Найти тему
Ирина Ка

5 неудобных вопросов, которые стоит задать дизайнеру. И они не о портфолио

Оглавление

Я 14 лет создаю интерьеры и могу абсолютно точно сказать, что заказчики при найме дизайнера задают совершенно не те вопросы, которые стоило бы озвучить. Например, часто спрашивают о портфолио, хотя это вообще непринципиальный момент. Ведь:

  • Портфолио можно купить или сделать фэйковое (да, это можно вычислить, но кто обычно так заморачивается?).
  • Портфолио имеют все специалисты, даже закончившие месячные курсы (возможно, ничего не понимающие ни в дизайне, ни в ремонте).
  • Дизайнер может вообще не иметь открытого портфолио, если он работает в VIP сегменте. Он подписывает с заказчиками соглашение о неразглашении.

Так вот, я сформулировала действительно важные вопросы, которые помогут определиться, тот ли это специалист, который вас устроит.

1. Расскажите о себе

Дизайнеру крайне редко задают этот вопрос. Поэтому он звучит всегда неожиданно. К нему, как правило, не готовятся и отвечают спонтанно. И по реакции можно понять интересные вещи. Как человек реагирует на что-то незапланированное. Паникует? Или совершенно спокойно и искренне может выдать несколько ключевых предложений, которые характеризуют его как человека и специалиста.

2. Опишите процесс создания дизайн-проекта пошагово

Это очень принципиальный момент, который помогает понять сразу многое:

  • Является ли вообще этот человек дизайнером. Потому что только специалист, который не один раз прошел все стадии создания проекта, четко и без заминок распишет вам весь процесс чуть ли не поминутно.
  • Насколько видение процесса специалистом совпадает с вашими представлениями о создании интерьера и ведении ремонта.
  • Какой перед вами человек. Ведь то, как он описывает свою работу, какими словами это делает - содержит важную информацию. Делает это четко и содержательно? Значит, и в жизни он ценит чужое время. Говорит много и бессвязно? Возможно, и в работе он непоследователен.
  • Как он относится к своей профессии.

3. Технический вопрос

Придумайте ситуацию, которая может поставить дизайнера в тупик. Например, скажите, что хотели бы снести часть несущей стены. Или перенести унитаз в коридор. Спросите, насколько это возможно?

Вам важно посмотреть на реакцию и понять, насколько человек перед вами разбирается в технических вопросах? Дизайнер не должен знать, как правильно делать разводку электричества. Но элементарно понимать, что розетки не стоит делать над варочной поверхностью - просто обязан.

4. Конфликт интересов

Во время создания дизайн-проекта и проведения ремонтных работ - возникают разные ситуации. И конфликт интересов здесь не исключение. Например, муж хочет обычный унитаз, а жена - подвесной. Или один просит синий интерьер, другой - оранжевый.

Нормальный дизайнер это жонглер, который привык к тому, что интересы заказчиков разнятся. Он улыбнется, потому что такие ситуации уже случались с ним 100500 раз. А затем либо попросит вас договориться самостоятельно, либо предложит какой-то компромисс. Он расчертит границы, в пределах которых готов жонглировать. Но точно не смутится.

Так что смело спрашивайте у специалиста - что делать, если ваши пожелания не совпадают? Наблюдайте за реакцией.

-2

А еще важно задать вопрос - были ли у него сложные ситуации или конфликты по предыдущим проектам. Открою секрет, у специалистов с опытом всегда есть "багаж" историй. И дизайнер схитрит, если скажет, что он тут стоит перед вами в "белом пальто". Хорошо, если он честно скажет, что на стройке бывало всякое. Приведет пример "всякого" и расскажет, как разрешилась ситуация.

5. Где деньги, Зин?

Почему-то многие заказчики стесняются досконально обсуждать вопросы финансов, сроков и ответственности сторон. А это очень важный момент. Вы должны еще до подписания договора четко понимать, сколько будут стоить услуги дизайнера. А если что-то пойдет не так, какая сумма вам вернется?

Далее, по срокам. Есть оптимистичный и пессимистичный прогноз по срокам. Оптимистичный не предполагает, что возникнут какие-то задержки (чрезвычайные ситуации, недомогания с одной или другой стороны). Про пессимистичный чаще всего клиенты не спрашивают, а ведь именно он учитывает всякие непредвиденные обстоятельства.

Ваша задача - выяснить все "на берегу". Что будет, если вам не понравится дизайн? Что будет, если вы самостоятельно решите закупать материалы или у вас появится своя ремонтная бригада (родственники посоветовали).

И самое главное - важно обсудить бюджет. Без стеснений. Чтобы дизайнер не тратил свое и ваше время, прорисовывая позолоченные люстры в интерьере, который вы не потянете финансово, даже если возьмете огромные кредиты.
_____________________

И еще пожелание - будьте искренними с дизайнером. Ведь вам с этим специалистом играть в одной команде. Скрывать что-то от него бессмысленно.

У меня как-то были заказчики, которые долго не могли выбрать кровать. Я предлагала им разные варианты и уже отчаялась довести проект до конца. И только спустя почти месяц! они "раскололись", что нужна такая, которая создает как можно меньше вибраций. В предыдущей квартире соседи слишком часто стучали им по батареям в то время, когда кровать использовалась наиболее активно.
Я объяснила, что дело не в кровати. Пришлось пересмотреть весь проект, заложить в него шумоизоляцию пола. Все закончилось благополучно. Но мы потеряли полтора месяца из-за того, что я не знала важной, хоть и пикантной подробности личной жизни людей.

_____________________

У меня все. Удачного вам ремонта!