В этот день 75 лет назад родился артист балета Хорхе Донн. Он был живым воплощением танца.
В 1963 году в Буэнос – Айрес, где жил 16-летний Хорхе Донн на гастроли приехала труппа Мориса Бежара «Балет XX века». Хорхе Донна поразила постановка Бежара и он понял, что теперь его целью будет попасть в труппу к этому хореографу. Но Хорхе Донн был слишком молод, и у Бежара в труппе не было для него места. Но Хорхе решил следовать за гастролирующей труппой Бежара. И вскоре, по счастливой для Хорхе случайности, ему предложили заменить одного из танцоров. Так он попал в труппу, и впоследствии он стал солист труппы Мориса Бежара «Балет XX века».
Хорхе Донн вдохновил Мориса Бежара на создание многих балетов, таких как «Бхакти» (1968), «Нижинский - клоун божий» (1971), «Голестан» (1973), «Что мне рассказывает любовь» (1974), «Наш Фауст» (1975), «Леда» (1979) и другие, в которых Хорхе исполнял главные партии.
Как раз в постановке «Леда» Хорхе Донн танцевал с Майей Плисецкой. Майя Плисецкая в своей книге «Я, Майя Плисецкая» писала: «Партнёр - мой незабвенный, добрый Хорхе Донн - был чудесен. Он - красив. Скульптурен. Царственен». В свою очередь Хорхе Донн говорил о Майе: «Это последняя живая легенда».
Хорхе Донн для Мориса Бежара был его alter ego на сцене, и он создавал для него те роли, которые хотел бы исполнить сам.
Меня поражают постановки Бежара, удивительно, как ему удавалось выражать такую сложную драматургию.
Если вы считаете, что вам не нравится балет, значит, вы не видели балетов Мориса Бежара.
25 лет назад 17 января состоялась премьера балета Мориса Бежара «Дом священника... Балет для жизни» (Le Presbytère… Ballet for Life) на музыку группы Queen и Моцарта с костюмами, созданными Версаче. Этот балет посвящен Хорхе Донну и Фредди Меркьюри и всем людям, которые ушли из жизни слишком рано. Как сказал Менандр: «Тот, кого любят боги, умирает молодым».
Названием послужила строчка «Дом священника ничуть не потерял своего очарования, а сад - яркости красок» из романа Гастона Леру «Тайна жёлтой комнаты», в этом выражается оптимистичность, несмотря ни на что жизнь продолжается.
Я очень советую посмотреть видеоверсию этого балета 1997 года. На мой взгляд, первый состав был лучшим составом. Особенно мне понравится танцовщик Жиль Роман, у которого в этом балете роль смерти. Он ученик Мориса Бежара, танцевавший практически во всех спектаклях своего учителя, а с 2007 года он является художественным руководителем Балета Мориса Бежара в Лозанне.
Жиль Роман, в образе смерти неотступно следует за всеми. И это очень символично. В 80-х годах, когда люди стали умирать СПИДа, многие люди сдавали тесты и даже те у кого не находили ВИЧ-инфекцию понимали, что смерть прошла рядом с ними.
По словам Бежара это балет про любовь и смерть.
Спектакль начинается с того, что на сцене лежат танцоры с раскинутыми руками, укрытые белыми простынями. Бежар часто использовал распятие в спектаклях о художниках, которые принесли себя в жертву искусству. Например, в постановке «Нижинский - клоун божий». Видеофрагмент из этой этого балета показывают в конце спектакля, в качестве посвящению Хорхе Донну под песню группы Queen «I Want to Break Free». Бежар говорил, что Хорхе Донн предпочел бы умереть на сцене, а умер в больнице. Я думаю то же самое можно сказать и о Фредди.
Потом танцоры на сцене начинают постепенно один за другим пробуждаться. Мне нравится, что в этом балете танцоры редко движутся синхронно. И каждый сворачивает свою простыню и, прижимая этот комочек, комочек жизни, растерянно ходит по сцене. Хаотичное растерянное движение, мне кажется, это очень точно передает смысл жизни.
И вначале все равны, все одинаковы, нет никаких ролей. А потом постепенно один танцор становится Фредди, другой Хорхе, а третий смертью.
Интересно, как Морису Бежару удалось вложить в песни группы Queen новый смысл. Например, в песню «I Was Born To Love You». Я рожден, чтобы любить тебя, а теперь тебя нет рядом, ты умер. Но я благодарен за то, что ты был в моей жизни и я испытал это чувство. Это очень глубокая мысль. Именно к этой мысли должен прийти каждый, кто потерял любимого человека.
Как сказал Жиль Роман:
«Морис всегда хотел, чтобы в этом балете был хэппи-энд. Он всегда был убежденным оптимистом и верил в человечество, даже во времена глубокой депрессии».
В балете есть очень драматичная сцена, которая передает страдания тех, кто умирает. Двух танцоров выкатывают на каталках, они обнимаются, держатся за руки и не могут смириться, что им придется расстаться.
Заканчивается балет, как и начинался, танцоры ложатся на сцену и накрываются белыми простынями и снова все становятся едины.
В этом балете Морис Бежар делает отсылки к прошлым своим постановкам к «Мефисто-вальс» на музыку Ференца Листа, балету «Ромео и Джульетта» 1966 года. И, конечно же, к фильму-балету «Я родился в Венеции» (Je suis né à Venise) 1975 года, на музыку Вагнера и Бетховена, где Хорхе играет Хорхе и Солнце, основной посыл которого «умирающий возрождается вновь». Солнце убивают, но Солнце возрождается.
Морис Бежар в нескольких своих балетах затрагивает тему судьбы творческой личности и тему жизни и смерти.
Стоит отметить, что Фредди Меркьюри очень любил балет и даже сам пробовал танцевать. В 1979 году он был приглашён участвовать в благотворительном гала-концерте лондонского Королевского балета.
Танцовщик Уэйн Иглинг поставил специально для него номер на песню «Bohemian Rhapsody» и «Crazy Little Thing Called Love». Через пять лет Фредди пригласил Уэйна Иглинга поставить хореографию для клипа на песню «I Want to Break Free», где Фредди предстает в облике фавна из знаменитого балета «Послеполуденный отдых фавна», где роль фавна исполнял Вацлав Нижинский.
И Фредди Меркьюри, как и Морис Бежар старался объединять в своем творчестве классику и своевременность, например, он использовал в своих песнях элементы оперы.
Я думаю, Фредди понравился бы балет Мориса Бежара.
«As a ballet dancer I’d be terrible… but I can kick my legs up real high!» Freddie Mercury
Кого заинтересовал это балет Мориса Бежара, советую посмотреть документальный фильм «Queen и Бежар: Балет во имя жизни» 2017 года режиссера Линна Уэйка.
Фильм начинается с рассказа о том, как возникла идея создания этого балета.
В 1996 году участники группы Queen и поклонник Фредди Меркьюри Морис Бежар встретились на открытии памятника Фредди Меркьюри в Монтрё. И общая потеря близких людей для них людей объединила их. Фредди Меркьюри умер в ноябре 1991 года, а любимый танцовщик Мориса Бежара Хорхе Донн умер в ноябре 1992 года. Они оба умерли от СПИДа в возрасте 45 лет. И у Мориса Бежара возникла идея создать балет на музыку группы Queen, в память о великом певце и великом танцовщике.
В фильме артисты балета оригинального состава и сам Морис Бежар рассказывают, как постепенно создавалась эта история, буквально, песня за песней. Сначала даже не было общей концепции. И вдруг Морису Бежару пришла идея добавить к песням группы Queen музыку Моцарта. А поскольку и Моцарт умер рано в возрасте 35 лет, то создало общую идею, этот балет стал посвящением всем, кто умер раньше своего времени. И это внесло дополнительный смысл: песни Queen– это жизнь, а музыка Моцарта символизирует смерть.
Друг Мориса Бежара Джанни Версаче, вдохновившись образами Фредди, создал костюмы для этого балета.
И в конце документального фильма показывается финал премьеры балета, где песню «The Show Must Go On» исполняет Элтон Джон с участниками группы Queen.
И в этом посвящении Элтона очень большой смысл. Ведь Элтон был другом Фредди, и у него была очень похожая судьба. Ведь все люди нетрадиционной ориентации были в зоне риска и ощущали, что смерть ходит рядом с ними. Элтон остепенился на пару лет раньше Фредди, и видимо это спасло его, но я думаю, Элтон понимал, что ему просто повезло, что его миновала эта болезнь.
Как сказал Жиль Роман об этом балете:
«Это фантастика, что мы уже 20 лет выступаем с этим балетом. Это невероятно. Шоу будет идти до тех пор, пока оно трогает зрителя, пока оно имеет смысл. Пока это так».
#балет #артисты балета #танцовщик #фредди меркьюри #документальный фильм #группа queen #майя плисецкая