Влюбчивость Зевса и неиссякаемая мужская сила заставляла его перевоплощаться в различных существ, чтобы заполучить внимание той или иной красавицы. От союза бога-громовержца и земных женщин рождались герои, обладающие удивительной физической силой. В копилке Зевса есть лебедь, дождь, но однажды он перевоплощался в быка.
Бык, как и жеребец, всегда ассоциировался с мужским началом, поэтому неудивительно, что для любовных подвигов Зевс выбрал именно это животное. Европа – дочь финикийского царя. Воспылав нежными чувствами, бог обратился в быка и похитил ее во время праздника на берегу моря. Он увез девушку на остров Крит, и от этого союза родилось трое сыновей. По легенде, они стали предками первых европейцев. Знаком их любви в астрологии и астрономии греки считали созвездие тельца.
Античные цивилизации
В Древней Греции миф о похищении Европы стал популярным сюжетом в вазописи и настенных росписях.
В Греции появилась композиционная схема этой сцены, которая потом сохранилась на протяжении всей истории искусства: живописцы чаще всего изображали момент самого похищения, когда Европа восседает на быке. Косвенно такое визуальное воплощение обозначало сексуальную связь царевны и Зевса. В краснофигурной вазописи подчеркивается изящный силуэт девушки, противопоставляющийся мощной фигуре мускулистого быка: олицетворение женственности и мужественности. Греческая культура более сдержана, поэтому фигура Европы всегда будет тщательно задрапирована роскошными тканями, подчеркивающими силуэт, но скрывающая чувственность.
В Древнем Риме сформировалась более откровенная культура, и изображения обнаженной натуры встречались чаще. Например, в знаменитых фресках из Помпей, которыe прекрасно сохранились из-за извержения Везувия, есть сюжет о похищении Европы. Девушка полуобнажена, и не стесняется своего нагого тела: она не закрывается, а свободно закидывает руку за голову, полностью открывая изгибы своей фигуры. Зевс-бык изображен здесь абсолютно реалистично, со всеми анатомическими подробностями строения, но при этом выражение морды животного смирное и трогательное: он не производит впечатление пугающей силы, а, наоборот, его ждут и не боятся. Подруги девушки ласково обнимают его голову, провожая Европу в новую жизнь.
От чувства к эстетике
В эпоху Ренессанса художники вновь обратились к античным сюжетам. Церковные запреты влияли на обращение к обнаженной натуре, но в изображении мифов эти правила не действовали. Тициан создал свой вариант похищения Европы, и особое внимание уделил эмоциям. Европа не торжествующе восседает на быке, как было раньше, а в неловкой позе пытается удержаться, схватившись за его рога. Диагональные линии, пронизывающие композицию, придают движениям динамики. На берегу к морю кидаются подруги Европы, которые не в силах остановить Зевса, а на будущее развитие романтической истории указывает присутствие Амуров, на которых с ужасом смотрит сама Европа. В центре внимания живописца здесь внезапность появления громовержца и его преступление, совершенное столь стремительно, что его невозможно было предотвратить.
Через столетие после Тициана, в Италии зародился академизм. Главными установками нового направления были эстетизм и следование канонам в колористических решениях и построении композиции. В картинах ценилась гармония цвета и геометрические расчеты, на которых строились формы. Художники совершенствовали владение живописными приемами, не стремясь создавать новаторские решения.
Одним из классиков стиля стал живописец Гвидо Рени. В своем полотне «Похищение Европы» художник использует прием кадрированной композиции и отказывается от лишних сюжетных подробностей, делая центром композиции даже не само похищение, а их морской путь. Поза Европы расслаблена, но театрально-изысканна, а колорит, строящийся на приглушенных оттенках желтого и красного усиливает ощущение спокойствия. Бык здесь вновь предстает не грозной силой, и его рога увиты цветочной гирляндой.
В Северную Европу античная мифология приходит из Италии: художники активно ездят туда, чтобы копировать произведения самых модных живописцев своего времени. Фламандский живописец Мартин де Вос не копирует произведение итальянских мастеров, а пишет самостоятельную картину на тот же сюжет, хотя и повторяет колористическое решение Гвидо Рени, окружив Европу красной и желтой драпировкой. Северноевропейское искусство более сдержано в изображении чувств и эмоций, поэтому переживания героев сдержаннее, а позы скромнее. Европа все так же неуверенна, но ее фигура изогнута так, что дает возможность художнику любоваться изгибами молодого женского тела. При этом художник закрывает ее грудь, чем скрывает сексуализированность сюжета. Лицо Европы абсолютно бесстрастно, а сама она является воплощением фламандского понимания красоты: белокожая женщина с плавными линиями фигуры и обязательно со светлыми волосами. Статичные фигуры на переднем плане вступают в конфликт с динамичным задним планом: на берегу спутницы Европы бросаются в отчаянии к воде, а в небе вьются Амуры, чтобы не отвлекать внимание от главных героев.
Символизм в русском искусстве
В начале ХХ века в России был очень популярен символизм. Художники стремились создать картины, имеющие не только живописные достоинства, но являющие целой системой знаков.
«Похищение Европы» Валентина Серова – вершина зрелого творчества мастера. Художника вдохновили греческие пейзажи, которые он увидел во время путешествия со Львом Бакстом. Полотно живописца схематично, не насыщенно деталями и складывается впечатление, что это быстрый рисунок, хотя на самом деле он работал над ним на протяжении трех лет и создал около 10 различных эскизов. Сдержанность живописного языка объясняется тем, что Серов ориентировался на крито-микенские фрески, живописное решение которых основывалось на цветовом содержании синего и коричневого. Однако, в отличие от древних росписей, композиция не статична, а динамична – стремительное движение по диагонали аккумулирует в себе всю энергию.
В отличие от других художников, живописец наполняет сюжет новым смыслом: морда могучего животного имеет человеческое выражение, и в его взгляде читается смятение, сомнение и страх. Лицо Европы, наоборот, спокойно, хотя девушка должна бы испугаться похищения. В картине Серова именно Европа является хозяйкой положения. Она – сила, которая смогла подчинить себе хаотичную животную энергию. Благодаря такой оригинальной трактовке «Похищение Европы» Серова стало одним из самых популярных произведений русского модерна.
В более современной живописи постмодернизма миф о похищении Европы мог стать поводом к размышлении о современной политической ситуации. В поздней картине Ильи Глазунова похищение Европы символизирует гибель европейской культуры под натиском американской. Через 10 лет очевидно, что прогноз художника не совсем точен: Европе больше угрожает гибель из-за культуры мигрантов.
Итоги
Миф о похищении Европы прошел через всю историю искусства и оставил свой след не только в европейской живописи, но и в русской. Несмотря на то, что в картинах всегда просматривалась эротическая составляющая, художники трактовали тему более деликатно, чем аналогичные истории с лебедем или дождем.