Найти тему
Константин Каськаев

Одиночное путешествие на Камчатку часть 5.

8 день. Отъезд в Козыревск (на Центральную Камчатку).

Понедельник, 18 августа. Познакомился с новой группой. До Козыревска 500 км, а ехать на ГАЗ-66 десять часов. Почему? Да потому что дороги на Камчатке большей частью гравийные, асфальт только от Петропавловск-Камчатского до Мильково, и то не везде. Так как гостиница в Козыревске на меня не оплачена (я плачу только за переезд), то ночевал я в просторном кунге ГАЗ-66 на коврике в спальнике. По пути, кстати, делали остановку в Сокочах и кушали гигантские пирожки, размером в две ладошки, за 70-80 рублей.

Застывшая лава рядом с Ключевской группой вулканов.
Застывшая лава рядом с Ключевской группой вулканов.

9 день. Дорога из Козыревска до вулкана Плоский Толбачик.

Мы ехали смотреть шлаковые поля БТТИ (Большое Трещинное Толбачинское Извержение) 1975-1976 годов (южнее вулкана Плоский Толбачик) и новые лавовые потоки (извержение 2012–2013 годов). Дорога от Козыревска до вулкана Плоский Толбачик длиной около 70 км. Бездорожье. Ехали около 6 часов — вот это скорость! Вы только представьте, какая должна быть дорога, чтобы на 70 км ушло 6 часов. Постепенно лес сменился шлаковыми полями. Последнюю часть пути ехали вдоль остывшего потока лавы, который прошел здесь в 2013 году (всего год назад!).

Лагерь вулканологов.
Лагерь вулканологов.

Оставшаяся половина дня была посвящена установке лагеря (в условиях постоянного, сильного ветра, мы обкладывали палатки камнями, чтобы их не унесло этим самым ветром) и осмотру застывших лавовых потоков годичной давности. Потоки за год покрылись твёрдой коркой, которая как стекло режет подошвы ботинок и руки. Внутри потоки ещё горячие, и порой попадаются трещины, из которых исходит теплая струя воздуха, да и сама корка застывшей лавы может быть теплой. Важное замечание — воды в данном месте практически нет. Пейзаж — голая вулканическая пустыня, ни деревьев, ни травы. Один из немногих источников воды — это тающие снежники и ледники на склонах Острого и Плоского Толбачика, но до них далековато идти, потому вся вода здесь привозная. И с собой в поход необходимо иметь емкости для воды, в сумме около 4 л.

Лавовое поле и окрестные вулканы.
Лавовое поле и окрестные вулканы.

После того, как приехал, мне оставалось решить лишь один вопрос: как добраться отсюда до Петропавловска–Камчатского, так как группа, с которой я был, уезжала через два дня, а я оставался еще на неделю. Поэтому сразу после установки лагеря я отправился исследовать окрестности и наткнулся на лагерь геофизиков, которые заявили, что будут выезжать на Петропавловск-Камчатский только 31 августа (у меня же самолет 1 сентября). Я с ними познакомился и подружился. Решил, что вернусь сюда числа 29, тогда у меня будет несколько дней чтобы найти попутную машину, но если никого не найду, то уеду 31 числа вместе с геофизиками. После этого я успокоился по поводу моего отъезда из данного района, а то до этого переживал что опоздаю на самолёт.

Острый и плоский Толбачики.
Острый и плоский Толбачики.

10 день. Восхождение на Плоский Толбачик.

Высота вулкана всего 3000 м. Никакой специальной акклиматизации не требуется. Наверх ведёт тропа. Единственное, что на вершине холодно, а внизу тепло, потому с собой нужно взять теплые вещи, что-нибудь ветрозащитное. И очки солнцезащитные. И термос с чаем. И печеньки. Подъем на вершину занимает около 4 часов. В тот день я разговаривал на английском больше, чем в автобусном туре по Норвегии. Сложилось впечатление, что иностранных туристов на Камчатке больше, чем русских. В основном европейцы, реже корейцы, японцы, китайцы. Европейцы почти все пенсионеры, но очень бодро забираются на вулканы. Познакомился с немцем, который жил в ГДР и учился в Киеве, неплохо помнит русский язык. В лагерь вернулись в шесть часов вечера.

Путь на вершину.
Путь на вершину.

Стоит отдельно рассказать про лавовые поля. Снаружи они остыли и покрылись твёрдой каменной коркой, а вот внутри температура может сохраняться на уровне 1000 градусов, и потому из трещин и разломов может исходить горячий воздух и различные газовые пары, я наблюдал, как четверо геофизиков сидели у разлома на лавовом поле и сушили свои ботинки, да и сами грелись.

На вершине Плоского Толбачика.
На вершине Плоского Толбачика.

Кратер Плоского Толбачика.
Кратер Плоского Толбачика.

11 день. Мертвый лес, лавовые пещеры, отъезд группы.

С утра собрали лагерь, кроме моей палатки, которая осталась в гордом одиночестве. Тут меня еще пару раз назвали отчаянным, но я уже привык. Все вместе на ГАЗ-66 выехали в Мёртвый лес. Мёртвый лес – это деревья, засыпанные на половину своей высоты вулканическим шлаком во время извержения 1975-1976 годов. За сорок лет деревья высохли и погибли. Поверх шлака сначала появляется мох и лишайник, затем трава. Теперь, спустя сорок лет, есть места, где растут новые деревья, но они ещё совсем маленькие.

Веротолёт МИ-8 привёз туристов иностранцев.
Веротолёт МИ-8 привёз туристов иностранцев.

Посетили кратер Звезда, в который ведут лавовые пещеры. А также конуса северного прорыва. Наверху конусов есть разломы, откуда до сих пор шел настолько горячий воздух, что вспыхивали палки, которые мы к ним подносили. Хотя конусы образовались 40 лет назад, но их недра до сих пор не остыли.

Мёртвый лес.
Мёртвый лес.

Интересная сцена прощания — перед поворотом на Козыревск ГАЗ-66 остановился, открылась дверь кунга, и из нее вылетел небольшой рюкзак, мягко приземлился на вулканический шлак, затем выпрыгнул я. Вся группа дружно помахала мне руками из окон кунга. Они уехали, а я остался один посреди шлаковой пустыни — бесконечное поле черного вулканического шлака окружало меня, лагерь был в 6 километрах.  До палатки я дошел за полтора часа, по пути встретив несколько туристических лагерей с вахтовками (они вселили в меня надежду, что и через неделю, когда вернусь, их будет столь же много).

Конусы БТТИ
Конусы БТТИ

С этого момента начинаются мои семь дней одиночного путешествия. Остаток дня я провел за сушкой мокрых вещей на солнце, наслаждаясь этим самым солнцем. Представьте: черный голый склон сопки (вокруг ни одного дерева на многие километры), у его подножия - застывшие лавовые потоки, расстилающиеся вдаль, а сверху яркое голубое небо, теплое солнце, и прямо над головой сталкиваются белые облака, меняя свою форму. Около часа я просто лежал на склоне сопки и наблюдал окружающую природу.

Ночевал на старом месте. Первая ночь в уединении в палатке — это когда каждый шорох и звук принимаешь за шум издаваемый пришедшим по твою душу медведем. Очень страшно поначалу, а потом привыкаешь.

Лиса на фоне лавового поля.
Лиса на фоне лавового поля.

12 день. Переход на реку Толуд.

Первый переход в одиночку — всего около 7-9 км. В начале необходимо пересечь застывший лавовый поток, что очень непросто, если не знать специального места для перехода. Путь через лавовый поток отмечался белыми линиями. После лавового потока подъем вверх по склону на высоту 1400 метров, затем спуск до 1000 метров, но на местности много оврагов и по пути шлаковая пустыня, постепенно переходящая в «альпийские луга».

Появляется ягода: шикша, голубика, брусника. В пути успел и ягоды поесть (особо никуда не спешил) и чая попить, вышел я в 10 утра, пришел на реку Толуд к 14-30. На реке Толуд оказалась геофизическая станция “ТОЛУД” – деревянная изба с печкой. Вторую половину дня я посвятил поиску воды. Ручей, впадающий в р. Толуд, оказался пересохшим. Сама река Толуд тоже сжалась. Ширина русла — порядка 3 метров, а поток воды шириной всего 20-30 см, но мне и этого хватило. В избе обнаружились книги, которые очень мне пригодились в ближайшие два дня.

Станция ТОЛУД.
Станция ТОЛУД.

Рядом с домом жила евражка (беренгийский суслик). Окна в доме с целью утепления были заклеены полиэтиленом. Я ночевал в доме на нарах, вечером топил печь. Ночью был сильный ветер и дождь – погода испортилась. Дом окружен стлаником, в котором запросто может находиться медведь, и потому было каждый раз страшновато выходить из дома в туалет. Когда остаешься один, начинаешь прислушиваться ко всем звукам. Если слабые нервы, то они могут и не выдержать, в темноте начинаешь вспоминать всякие истории про “черных геофизиков и альпинистов”. От ветра полиэтилен на окнах издавал хлопающие звуки, приставная деревянная лестница стучала по стене дома. Ещё тот дом ужасов. Но я ко всему довольно быстро привык, и первая ночь прошла спокойно.

Продолжение следует.

Вулкан Ключевской группы. Вид со станции Толуд.
Вулкан Ключевской группы. Вид со станции Толуд.

Камчатка
4665 интересуются