«Мало сделал? Неужели для того и родился? Как живу? Не гоняюсь ли за символами? Не рву ли куска у других, чтобы самому иметь два? Для чего? Неужели я не знаю, что туда с собой я ничего не возьму? Все остается людям. И хорошее, и дурное. И в этом оставшемся - мое бессмертие или забвение. Все остается людям»
А вы знаете откуда этот монолог выше? И вообще о чем он? И актуален ли этот монолог, эти слова для дня сегодняшнего?
Это последние слова академика Дронова из пьесы и фильма "Всё остаётся людям". Академика Дронова замечательно сыграл Николай Черкасов.
Бороться и создавать. Для того и живем. Иначе зря родился, напрасно существовал и навсегда умер. А того света нет. Даже легендарного. Нечего там человеку делать, не за что ему бороться. Дурная дезертирская легенда, ибо обещает безделье за терпение. Чепуха. Человеку надо сказать, те, кто говорят тебе «терпи, а на том свете получишь сполна» обманывают тебя. Ты умрешь и не притянешь их к ответу. Помни, все, что удалось тебе свершить на Земле – это вся твоя жизнь. Это единственно честный и смелый разговор с человеком.
И как не согласиться с тем, что говорит герой пьесы и фильма!
В середине 1950-х годов драматург Самуил Алёшин пишет пьесу "Всё остаётся людям". Пьеса незамысловатая, практически без какого-то динамичного сюжета. Просто идёт рассказ о человеке, крупном учёном - академике Дронове, ещё не старом, но уже находящемся в солидном возрасте. Дронов работает над важным проектом, проектом всей его жизни. Но чувствует себя неважно. У него онкология - надо лечиться. Для того, чтобы лечиться - надо оставить проект, оставить свой институт и посветить себя всего только лечению. Дронов принимает решение не оставлять своего проекта, нужного стране и народу и никому не говорить о своей болезни. Ему дают год. Год жизни, который у него остаётся для того, чтобы завершить начатое, чтобы правильно нацелить своих учеников в дальнейшем.
Когда я смотрю на многих людей, на то как они гонятся за славой, деньгами, имуществом или какими-то другими благами, то вспоминаются как раз слова героя Николая Черкасова. Он говорит эти слова уже в самом конце пьесы/фильма, уже понимая, что осталось очень мало времени в этой жизни. А ведь как верно написал Самуил Алёшин: "Все остается людям. И хорошее, и дурное. И в этом оставшемся - мое бессмертие или забвение".
Ведь так. Хорошие, добрые, прекрасные люди живут в своих делах, своих учениках - в том, что они сделали хорошего. И они бессмертны. А многих других забывают... а если человек сделал очень много зла, то таких помнят, конечно, но всячески стараются вычеркнуть из памяти - предать забвению.
Этот фильм, "Всё остаётся людям", был снят в 1963-м году. И это одна из лучших работ Николая Черкасова. Снял фильм замечательный режиссер Георгий Натансон. И надо сказать, что путь на экран этого фильма был непростой. Вот, что вспоминал сам Георгий Натансон.
Экранизируя на "Ленфильме" пьесу С. Алешина "Все остается людям", на главную роль я пригласил великого актера Николая Черкасова. Николай Константинович с радостью принял предложение: он не снимался уже пять лет. Я снял кинопробы Черкасова на роль академика Дронова, Андрея Попова - на роль священника отца Серафима, Элины Быстрицкой - на роль Румянцевой... И вдруг худсовет не утверждает Черкасова.
- Черкасов - творческий труп, - заявил один из членов худсовета. Его поддержали другие.
Я был в шоке. Пришлось бороться за право снимать Черкасова. Меня поддержал Георгий Товстоногов, который был в то время главой ВТО Ленинграда. Фильм запустили в производство с условием просмотра первого материала. К счастью, Черкасов и я выдержали экзамен, и съемки разрешили продолжать.
Первоначально с предложением экранизировать пьесу С.Алешина "Все остается людям" я обратился к родному "Мосфильму". И.А. Пырьев, у которого я работал ассистентом на картинах "Секретарь райкома" и "В 6 часов вечера после войны", сказал, что сценарий "Все остается людям" - сплошная болтовня, нет кинематографического действия. Его поддержал режиссер Е. Дзиган, поставивший "Мы из Кронштадта". Сценарий не приняли. Но драматург С.Алешин сумел договорится о запуске картины с директором "Ленфильма". Хотя готовый фильм без поправок был принят худсоветом, перепуганный директор "Ленфильма" потребовал вырезать ключевой эпизод, где шел идейный спор академика Дронова со священником, в котором побеждал... священник. Разве такое могло быть в те годы? "При сдаче фильма первому секретарю Ленинградского обкома товарищу Толстикову я буду уволен. Вот и делай людям добро, - грустно сказал мне директор "Ленфильма" Киселев. Но после просмотра фильма в Смольном Толстиков (это он решал, отправлять фильм для сдачи в Госкино или класть на полку) заявил: "Я поздравляю вас, товарищ Киселев! Прекрасный фильм. Замечательный Черкасов! Я узнаю старый "Ленфильм" времен "Чапаева" и "Депутата Балтики".
Когда судьба фильма еще не была решена, я неожиданно встретился в коридоре "Мосфильма" с грозным Иваном Пырьевым. Опираясь на палку, он шел ко мне. Остановился: "Подойди ко мне, Жора!". Я подошел. Он обнял меня: "Я посмотрел твою картину с Черкасовым. Сидел в зале один, а на финале фильма разрыдался. Ты сделал прекрасную картину. Мы тебя принимаем в Союз кинематографистов" (он в то время был председателем Союза).
А через несколько дней А.В. Романов сообщил мне, что фильм "Все остается людям" очень понравился Н.С.Хрущеву. Правда, когда автор сценария "Все остается людям" Самуил Алешин, я и Черкасов были представлены на Ленинскую премию, премию дали только Черкасову. Дух борьбы с космополитами еще витал в умах ответственных чиновников.
"Если бы меня спросили, какая из моих ролей доставила мне наибольшую творческую и человеческую радость, я бы, не задумываясь, ответил: академик Дронов из кинофильма "Все остается людям", - писал Черкасов в 1964 году.
И Николай Черкасов без всякого сомнения был прав, говоря о том, что эта роль доставила ему радость. Ведь всё то, что делает в фильме его герой, о чем говорит, к чему призывает - всё это остаётся важным для нас и по сей день. Мы ничего не возьмем туда. А вот все наши дела, все наши поступки останутся. И по ним нас будут помнить. Все остаётся людям! И дурное и хорошее. И это так. Нам не перехитрить судьбу, Бога, природу. Но мы можем остаться в этом мире через всё то, что мы сделали для будущего, для новых поколений... И тут вспоминается "Дядя Ваня" А.П. Чехова. Как-то перекликается фильм с этой великой пьесой и словами доктора Астрова.
Астров. ...Сел я, закрыл глаза — вот этак, и думаю: те, которые будут жить через сто-двести лет после нас и для которых мы теперь пробиваем дорогу, помянут ли нас добрым словом? Нянька, ведь не помянут!
Марина. Люди не помянут, зато бог помянет.
Астров. Вот спасибо. Хорошо ты сказала.
А я вот думаю, что и Николая Черкасова уже давно нет, и умерли недавно Самуил Алёшин и Георгий Натансон... а вот фильм есть, есть то доброе, что заложено было ими в фильме. Это, наверное, и есть бессмертие о котором говорит герой фильма академик Дронов.
Всё остаётся людям! И хорошее, и дурное...
Дмитрий Ластов
Посмотрите ещё:
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ВЫ НЕ ПРОПУСТИТЕ НОВЫХ ВЫПУСКОВ
СМОТРИТЕ ДРУГИЕ НАШИ МАТЕРИАЛЫ
ОБЯЗАТЕЛЬНО СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И КОММЕНТИРУЙТЕ НАШИ ПОСТЫ, ДЕЛАЙТЕ ПЕРЕПОСТЫ, ПИШИТЕ ВАШИ ВОСПОМИНАНИЯ И ДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ - ЭТО ВАЖНО ДЛЯ НАС