется перкуссия, супер-твитер неизменно добавляет красок.
Равномерность АЧХ.
Зададим себе детский вопрос, простой на первый взгляд, глупый с другой стороны и довольно сложный, если требуется не «отвяжись» - ответ. Итак: мы слушаем равномерность АЧХ или музыку?
Счастливые люди, которые слушают музыку и получают от этого удовольствие, называются меломаны. Технари (звукорежиссеры, звукоинженеры, звукотехники) ищут ошибки, огрехи. Есть те, кто относительно успешно совмещает обе стороны жизни, их еще называют аудиофилы.
В плане линейности широкополосные динамики без сопротивления проигрывают студийным мониторам с DSP-коррекцией, с процессором не поспоришь, да и вообще многополосной акустике. Но вот что касается передачи эмоций, так сказать сути музыки…
Единство противоположностей? Нет, мы не отрицаем, АЧХ конечно материальна, в том смысле что горбы и провалы слышны, важно мешают они или нет, что мы отдадим взамен, убрав их. Линия на графике это еще не показатель качества звучания, нам проще по ней ориентироваться при настройке АС, это хорошая отправная точка, но не главная цель.
Открытое оформление – так ли оно хорошо?
С точки зрения соотношения уровня низких частот к размеру короба – однозначно плохо. Открытый ящик (ОЯ), щит, ПАС – это все разновидности открытого оформления. Поскольку большинство акустики в мире фазоинверторного типа с динамики на резиновом подвесе, звучание отрытого оформления сначала может вызывать противоречивые чувства. Приблизительно, как если бы человек всю жизнь питался сосисками и вдруг попробовал настоящее мясо. К ШП в открытом оформлении меломаны приходят не сразу, зато потом даже слушать не хотят традиционную акустику стоящую рядами в магазинах, результат предсказуемый.
Призвук закрытого объема, как бы мы его не называли, имеет свою ощутимую окраску, вот его, кроме прочего и недолюбливают опытные любители аудио. Кроме открытого звучания, такое оформление имеет немаловажное преимущество – простота самостоятельного изготовления.
Далеко не все динамики годятся для открытого оформления, поэтому люди часто используют профессиональные концертные динамики, которые плохо предназначены для «домашнего» использования, дают грубый звук, если говорить просто.
Какой усилитель лучше для ШП, лампа или транзистор?
Аппарат высокого уровня может иметь или не иметь ламп, также как плохой ламповый усилитель может звучать хуже транзисторного, не смотря на свой впечатляющий внешний вид. Сложно дать однозначный ответ не зная вкусовых предпочтений слушателя, но как правило аппараты в чистом классе А звучат интереснее AB и тем более интереснее чем цифра, даже если это знаменитые Hypex.
Понятно, что для колонок с низкой чувствительностью такие усилители плохо подходят, фактически их рабочий диапазон не более 10-15 Ватт. Впрочем, опытные меломаны уже наигрались с громкой музыкой и слушают дома как раз те самые 10 Ватт, где однотактные усилители выигрывают в качестве. Возвращаясь к вопросу чувствительности АС, хороший ШП при подводимой мощности 5 Вт по громкости может быть равен S90 на которые подают 50 Вт.
Не стоит забывать, что наибольший вклад оказывает именно громкоговоритель, т.е. вносит наибольший процент искажений, которые при удачной конструкции могут быть больше или меньше, приятными на слух или напротив, но все равно обязательно останутся. Другими словами, приблизительно 70% это вклад акустики, 20% источник сигнала, а все остальное на совести усилителя, проводов. Испортить усилителем тракт можно, радикально улучшить сложно. Акустика помещения не в счет – тут отдельная глубокая тема.
Итоги. Когда звезды сходятся или всему свое время.
Широкополосный динамик с подмагничиванием действительно не продукт массового потребления, хотя бы просто потому, что не все знают про существование чего-то подобного, не говоря уже о возможности послушать дома пару дней. Конечно человеку познавшему «нечто» хочется всех скорее оповестить об открывшейся ему истине, увы, это так не работает. В каком-то смысле искусство не продается, т.е. картину конечно купить можно, но эстетическое удовольствие которое испытывает развитый определенным образом человек – нет.
Так получается, когда меломан приходит к открытому оформлению и широкополоснику, меняются и его музыкальные вкусы, жилищные условия, финансовые возможности. Короче это комплексный процесс, для каждого свой срок и свой путь, причем нет ничего плохого, если остановится в любой его точке. Ведь есть люди, которые полностью довольны стандартными S90 или S30 и в силу разных причин никогда не пойдут дальше, как скажем я, вряд ли буду углублять свои познания в живописи.
Идеальный ли динамик – широкополосник?
Фазовые сдвиги, интерференционные искажения… Нет, как и любой динамик в принципе не идеальный преобразователь колебаний. Дает ли ШП комфортный звук который не хочется выключать?
Да, это так, в сети масса более красочных отзывов, конечно эмоциональные люди склонны преувеличивать, но думаю те идеи, которые уже были перечислены выше, должны как минимум заставить задуматься внимательного читателя и сделать собственные выводы.