НАЧАЛО
В середине XIX в. количество иммигрирующих в США выходцев из других стран резко возросло, причем Германия как основной источник этого мощного вливания новой крови далеко опережала Италию, Ирландию, Россию и Скандинавию. Одним из таких небогатых немецких эмигрантов был Friedrich Gretsch, сын бакалейщика из Мангейма, что в Центральной Германии между Франкфуртом и Штутгартом.
Фридриху было всего шестнадцать, когда в 1872 г. он приехал в США. Поселившись в Нью-Йорке, он устроился на работу в компанию Albert Houdlett & Son, занимавшуюся производством барабанов и банджо – и это несмотря на то, что его дядя Вильям, вместе с которым он жил в Бруклине, вел успешный винный бизнес.
Судя по всему, Фридрих был намерен идти в жизни своей собственной дорогой. Он еще больше поставил на свою независимость, изменив имя на английский манер, и в 1883 г. ушел из Houdlett, основав свое дело – Fred Gretsch Manufacturing Company. В небольшом помещении на Middleton Street в Бруклине они делали ударные инструменты, банджо, тамбурины и игрушечные инструменты, которые продавали оптовым торговцам музыкальными товарами вроде Bruno или Wurlitzer.
Знакомство с делом отца сына Фридриха, Фреда, старшего из семерых его детей, родившегося в 1880 г., произошло в пятнадцатилетнем возрасте, и было настолько же скорым, насколько неожиданным. В апреле 1895 г. Фридрих с братом в первый раз за все время эмиграции поехал на родину в Германию, но, будучи в Гейдельберге, внезапно умер. Ему было всего 39 лет. Другой его сын, Louis, впоследствии вспоминал о неожиданной кончине отца: «Первой вестью, которую семья получила после его отъезда в Европу, была телеграмма о смерти и похоронах».
Решение о том, что пятнадцатилетний Фред должен бросить учебу в Wright’s Business College, чтобы окунуться в реальный мир бизнеса, как говорят, исходило главным образом от вдовы Фридриха, Розы. Так, ещё подростком, Фред оказался во главе пока ещё скромного производства с дюжиной наемных работников, располагавшегося теперь в бывшей деревянной конюшне на South 4th Street.
Рассказывают, что всякий раз, когда Фред Гретч приглашал клиента на ланч в ближайший бруклинский бар, официант, глянув на парня, заявлял: «Чтобы ты ни заказал, все равно будешь пить молоко».
Но Фред не обращал внимания на эти выпады, сегодня вполне по- тянувшие бы на дискриминацию по признаку возраста, а добродетели своей молодости со всем юношеским энтузиазмом направлял на раз- витие и расширение Fred Gretsch Manufacturing Company. Он, например, частенько забирался на крышу здания помогать дубить кожу для барабанов. К 1900 г. Фред – или Фред-старший (Fred Sr.) – расширил ассортимент производимой его компанией продукции, добавив к барабанам и банджо мандолины. Первоначальный телеграфный адрес Gretsch – Drumjolin – свидетельствует об этой производственной троице, но Фред еще организовал импорт музыкальных инструментов из Европы, в частности, познакомив американский рынок с тарелками K Zildjian. В этот же период он перевел компанию в трехэтажное здание, назад на Middleton Street в Бруклин.
НА БРОДВЕЕ
На рубеже веков в дело вошли два брата Фреда-старшего – Louis Gretsch год занимался продажами инструментов, после чего продал свою долю и ушел в риэлтерский бизнес, а Walter Gretsch продержался дольше, уйдя в 1924 г. вместе с коллегой сейлс-менеджером, чтобы основать Gretsch & Brenner, небольшую компанию, занимавшуюся импортом музыкальных инструментов и завершившую свою историю в середине 50х гг.
Тем временем Фред-старший в
начале 1900х гг. продолжал успешно расширять компанию. В 1916 г. были завершены работы в большом десятиэтажном здании на 60 Broadway, Brooklyn в Нью-Йорке, cразу за Williamsburg Bridge, что через East River соединяет Манхэттен c Бруклином. В этом большом, представительном здании офисы и мастерские Fred Gretsch Mfg Co располагались много лет.
К началу 20х гг. Gretsch мог рекламировать дилерам богатую выбором линейку инструментов, в основном под марками Rex и 20th Century, включавшую банджо (самый популярный в то время струнный инструмент), мандолины, гитары, скрипки, духовые инструменты, ударные, бубны, аккордеоны, гармоники, граммофоны и множество аксессуаров, включая струны, футляры и пульты.
В конце 20-х и в начале 30-х годов гитара начинает вытеснять банджо по популярности, как более разносторонний и привлекательный инструмент, и примерно в 1933 г. Gretsch использовал свое имя в качестве гитарного брэнда. Компания предлагала линейку акустических арк-топов серии Gretsch American Orchestra, а также ряд флэттопов, таких как Gretsch Broadkaster. Эти гитары не были какими-то необычными или особенными, хотя некоторые поздние модели в акустической линейке имели выразительные звуковые апертуры (т.н. «кошачьи глаза») и розетки треугольной формы.
Акустические инструменты Gretsch предлагались оптовикам на ряду с обширным списком других брэндов, включая гитары от двух больших чикагских производителей: Kay и Harmony. Gretsch также делали инструменты для различных торговых компаний, в т.ч. магазинов почтовой торговли типа Montgomery Ward and Sears, Roebuck. В целом, Gretsch поставлял массу разных инструментов – барабаны, гитары, банджо, мандолины... одним словом, почти все, на чем мог бы играть тогдашний начинающий музыкант.
Приблизительно в 1930 году Gretsch расширил свою сеть сбыта вглубь США, открыв на Среднем Западе страны, в Чикаго, отделение, которое возглавил Phil Nash. Вместе с нью-йоркскими фабрикой и офисом оно образовало прибыльный и эффективный бизнес на всей территории Соединенных Штатов – контора в Нью-Йорке занималась зоной от восточного побережья до Огайо, а Чикагское отделение – от Огайо до западного побережья.
ELECTROMATICALLY YOURS
Первая «испанская» электрогитара под маркой Gretsch была предложена компанией около 1939 г. Все, что о ней известно – скудное описание этой модели, носившей название Electromatic Spanish в современном каталоге Gretsch (увы, без фото). Она явно не произвела фурор на рынке, если вообще выпускалась в серийном производстве.
Электрогитары тогда не вышли из младенческого возраста и не встречали понимания ни у музыкантов, ни у производителей. Гавайские электрогитары появились в начале 30х гг., а обычные «испанские» акустические арк-топы со смонтированными датчиками и ручками регулировки выпускались такими компаниями, как Rickenbacker, National, Gibson и Epiphone в разные годы на протяже- нии 30х, но с незначительным успехом. После вступления США в войну в 1942 г. гретчевская Spanish electric из разряда рискованного эксперимента тихо канула в небытие.
В других областях деятельности компании также происходили изме- нения. Фред-старший номинально все еще числился главой Gretsch, но в действительности с начала 30х го- дов отошел от активной работы, пол- ностью посвятив себя делу, которое он действительно любил – банковс- кому бизнесу. Официально он ушел из Gretsch в 1942 г., а спустя еще де- сять лет умер.
На посту президента его сменил его третий сын, William Walter Gretsch (известный как Билл), который с середины 30х гг. возглав- лял чикагский офис компании. Билл руководил фирмой до своей пре- ждевременной кончины в 1948 году, когда ему было всего 44 года. После него президентом стал его брат Фред Гретч-младший (Fred Gretsch Jr.), до этого занимавшийся в компании финансами. Ему и предстояло руководить Gretsch в славные пятидесятые и шестидесятые.
Во время Второй мировой войны Gretsch продолжали выпус- кать музыкальные инструменты, но главным образом занимались правительственными военными контрактами, изготавливая, например, деревянные элементы противогазов.
Конечно, многие работники компании были призваны в армию, однако начиная с 1946 г. Gretsch вернулись к основному производству инструментов и постепенно реорганизовались в предприятие, способное достойно встретить вызовы новой эры пятидесятых годов.
Продолжение следует...
По материалам Guitars Magazine