Найти тему

«Университет учит живому мышлению и самоорганизации»

Саратовский университет получил в этом учебном году новый импульс развития благодаря вхождению в число участников программы «Приоритет-2030». Наша программа развития подразумевает, что у молодых исследователей появится возможность быстрее и легче влиться в науку, а у более опытных – продолжить реализацию самых смелых научных идей. СМИ СГУ запускают серию материалов о наших талантливых учёных, которые расскажут о своих замыслах и объяснят выбор профессионального пути.

Александр Садовников – молодой учёный, доцент кафедры физики открытых систем Института физики – уже около 15 лет занимается наукой. Он автор более 60 статей в центральных реферируемых отечественных и зарубежных научных журналах, получил более 5 патентов на изобретения и полезные модели и руководит множеством проектов, выполняющихся при поддержке РФФИ и РНФ. Александр рассказал о том, что его привлекает в науке и о том, какие возможности есть сегодня у молодых учёных:

«Главное в науке – это интерес. Именно он определяет, как долго ты в ней задержишься. Интерес природный, детский. Умение задавать миру вопросы. Без этого можно лишь стать заложником модных веяний. С точки зрения поддержания интереса большое влияние оказывает инфраструктура. СГУ в этом повезло: в 2012 году в рамках первого мегагранта под руководством члена-корреспондента РАН, доктора физико-математических наук, профессора Сергея Аполлоновича Никитова в университете появилась лаборатория мирового уровня, в которой я и остался, окончив аспирантуру и защитив диссертацию.

Не было бы жизни в лаборатории без научной школы и учителей. Я очень благодарен за знания доктору физико-математических наук, профессору Дмитрию Ивановичу Трубецкову, идеи которого подхватили его ученики. Научная школа складывается из накопленных знаний и опыта, семинаров, на которых и учатся будущие учёные. Это фундамент, вырабатывающий остроту мышления и позволяющий решать новые задачи. Дмитрий Иванович как-то нам рассказал про то, как Эрнест Резерфорд давал задание сотрудникам своей лаборатории: на первой встрече определялся круг вопросов для работы, а если после этого сотрудник с чувством выполненной работы спрашивал, что делать дальше, то его могли уволить. Такие истории запоминаются надолго!».

-2

Успех в науке для Александра – это радость от общего открытия. Он достигается при постоянной работе как большого коллектива, так и маленькой группы. Молодой учёный рассказал, что сейчас совместно с коллегами в лаборатории работает над концепцией альтернативной электроники и квантовой информатики. При этом важную роль играет междисциплинарный подход к научным проблемам. Это позволяет, шире рассмотрев задачу, найти верный ответ. Гибкость и открытость молодых исследователей даёт фантастический рост, считает Александр.

«Например, сейчас мы с коллегами пытаемся адаптировать разработанные нами методы исследования магнитных структур для применения в живых системах при послойном картировании клеток с магнитными частицами. Результаты планируется использовать в задачах адресной доставки лекарственных средств».

А. Садовников рассказал, кто помогает лаборатории в работе:

«Помощь учителей определяет стиль и характер взаимоотношений в коллективе. Помощь научных групп из других университетов и институтов – определяющая для нас как для экспериментаторов. Ведь растить магнитные плёнки мы не можем в стенах университета. Руководство университета помогает решать нам административные вопросы, которые возникают на всех этапах проекта: заявка, старт проекта, закупка оборудования, отчёт. Во время исследований коллеги порой задают интересные вопросы, которые могли вообще не прийти в голову – и даже не важно, ошибочны они или нет, ведь они подталкивают к раздумьям.

Осознание того, что твоим научным направлением занимается много людей в мире, тоже помогает твёрдо чувствовать себя на этом поприще. Особую поддержку оказывает команда, с которой ты работаешь над проектом. Важно ощущать рядом надёжное плечо. Это похоже на тренировку: ты договорился с кем-то бегать в 6:00 и не можешь подвести этого человека. Даже если у тебя плохое настроение и ты хочешь спать. Это взаимная ответственность. Без неё не будет работы в лаборатории».

По словам Александра, наука решает задачи, поставленные временем. Каждое открытие происходит не случайно – за ним лежит большой труд многих людей.

«Открытие, как плод у растения, освещается солнцем, питается водой. В определённое время созревает плод. Самое интересное в науке – почувствовать нужность открытия здесь и сейчас. Вопросы создания альтернативной электроники очень важны, поскольку очевидно: используемая нами электронная компонентная база ограничивает себя. Увеличения частоты процессоров, объёма жёстких дисков, скорости коммуникации между приборами и устройствами не происходит. В наш век нужны другие принципы передачи информации».

У молодых учёных есть множество возможностей реализовать свой потенциал. Они могут поступать в аспирантуру и выбирать приоритетные интересные направления, участвовать в конкурсах, грантах и групповых проектах, получать президентские стипендии и проходить стажировки в ведущих вузах России и научных центрах по всему миру.

«В науке есть правило – для обновления представлений нужно уметь работать в разных лабораториях. А такая мобильность присуща молодёжи. Вся система науки подразумевает, что молодой учёный может накапливать опыт в разных организациях.

Образование – молодой исследователь – наука. Это необходимое триединство. Университет помогает пройти школу преподавания, что учит живому мышлению и самоорганизации. Сегодня для студента СГУ открыта самостоятельная работа в лаборатории. Это не просто работа в рамках проекта, а вклад самого себя. Каждый участник обогащает группу и сам узнаёт что-то новое. Молодой учёный – не просто работник по регламенту. Университет, в свою очередь, стремится поддержать любые идеи исследователя. Не требует человекочасов или деталей в час, а помогает осуществить творческий подход».

Александр считает, что реализация программы «Приоритет-2030» даст новый импульс образованию: это и работа в лабораториях, и вовлечение в неё заинтересованных студентов.

«Наука – это прежде всего история про интерес, а потом уже – про возможности. Интерес рождается из наблюдения. Если в университете будут развиваться уникальные лаборатории, схожие с лабораториями в Америке, Австралии, Европе, Китае, это позволит исследователю получить опыт работы и не растеряться в разных уголках мира», – заключил Александр.

Текст: Екатерина Савина

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц